Работа с жалобами клиентов – это целое искусство. Не всякий умеет держаться отстраненно и контролировать ситуацию. Большинство думает, что клиент не прав, но мало кто задумывается о том, что это может быть и его ошибка.
Как в истории с печеньем.
А ведь мужчина даже не сказал ничего девушке, которая ела его печенье, и даже не рассердился на нее…
В работе с жалобами и недовольством клиентов допускается очень много ошибок, которые могут дорого обойтись как компании, так и сотрудникам. Этим ошибкам и тому, как их избежать, посвящена наша сегодняшняя статья.
Ошибка № 1
Принимать гнев клиента на личный счет
Принимая жалобы клиента на личный счет, вы рискуете поддаться эмоциям и потерять контроль над ситуацией. Очень важно сохранять терпение. Сосредоточьте внимание не на своих эмоциях, а на том, что говорит клиент.
Ошибка № 2
Прерывать клиента
Пытаться прерывать недовольного клиента, пока он не высказал все, что накипело – бесполезно. Он не услышит вас и только рассердится еще больше! Просто ждите и слушайте. Часто клиент хочет в первую очередь участия и понимания, а уже потом – решения его проблемы.
Ошибка № 3
Оправдываться
Старайтесь избегать оправданий в каком бы то ни было виде. Клиента не волнуют причины того, почему он не получил то, что хотел. Вряд ли он попытается понять вас. А вот быть понятым для него крайне важно.
Ошибка № 4
Показывать клиенту свое равнодушие
Покажите клиенту, что вы заинтересованы в решении его проблемы. Слегка кивайте головой, когда это уместно. Покажите клиенту, что вы удивлены его жалобой. Задавайте уточняющие вопросы. Можете по ходу разговора делать заметки в блокноте – этим вы еще более подчеркнете свою заинтересованность в решении проблемы клиента.
Ошибка № 5
Показывать клиенту свое пренебрежение
Переходить на личности – очень большая ошибка, которая может привести только к усугублению конфликтной ситуации. Сохраняйте дружелюбие, не смотря ни на что. Общайтесь с клиентом от лица компании. Подчеркните фактами или цифрами, что ваша компания надежная и ценит своих клиентов.
Ошибка № 6
Подставлять своих коллег
Никогда не ссылайтесь на некомпетентность своих коллег – во-первых, это не этично, а во-вторых, клиент все равно оценивает вашу компанию целиком, а не отдельных ее сотрудников. Ваша задача – в любом случае постараться оставить о компании хорошее впечатление.
Ошибка № 7
Искать виноватых
Очень часто можно услышать такое оправдание: «Это не в моей компетенции!». Даже если вы действительно не причастны к происходящему, покажите клиенту свое участие. Возьмите ответственность на себя, выслушайте его, извинитесь от имени компании и направьте к нужному человеку.
Ошибка № 8
Не задавать вопросов
Вам важно переключить внимание клиента с его эмоций на действительную проблему. Кроме того, вопросы еще раз укажут клиенту на ваше участие. Вопросы должны быть уточняющими («Что?», «Где?», «Как?») или подтверждающими («Вы утверждаете, что…», «Правильно ли я вас понимаю? В этой ситуации…»).
Ошибка № 9
Выносить оценку раньше времени
Не спешите выносить оценки, пока не разобрались в ситуации. Это может обидеть клиента, если вы ошибетесь. Кроме того, вам в любом случае придется принять ответственность за свои слова и предлагаемые решения. А возможно, все может обойтись меньшими потерями.
Ошибка № 10
Бросать клиента на произвол
Расскажите клиенту, какие дальнейшие шаги для решения его вопроса будут предприняты. Даже если вы затрудняетесь предложить какое-то решение немедленно – сообщите, когда и как вы предложите его.
Ошибка № 11
Не уложиться в сроки решения проблемы
Лучше назвать самые длинные сроки, а потом сделать все быстрее, чем наоборот. Очень важно мобильно реагировать на жалобы, чтобы исчерпать недовольство клиента как можно скорее и использовать шанс оставить о компании приятные впечатления.
Ошибка № 12
Держать клиента в неведении
Информируйте клиента о том, какие действия вы предпринимаете, даже если решение вопроса оттягивается (просто скажите, что в данный момент занимаетесь его жалобой). Клиент должен видеть, что вы о нем помните.
Ошибка № 13
Думать, что клиент всегда прав
Клиент прав, когда для вас проще уступить ему, чем бороться с ним. Клиент прав, когда речь идет о небольших действиях или вложениях с вашей стороны. Клиент прав, когда вы действительно совершили ошибку. Но если вы видите, что клиент явно пытается вас «развести», то возможно проще отказаться от работы с ним, так как его расположение вряд ли удастся вернуть.
В Вывод
Самое главное в работе с жалобами клиентов – не забывать о анализе и самонастрое. Сохраняйте хорошее настроение и относитесь ко всему просто как к получению опыта, который поможет вам проявить свои слабые места и избавиться от них!