Главная - Строительство и ремонт
Презентация на тему упражнения по технике чтения. Презентация "Совершенствование техники чтения"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Совершенствование техники чтения Работу выполнила: Борисычева Светлана Валентиновна Учитель начальных классов МБОУ СОШ №30 г.Нижнего Новгорода

2 слайд

Описание слайда:

Цель: -определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков чтения. Задачи: 1. Подбор и проведение специальных упражнений для развития и совершенствования техники чтения. 2.Определить наиболее целесообразные методы и приёмы работы, способствующие развитию скорости, осознанности и выразительности чтения. 3. Подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха).

3 слайд

Описание слайда:

Актуальность Чтение в начальной школе является не только важнейшим самостоятельным предметом, но и средством обучения, и чем успешнее дети овладеют полноценным навыком чтения, тем раньше и полнее будут реализованы их способности по учебным дисциплинам. . От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к чтению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.

4 слайд

Описание слайда:

Этапы становления навыка чтения аналитический этап синтетический этап этап автоматизации

5 слайд

Описание слайда:

Характеристики навыка чтения Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

6 слайд

Описание слайда:

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

7 слайд

Описание слайда:

Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту

8 слайд

Описание слайда:

Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

9 слайд

Описание слайда:

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

10 слайд

Описание слайда:

Условия, которые необходимо учитывать при организации работы по совершенствованию чтению: 1) упражнения в чтении должны быть каждодневными и систематическими; 2) отбор текстов для чтения не должен производиться с учетом психологических особенностей и интересов детей, и литературных особенностей текстов; 3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

11 слайд

Описание слайда:

4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок; 5)при упражнении в чтении у ребенка должна быть ситуация успеха; 6)задания должны строиться от простого к сложному; 7) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

12 слайд

Описание слайда:

Упражнения по формированию правильного и беглого чтения следует проводить в начале урока, а упражнения, связанные с осмыслением прочитанного, можно использовать при подготовке к восприятию нового материала. Упражнения можно включать на уроках окружающего мира, русского языка, изобразительного искусства, а также использовать для индивидуальной работы.

13 слайд

Описание слайда:

Типичные ошибки Искажение звукобуквенного состава 2. Наличие повторов. 3. Нарушение норм литературного произношения

14 слайд

Описание слайда:

Причины ошибок 1) несовершенство зрительного восприятия; 2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата; З) нехватка дыхания; 4) незнание орфоэпических норм; 5) незнание лексического значения слова; 6) “догадка", вызванная субъективным типом чтения.

15 слайд

Описание слайда:

Упражнения для формирования правильности чтения П е р в а я г р у п п а – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти. 1. Назови картинки 2. Опиши предмет (показать и убрать). 3. Опиши движущийся предмет 4. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных) 5. Выбери слова на данный звук 6. «Фотоглаз». 7. Заучивание четверостиший…. В т о р а я г р у п п а – упражнения со словами. 1. Повтори скороговорку, предложение, текст. 2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы. 3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания… 4. Чтение «перевёртышей». Лев ел волов. Иди искать такси, иди. 5. «Сквозная буква», «Лесенка». 6. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением). 7. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав

16 слайд

Описание слайда:

Работа над беглостью чтения Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. . Поле чтения (или угол чтения) - это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление

17 слайд

Описание слайда:

Упражнения для развития беглости чтения П е р в а я г р у п п а – упражнения для расширения поля зрения. 1. Работа по созерцанию зеленой точки. 2. Работа по таблицам Шульте. 3. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово. 4. Чтение столбиков с трафаретами. 5. Определи разницу. Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование; 6. Назови по порядку. 7. Работа с буквенными таблицами и трафаретом. 8. Наборы Т.Н.Федоренко. 9. «Фотоглаз». 10. «Угадай-ка» 11. «Кто быстрее?» 12. «Бегущая строка». 13. Работа по таблице. В т о р а я г р у п п а – упражнения для активации органов речи. 1. Артикуляционная гимнастика: а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги; б) слова, трудные для произношения. 2. Скороговорки. 4. Чистоговорки. 5. Различные виды чтения (шепотом, громко, в парах, хором, медленно, в темпе скороговоркки, с переходом нс новый текст…)

18 слайд

Описание слайда:

Работа над осознанностью чтения Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы). При этом важно учитывать, что расширение круга представлений младшего школьника о действительности должно идти от самого ребенка, его ближайшей среды обитания и окружения к более отдаленным явлениям. Необходимо проводить на уроках чтения лексическую работу. Она направлена на обеспечение понимания фактического, элементарного слоя произведения.

19 слайд

Описание слайда:

Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения П е р в а я г р у п п а – логические упражнения. 1. Какое слово лишнее и почему? 2. Чем похожи следующие слова? 3. Путем перестановки букв составь слово. 4. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог. 5. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенныхпяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово. 1. Раздели слва на группы. 2. К выделеному слову подбери нужные по смыслу слова. Травы: клевр, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик; 3. Какие буква, слог, слово лишние. а у р о ы В т о р а я г р у п п а – игры по составлению слов со словами 1. Найди слово в слове. 2. Закончи предложение 3. Шарады. 4. Ребусы. 5. Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока) 6. Найди животное среди строк. 7. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы м. Т р е т ь я г р у п п а – работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами. 1. Составь текст (перестановка предложений). 2. Составь предложения (3-4) к теме урока. 3. Закончи рассказ. Ч е т в е р т а я г р у п п а – работа с текстом (учебник). 1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы. 2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. 3. Задай вопросы по тексту или по части текста. 4. Определи, сколько частей в тексте. 5. Работа над заголовком. 5. Выборочное чтение. 6. Пересказ по вопросам и без них. 7. Составление плана текста.

20 слайд

Описание слайда:

Работа над выразительными средствами речи. Очень важно научить детей использовать выразительные средства речи: дыхание, дикцию, голос. Упражнения для развития выразительности чтения 1) упражнения, направленные на развитие четкости произношения; 2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения; 3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память; 4) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

21 слайд

Описание слайда:

Работа по формированию интереса к книге и процессу чтения Нужно ввести ребенка в мир книг, сформировать у школьников интерес к ним, знакомить с разнообразием детских книг, с работой библиотеки, привлекать к пользованию ее возможностями. Вызвать интерес к чтению помогают литературные праздники, игры, викторины, инсценировки литературных произведений, иллюстрирование произведений. Можно также использовать возможности современной техники, например, прослушивание образцов чтения рассказов артистами, просмотр мультфильмов, кинофильмов, караоке. Использовать ситуацию соревнования.

22 слайд

Описание слайда:

Описание слайда:

Литература Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. // Школа, 2007. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. - К., Педагогика, 2003. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 1994. с.10-16, с.30, с.192. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2001. с.4. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. М.: Педагогика, 1977. с.99, 215. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. - Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1975. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Книга для учителя. – «Педагогика» Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. - №5. Перова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3 – с. 16 –21. Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-экспериментальное исследование. – М., Педагогика, 1980 г. Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980. Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. Начальная школа. – 1989 - №5 – с. 15-17 Яковлева В. И. пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. – 1996 г. - № 6 – с. 12- 16.

Слайд 1

Упражнения для развития навыка чтения.
МОУ «Начальная школа детский сад №52» г. Петропавловск – Камчатский.
Учитель: Егорова Ирина Михайловна

Слайд 2

Какой слог лишний?
РЫ
МУ
ЛЫ ВЫ НЫ ТЫ СЫ
ПО ТО СО НО МО
КУ
РО ВО ДО
МЯ ЛЯ РЯ НЯ
ВЕ
СЯ ВЯ КЯ БЯ ПЯ
ТА СА МА БА
АЗ
НА КА ПА ВА
ИТ ИМ ИС ИП
ЫП
ИК ИР ИВ
ЛИ
НА ПЫ КУ ТО ДЭ

Слайд 3

Какого слога не стало?
НА ПА ТА ДА КА СА ВА РА
НА ПА ТА ДА СА ВА РА
НА НО НЫ НУ НИ НЭ НЕ
НА НО НЫ НУ НИ НЕ
НА ТО КЫ ГУ ЛИ ДЭ ВЕ
НА ТО ГУ ЛИ ДЭ ВЕ
ТАТ КАК ПАП РАР ВАВ ДАД МАМ
ТАТ КАК ПАП ВАВ ДАД МАМ
КАТ МИР ТОК ВУП СЫН ТЭД
КАТ МИР ТОК СЫН ТЭД

Слайд 4

Какие слоги поменялись местами?
КА НА ДА СА ТА ВА ФА МА
МА НА ДА СА ТА ВА ФА КА
КА НО ДУ СЫ ТЭ ВИ ГЕ МЮ
КА ГЕ ДУ СЫ ТЭ ВИ НО МЮ
КАТ НАК ДАМ САД ПАС ЛАВ
КАТ НАК ДАМ ПАС САД ЛАВ
БИЛ СУК ТАК МУЛ ПЕЛ БЫЛ
БЫЛ СУК ТАК МУЛ ПЕЛ БИЛ

Слайд 5

Чтение слов, отличающихся одной буквой.
ЛАК РАК БАК МАК ВАК ТАК КАК
ПАР БАР ВАР МАР ДАР ШАР ЖАР
СОК ТОК ДОК РОК КОК БОК ЦОК
МОЛ ПОЛ ТОЛ КОЛ ГОЛ ВОЛ ЗОЛ

Слайд 6

МЯЛ ВЯЛ ВЯЗ РЯД СЯДЬ ПЯТЬ МЯТЬ ЗЯБЬ
НЁС ПЁС ТЁС ВЁЗ ТЁК МЁД ВЁЛ ЛЁГ
ВАЛ ВОЛ ВИЛ ВЫЛ ВЯЛ ВЁЛ ВЮЛ
ТАК ТИК ТУК ТЯК ТОК ТЁК ТЮК ТЕК

Слайд 7

ДЕНЬ ПЕНЬ ЛЕНЬ ОЛЕНЬ ОСЕНЬ ЗЕЛЕНЬ РЕМЕНЬ
КОРЬ ХОРЬ ЯКОРЬ УГОРЬ УВОРЬ ХВОРЬ
НОЛЬ СОЛЬ МОЛЬ РОЛЬ ТОЛЬ БОЛЬ

Слайд 8

Договорте конец словечка.
БУМА ТЕЛЕ БЕРЛО ДОРО
- ГА
СКОВОРО ПОГО ПРИРО СВОБО ПРОСТУ
- ДА

Слайд 9

ДЕТВО МАКУЛАТУ КУЛЬТУ ЗАВТ СЕСТ КВАРТИ
- РА
- ЛА
ЧЕРНИ СТРАШИ КУК АКУ МЕТ

Слайд 10

МА
ТЕЛЕГРАМ РЕКЛА ПРОГРАМ ПАНА ПИЖА ПАЛЬ
ЗАРПЛА ВНУЧА ДЕВЧА КАПУС РЕБЯ ГРАНА
- ТА

Слайд 11

БА -
ТОН НАН НЯ ЯН БУШКА ШМАК РСУК ЛАЛАЙКА
РЕГ РЕЧЬ ДА ТОН РЁЗА ГЕМОТ СЕДА ЛЫЙ
БЕ -

Слайд 12


МЫШ МИШ МОШ КОШ КЕП РЕП ЩЕП
ГА КА ДА ТА БА ПА ВА
ШАШ ШАП ШУБ ПУШ ПЕШ КАШ КАС
КО КУ КА КЫ КЭ КЕ КЯ
Составьте с одним из слогов 13 слов.

Слайд 13

Проверяем.
МОШКА, МИШКА, МЫШКА, КОШКА, КЕПКА, РЕПКА, ЩЕПКА, ЩЁТКА ШАШКА, ШАПКА, ШУБКА, ТРУБКА, ПЕШКА, ПУШКА, КАШКА, РОМАШКА.

Слайд 14

Чтение слов с одинаковыми гласными.
МАМА ПАПА БАБА ВАТА ЛАПА ПАРА РАМА КАША
САДЫ РАДЫ РАМЫ ЛАПЫ ВАЗЫ ФАРЫ ДАРЫ ШАРЫ
ЛУНА ЛУПА РУКА МУКА ГУБА ДУГА ДУМА
РАКИ ЛАКИ МАКИ БАКИ ШАГИ ШАЛИ ЖАЛИ

Слайд 15

МИНА ЛИПА КИПА КИСА ЛИСА ПИЛА СИЛА
МЫЛИ БЫЛИ ВЫЛИ БЫКИ РЫЛИ НЫЛИ ДЫНИ
ВИЛЫ ПИЛЫ ЛИСЫ ЛИПЫ КИТЫ НИВЫ СИЛЫ
НЁС СНЁС ВЁЗ СВЁЗ МЁЛ СМЁЛ ВЁЛ СВЁЛ

Слайд 16

ПАНАМЫ ПАЛАТЫ САЛАТЫ ХАЛАТЫ НАГАНЫ ЗАВАЛЫ БАЗАРЫ
ЛАВОЧКА ЛАПОЧКА ПАПОЧКА ШАПОЧКАПАЛОЧКА ПАРОЧКА
ВОРОНКА КОЛОНКА КОРОБКА КОРОВКА ПОГОДКА ПОХОДКА СОЛОНКА СОЛОНКА

Слайд 17

Чтение слов с одинаковой концовкой.
СПАЛЕНКА СНЕЖИНКА КОРЗИНКА КРУПИНКА ТРОСТИНКА ИЗЮМИНКА ПАУТИНКА СЕСТРЁНКА
СПИЧКА ПТИЧКА ЛИСИЧКА СИНИЧКА ВОДИЧКА РЕСНИЧКА РУКАВИЧКА ПУГОВИЧКА
ЛИПОНЬКАКИСОНЬКА ЛИСОНЬКА ДОЧЕНЬКА НОЧЕНЬКА РУЧЕНЬКА РЕЧЕНЬКА СТУПЕНЬКА

Слайд 18

РЕЗНОЙ ГУБНОЙ ГЛАЗНОЙ ЗУБНОЙ СВЯЗНОЙ ОЗОРНОЙ ЗАВАРНОЙ
РЕЗВЫЙ ЛЕДОВЫЙ МЕДОВЫЙ РИСОВЫЙ КРАСИВЫЙ ПУГЛИВЫЙ БЕРЁЗОВЫЙ
ДАЧНЫЙ УДАЧНЫЙ МРАЧНЫЙ ТАБАЧНЫЙ КУЛАЧНЫЙ ЛОДОЧНЫЙ БРУСНИЧНЫЙ

Слайд 19

КЛЕВАТЬ НОЧЕВАТЬ ЗАДЕВАТЬ УЗНАВАТЬ ТАНЦЕВАТЬ
ШАГАТЬ УБЕГАТЬ ОТРУГАТЬ ЗАПРЫГАТЬ ПРОМОРГАТЬ
СПАТЬ КАПАТЬ ХЛОПАТЬ ШЛЁПАТЬ ВЫКИПАТЬ

Слайд 20

Чтение однокоренных слов.


Слайд 21

НОС, ГРИБНОЙ, ЛИСИЦА, НОСИК, ЛИСЯТА, ГРИБНИК, ГРИБОК, НОСИЩЕ, ЛИСИЙ, НОСАТЫЙ, ПЕРЕНОСИЦА, ГРИБОЧЕК, ЛИСОНЬКА, ГРИБНИЦА.
Соберите однокоренные слова.
НОС НОСИК НОСИЩЕ НОСАТЫЙ ПЕРЕНОСИЦА
ЛИСА ЛИСИЦА ЛИСИЧКА ЛИСОНЬКА ЛИСИЙ ЛИСЯТА
ГРИБ ГРИБНОЙ ГРИБНИК ГРИБНИЦА ГРИБОК ГРИБОЧЕК

Слайд 22

Назовите однокоренные слова.
НОС
НОСИК
НОСИЩЕ
НОСИШКО
НОСАТЫЙ
ПЕРЕНОСИЦА
ЛИСА
ЛИСИЦА
ЛИСИЧКА
ЛИСОНЬКА
ЛИСИЙ
ЛИСЯТА
ГРИБ
ГРИБНОЙ
ГРИБНИК
ГРИБНИЦА
ГРИБОК
ГРИБОЧЕК

Слайд 23

Чтение однокоренных слов.


Слайд 24

Соберите однокоренные слова.
ВЕСЕЛО, ВЕСНА, ВЕСЕЛЬЕ, ВОРОНА, ВЕСЕННИЙ, ВОРОНЬЁ, ВЕСЕЛИНКА, ВЕСНЯНКА, ВОРОНЁНОК, ВЕСНУШКИ.
ВЕСЕЛО ВЕСЕЛИТЬ ВЕСЕЛИНКА ВЕСЁЛЫЙ ВЕСЕЛЬЕ ВЕСЁЛЕНЬКИЙ
ВЕСНА ВЕСНУШКА ВЕСЕННИЙ ВЕСНЯНКА
ВОРОН ВОРОНА ВОРОНЬЁ ВОРОНЁНОК ВОРОНЬЕ

Слайд 25

Назовите однокоренные слова.
ВЕСЕЛО
ВЕСЕЛЬЕ
ВЕСЕЛИТЬ
ВЕСЕЛИНКА
ВЕСЕЛЕНЬКИЙ
ВЕСНА
ВЕСНУШКА
ВЕСЕННИЙ
ВЕСНЯНКА
ВОРОН
ВОРОНА
ВОРОНЬЁ
ВОРОНЁНОК
ВОРОНЬЕ

Слайд 26

Читайте быстро. Не ошибайтесь!
ЛИСТ – ЛИСТОК – ЛИСТОЧЕК – ЛИСТОПАД.
ЛИС – ЛИСА – ЛИСЁНОК – ЛИСИЙ – ЛИСИЦА.
ЛЕНЬ – ЛЕНТЯЙ – ЛЕНТЯЙКА – ЛЕНИВЫЙ.
ЛЕС – ЛЕСОК – ЛЕСНИК – ЛЕСОПАРК - ЛЕСОВОЗ.
ЛЕС, ЛИСТ, ЛИСИЦА, ЛЕНТЯЙ, ЛИСЁНОК, ЛЕСОК, ЛЕНИВЫЙ

Слайд 28

Добавьте словечко.
СА – СА – СА В ЛЕСУ БЕГАЕТ …
СО – СО – СО У ВОВЫ …
УСЬ – УСЬ – УСЬ НА ЛУГУ ПАСЁТСЯ…
ТА – ТА – ТА У НАС ДОМА …
ЧА – ЧА – ЧА ГОРИТ В КОМНАТЕ …
ТЫ – ТЫ – ТЫ СМЕТАНУ СЪЕЛИ ВСЮ …

Слайд 29

Читайте выразительно.
ТО – ТУ – ТА, ТО – ТУ – ТА, ТОСТ, ТУЗ, ВАТА, ТАКТ, ТАХТА.
ПО – ПУ – ПА, ПО – ПУ – ПА, ПАПА, ПОЗА, ПУХ, СТОПА.
КО – КУ – КА, КО – КУ – КА, КОК, КУСТ, КАСКА, ЛОМ, МУКА.

Слайд 30

Читайте выразительно.
БЕ – БЕ – БИ, МЕ – МЕ – МИ, БЕС, БИС, МЕХ, СМЕХ, МИФ, ВОЗЬМИ
ПЕ – ПЕ – ПИ, ТЕ ТЕ – ТИ, ПЕНА, ПИВО, ТЕНЬ, НАЙТИ
ФЕ – ФЕ – ФИ, ВЕ – ВЕ – ВИ, КОФЕ, ФИЗИК, ВЕК, ЗОВИ
ГЕ – ГЕ – ГИ, НЕ – НЕ – НИ, ГЕЛЬ, ГИД, ГИПС, НЕФТЬ, СНЕГ, ОНИ

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы всех детей научить хорошо читать. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во внеклассной и внешкольной жизни. По мнению психологов - скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:

I.Овладение звуко-буквенными обозначениями

На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка зрительной и слуховой памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.

II. Послоговое чтение

На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления). Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.

III. Ступень синтетического чтения

Это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения, координации движения глаз, произвольности внимания. Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.

Каковы пути и условия в выработке основных форм, методов влияющих на уровень развития техники чтения младших школьников.

Скорость, осознанность, выразительность, как основные характеристики навыка чтения, зависят от методов и приёмов работы на уроках, способствующих развитию навыка чтения.

Развитие навыков техники чтения будет эффективным, если подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха).

В системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.

Работать над развитием поля зрения и оперативной памяти.

Учитывать индивидуальные особенности детей.

Как добиться скорости чтения, осознанности и выразительности чтения?

Некоторые рекомендации, давно известны, другие отличаются новизной, главное, чтобы они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.

Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.

1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

В книге М.Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке « Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».

Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

Выдох со счетом.

Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока некончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Медвежата.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.

Мам, меду б нам,

Мам, молока б нам.

В лифте.

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый,

2. Чтение блоков.

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и т.д.). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.

Запись блоков производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

3. Отработка дикции.

Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Рекомендую лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например:

С енька с С анькой вёз С оньку на с анках.

Ш ла Саша по ш оссе и сосала суш ку.

Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто “Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

Полезным будет начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала для чтения увеличивается (2, 3, 4 строки). Так как в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста. И ребята, «делая разбежку» (читая знакомую часть скороговорки), готовились в хорошем темпе и без ошибок прочитать и новую строчку.

4. Интонационная разминка.

Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какие конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаю, правильным начать эту работу с формирования трёх умений.

    Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).

    Ставить логическое ударение в предложении.

Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова. Для этого предлагаю ……

Подай мне деревянную ложку!

Как меняется смысл предложения?

Вывод. Ударная гласная определяет правописание слова, «логически ударное» слово уточняет смысл всего предложения.

5. Развитие поля зрения .

Учёные доказали, что при чтении глаза находятся в одном из двух состояний: остановки или движения. Восприятие текста (чтение) происходит только в момент остановки глаз. Во время движения глаз текст не воспринимается. Темп чтения ребёнка во многом зависит от величины поля зрения, т. е. от количества слов, воспринимаемых им во время одной остановки глаз и числом остановок. Быстрее читать – значит «шире глядеть», т. е. захватывать в поле зрения как можно больше слов.Исследования учёных показали, что для повышения скорости чтения необходимо:

    Уменьшить число остановок глаз;

    Увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию.

Одним из средств развития поля зрения является игровой дидактический материал, а именно, числовые и буквенные карточки, которые можно использовать на уроках как гимнастику для глаз. Работа с ними не требует много времени, но даёт хорошие результаты. Сначала для расширения поля зрения детей можно использовать таблицы Шульте. Дети с увлечением будут тренировать глазки, улучшится и результаты техники чтения.

Главное правило работы по таблице таково: глаза не должны блуждать по таблице, они смотрят только на выделенный квадрат, букву, круг или движутся в определённом направлении, одновременно стараясь, увидеть справа, слева, или всё вокруг.

6. Развитие оперативной памяти.

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведется с помощью зрительных диктантов. Предлагаю следующий вариант проведения этих диктантов: работа над набором начинается на уроке чтения – чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке « ситуацию успеха».

Важно соблюдать меру в объеме материала. Лучше начинать с демонстрации одновременно одного – двух предложений и постепенно доводить до пяти – шести.

Когда же демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно использовать задания повышенной сложности:

Запишите предложения в обратном порядке;

Запишите только второе и пятое предложения;

Запишите предложения с третьего по шестое.

Тесты зрительных диктантов разработанных И. Т. Федоренко и система тренировочных упражнений для развития оперативной памяти. В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях.

Приемы и виды упражнений по развитию техники чтения учащихся.

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с нами небольшие по объему упражнения (по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание читать).

2. Жужжащее чтение. Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).

3. Ежеурочные пятиминутки чтения.

На каждом уроке в начале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Этот вид работы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики.

4. Чтение пред сном. Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

5. Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать).

Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.

6. Многократность чтения.

В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие упражнения система Федоренко – Пальченко (чтение в темпе скороговорки).

7. Приём стимулирования учащихся.

В конце урока оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер чтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса, пересчитывание и запись в дневник (ежедневно). Полезны специальные игры, способствующие развитию памяти, выработке устойчивого внимания.

8. «Губы». К плотно сжатым губам дети прикладывают палец левой руки (без звука). По команде «Вслух» дети убирают палец и читают текст. Команда подается несколько раз.

9. «Буксир 1». Учитель читает вслух дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

10. «Буксир 2». Один ученик ведет пальчиком по тексту, читая про себя, а другой читает вслух, пытаясь догнать ученика.

11.«Молния». Чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя «Молния» и продолжается до двадцати секунд.

«Прыжки». Чтение через слово, через два слова, через три слова.

12.«Восполнение пропусков слов в предложении».Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами, слогами, словами. Пропуски отмечаются пробелами, точками или заклеить слова в предложении. Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, предложению. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова в предложении, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

13.«Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком.

14. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

16. «Ловушка» (учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами; ученики ищут замену)

Оригинал текста. Веселая собачка эта Вьюшка,всем нравится: ушки- как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие,как чеснок.

Исправь.Радостная собачка Завитушка, всем нравится: ушки -торчком, хвостик полукругом, зубки беленькие, как лук.

17.«Анаграммы»

На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, их нужно найти.Упражнение на поочередное чтение слов нормально и наоборот . При таком чтении первое слово читают слева направо, второе слово справа налево и т.д. Пример: Мама алипук картину . При проведении этого упражнения у ребенка формируется представление о том, что обычное чтение – это сравнительно несложное, посильное дело.

На примере отрывка из рассказа «Выскочка»

Ншаа хотоинчья кабасо,кайла прилахае к нам с говбере Бии,и в тьчес йэто бисиркойс кире так и линазва мы ее ейби.

18. Использование таблиц Шульте /30 секунд/

Учитель засекает время (30 секунд), а дети ведут счет от 1 до 30, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1, можно обмениваться таблицами, т.к. дети выучивают расположение цифр.

Таблица Шульте

      19.Упражнения для развития техники чтения (работа по таблице слов Мисаренко Г.Г.(пособие Мисаренко Г.Г.«Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе») (таблица прилагается)

Методика Мисаренко Г.Г направлена на устранение одной из основных причин трудностей в чтении: недостаточной сформированности техники чтения.

Автор методики предлагает материал для развития умения быстро и правильно читать слова различной слоговой структуры. Систематические упражнения в чтении этого материала приводят к автоматизации восприятия «оперативных единиц чтения». При этом увеличивается скорость чтения и обеспечивается быстрое понимание смысла читаемых слов.

От группы к группе структура слова усложняется.

Методическое пособие может быть использовано для индивидуальной и групповой работы.

В начале каждого урока детям предлагают разминку:

1) ученики читают «для себя» в течение заданного учителем времени;

2) ученики читают заданное количество слов по цепочке;

3) дети объединяются в пары и читают слова или словосочетания друг другу по очереди по 1-2 слова один ученик, 1-2 слова другой;

4) дети читают хором.

5) ученики читают «для себя», отмечая галочкой незнакомые слова, по истечении времени разминки проводится словарная работа.

К столбикам слов первой группы учитель предлагает задания:

    Читают заданное кол-во слов по цепочке, напр. каждый по 3 слова.

    Работа в паре. Читают слова друг другу по очереди – 1-2 слова.

    Найдите и прочитайте среди прочитанных слов члены семьи.

    Читайте шепотом, вслух только те слова, которые оканчиваются буквой о.

20. Прием многократного чтения. Двойной замер техники чтения. /Дети начинают читать текст с самого начала/. При многократном чтении следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Проводится это так. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. После этого каждый из учеников отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать, а лучше поупражнять на этом кусочке текста артикуляционный аппарат.

    21. Чтение первого и последнего слогов на строке. ( Упражнение для развития угла зрения)

    22. Чтение этого же отрывка в темпе скороговорки.

При чтении предложений в темпе скороговорки не следует уделять внимания выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но повышены к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

23. «Складывание предложений из половинок слов». (работа в парах)

Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.

1 Ч то вы бу де те дел ать с ут ята ми?

2 Во т тут и ув иде ли ре бя та и за швы ря ли ша пка ми.

3 И ди те и во звра ти те ей вс ех ут ят!

24.«Голова-хвост»

25.«Бросок – засечка»

Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух.

26.Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:

Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);

Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).

Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя).

28.Чтение перевернутого текста:

Обычный текст переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

Это упражнение способствует: формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв; развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;

Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.

29.Сплошной текст. Текст набран без пробелов. Задача ученика прочитать его правильно.

НаполянувышлилосихаслосёнкомГордыйлосьнаблюдалзанимиКрасивыиумныэтизвериГолодноихолодноимзимойПустокругомНилисточка,нитравкиоднагорькаякораИвдругзапахсенаНаполянестоитбольшаякормушкаДобрыерукиегеряположилидушистоесеновкормушкуОнхозяинвлесуизаботитсяодеревьяхптицахзверях.

3. Чтение с решеткой . Дидактический тренажер «Решетка»

Тренажер «Решетка» представляет собой комплект четырехугольников, вырезанных из плотной бумаги размером 16х10 см. В каждом четырехугольнике вырезаны окошки размером 6х1 см. Решетки различаются шириной перегородки. В решетке №4 все перегородки между окошками равняются 4 мм. В решетке №5 - ширина перегородки 5 мм, в №6 - 6 мм.

Тренировка чтения текстов начинается с решетки №4. Она накладывается на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перпендикулярные перегородки перекрывают некоторые участки текста (буквы, буквосочетания, слова).

Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнить перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Если логические связи содержания в отдельных местах теряются, можно разрешить сдвигать решетку на 2-3 мм влево или вправо, чтобы увеличить поле видимого участка текста. Для облегчения восстановления перекрытых участков текста можно переходить к чтению вполголоса.

Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут непрерывно и сменяется чтением без решетки в течение 2-3 минут. Общее время тренировки не более 10-15 минут. Решетку №4 надо сменить на №5, когда появится ощущение легкого чтения.

Таким образом, если систематически проводить упражнения для совершенствования техники чтения на первой половине уроков, начиная с первого класса, можно научить учеников читать, воспитывая у них любовь к чтению.

Презентация "Чтение с решеткой" предназначена для младших школьников, способствует увеличению объема зрительного восприятия, улучшению техники чтения, способствует развитию смысловой догадки.

4. Чтение с прятками.

Использование компьютера позволяет также индивидуализировать процесс обучения. Каждому ребенку может выдаваться индивидуальное задание, которое выполняется в удобном для него темпе с соответствующим уровнем сложности. Компьютер - это универсальная игрушка, имеющая возможность настраиваться на конкретного ребенка, терпеливо реагировать на любые его действия, общаться с ним, обеспечивая деятельность в зоне его ближайшего развития.

Так, к примеру, можно давать задания «Набери текст» на компьютере.

А также давать учащимся прослушать аудиосказками с субтитрами. Данные упражнения развивают навыки работы с компьютером, память, мышление и воображение.

Также на уроках можно использовать компьютерные игры.

Игра «Прочитай».

На экране – Динозаврик, у которого в руках свиток. Свиток разворачивается и на нем показывается слово, которое нужно успеть прочесть. Спустя некоторое время свиток сворачивается, и требуется выбрать из картинок, расположенных по периметру игрового поля ту, о названии которой говорит это слово.

Рис. Игровая среда «Прочитай».

В случае правильного ответа время показа слова (которое можно предварительно устанавливать) уменьшается (текущая скорость чтения увеличивается на "1"), в случае неправильного – увеличивается (текущая скорость чтения уменьшается на "1"). Через некоторое время компьютер, таким образом, адаптируется к уровню чтения ученика и принуждает его работать в интенсивном режиме. Скорость чтения (в условных единицах) индицируется в нижней части игрового поля.

Дожидаться сворачивания свитка не обязательно, если играющий успел прочитать слово, то он может указать соответствующую картинку в любой момент.

При минимальной скорости, равной нулю, слово не исчезает до тех пор, пока не будет указана соответствующая картинка.

При нажатии "мышью" в область свитка можно снова вызвать на экран слово, которое было показано ранее.

Игра используется в блоке развития навыков быстрого чтения.

С целью привлечение родительской общественности создаются группы в социальных сетях «Читаем с удовольствием», где учитель целенаправленно направляет родителей на работу над скорочтением ребенка. Учитель рекомендует вести дневнички-паучки, где родителя необходимо ежедневно контролировать и записывать в дневник количество слов, прочитанных ребенком за минуту. На родительских собраниях учитель, который также ведет подобный дневник, сравнивает свои результаты с результатами, отраженными в дневничках, которые вели родители.

Скорость

Количество

Фамилия ученика

Показатели техники чтения

Уровень техники чтения

Уровень понимания прочитан-ного

Способ чтения

Кол-во и характер ошибок

Время чтения

Скорость чтения

Также в школе проводится исследование в действии «Развитие техники чтения у учащихся в начальной школе». (рис 5)

Следует отметить, что данное исследование не претендует на полное решение вопросов, касающихся развития техники чтения учащихся начальной школы.
Таким образом, использование при обучении чтению самого широкого спектра современных методов и учебных материалов с опорой на личностно - деятельностный подход стимулирует познавательную активность, создаёт положительную мотивацию и тем самым способствует формированию читательской компетенции, что, в конечном итоге, позволяет выполнить поставленные учебной программой цели и повысить качество техники чтения в школах.

Чрезмерное внимание развитию скорости чтения часто провоцирует неправильное чтение. Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения: 1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки, заучивание наизусть стихов и прозы). 2). Предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению, вводная беседа, работа с разрезной азбукой (1 класс), разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).

Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение «про себя», образцовое чтение учителя.

По мнению Назаровой Л. К. осознанность чтения – это умение читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Оно складывается из значения отдельных слов, смысла предложений, частей текста.

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием.

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования навыка чтения и понимания текстов. Авторами этих разработок стала группа педагогов и психологов: Заика Е.В., Нечаева Н.В., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Ладыженская Т.А., Симановский А.Э.

Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях нужно постараться убедить каждого родителя в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка, при этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. очень важно, - призываю я родителей, - быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку.

Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

Заключение. Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить. Быстрое чтение активизирует, процессы мышления, внимания, памяти и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения. Когда дети начнут с интересом читать, появится беглость и осмысленность чтения, повысится успеваемость и по другим предметам.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация разработана на основе методики Е. В. Заика «Упражнения для развития техники чтения» (1 класс)

Чтение слогов справа налево и наоборот ПО НА ЧИ КУ ЛЫ ТЭ ОП АН ИЧ УК ЫЛ ЭТ

Чтение слов первого столбика слева направо, второго столбика справа налево (читать по строчке) СЕЛ КОМ ЧУДО РАЗ СЛОВО ЗЕРНО СЕЛ КОМ ЧУДО РАЗ СЛОВО ЗЕРНО

Чтение слов первого столбика справа налево, второго столбика слева направо (читать по строчке) СЕЛ КОМ ЧУДО РАЗ СЛОВО ЗЕРНО СЕЛ КОМ ЧУДО РАЗ СЛОВО ЗЕРНО

Чтение строк слева направо Чудак математик В Германии жил, Он хлеб с колбасою Случайно сложил. Затем результат Положил себе в рот, Вот так Человек Изобрел Бутерброд.

Чтение строк справа налево Чудак математик В Германии жил, Он хлеб с колбасою Случайно сложил. Затем результат Положил себе в рот, Вот так Человек Изобрел Бутерброд.

Чтение строк снизу вверх и слева направо Чудак математик В Германии жил, Он хлеб с колбасою Случайно сложил. Затем результат Положил себе в рот, Вот так Человек Изобрел Бутерброд.

Чтение строк снизу вверх и справа налево Чудак математик В Германии жил, Он хлеб с колбасою Случайно сложил. Затем результат Положил себе в рот, Вот так Человек Изобрел Бутерброд.

Чтение строк на скорость Чудак математик В Германии жил, Он хлеб с колбасою Случайно сложил. Затем результат Положил себе в рот, Вот так Человек Изобрел Бутерброд.

Чтение слов по слогам (первый слог каждого слова, затем второй и третий) Какие сами, такие и сани.

Чтение текста через слово (НАЧИНАЯ С ПЕРВОГО СЛОВА) Дело в руки Не давалось: Дело Мастера боялось! Он работал неумело – Мастер сам… Боялся Дела.

Чтение текста через слово (НАЧИНАЯ СО ВТОРОГО СЛОВА) Дело в руки Не давалось: Дело Мастера боялось! Он работал неумело – Мастер сам… Боялся Дела.

Чтение строчки прикрытой нижней половиной ДАРЬЯ ДАРИТ ДИНЕ ДЫНИ.

Чтение строчки прикрытой нижней половиной БЕЛЫЕ БАРАНЫ БИЛИ В БАРАБАНЫ.

Чтение строчки с прикрытой верхней половиной НАШ ПОЛКАН ПОПАЛ В КАПКАН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

SpeedReader - программа развивающая навыки скорочтения

Skorost_chtenija_442x332.jpgSpeedReader - программа, которая поможет Вам быстро и комфортно развивать навыки скорочтения. Читая тексты с высокой скоростью, Вы сможете избавиться от проговаривания сло...

Памятка "В помощь родителям" о скорочтении

Вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо учился?Учёные доказали, что скорость чтения является важным фактором из числа влияющих на успеваемость. При низкой скорости чтения ухудшает...

Упражнения, направленные на развитие скорочтения в начальной школе на уроках литературного чтения

1. Упражнения, связанные со зрительным восприятием. Они направлены на выработку правильности чтения, внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа чтения вслух и про себя.1 классКт...

 


Читайте:



Алексей асеев - гравилогия

Алексей асеев - гравилогия

ВНИМАНИЕ! МЫ ПЕРЕЕЗЖАЕМ! Новый адрес с января 2016 года: М.Покровская д.4, 2 этаж, офис 20.(Напротив ФСБ) Если стоять к дому лицом, то вход с левой...

«Либо талант, либо связи»: почему Россия пострадает от дефицита специалистов творческих профессий

«Либо талант, либо связи»: почему Россия пострадает от дефицита специалистов творческих профессий

отметили Чтобы конкурировать в новой экономике знаний, Россия должна резко увеличить долю высококвалифицированных людей на рынке труда. К 2025 году...

Основные признаки и структура проекта Что относится к структуре проекта

Основные признаки и структура проекта Что относится к структуре проекта

Мы вновь возвращаемся к вопросу организационного структурирования проектной деятельности. На этот раз нам предстоит более детально изучить вопрос,...

Как эффективно торговаться о зарплате

Как эффективно торговаться о зарплате

Силачева Ирина В профессиональной жизни часто возникает необходимость вступить в переговоры с работодателем об условиях работы, - неважно,...

feed-image RSS