Главная - Разное
«домашние птицы» конспект занятия по развитию речи. (старшая группа.)

Юлия Канищева
Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Домашние птицы»

Цели :

Образовательные :

Закрепление знаний детей о характерных признаках домашних птиц . Расширение представлений детей о домашних птицах , их внешнем виде, образе жизни.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи , слоговой структуры слов, связной речи .

Развивающие :

Развитие речевой активности , диалогической речи , речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

Воспитательные :

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.

Материалы :

Мультимедийные технологии : экран, проектор, компьютер; видеозапись птичьего двора, веселая музыка, магнитофон, предметные картинки домашних птиц , аудиозапись «Голоса птиц » .

Ход занятия.

1. Приветствие.

Сегодня к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы выросли, повзрослели, чему научились. Но сначала нужно поприветствовать гостей. (Дети хором приветствуют гостей)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Здравствуйте милые дети, вы лучше всех на свете. Вот таких хороших я приглашаю в путешествие. Хотите? (Да) . Подумайте и скажите, на чем можно путешествовать? (Выслушиваем ответы детей) .

Сегодня я вас приглашаю отправиться на птичий двор на велосипеде. (Дети садятся на стульчик, держась за спинку стула, и изображают, как едут на велосипеде. Смотрят налево, направо. Включается веселая музыка.)

2. Речевая зарядка.

Вот мы и приехали на птичий двор. (Воспитатель включает звуки домашних птиц на магнитофоне .) Кого вы услышали? (Отвечают дети.) Я предлагаю вам поиграть.

Ра-ра-ра- начинается игра.

Ле-ле-ле- много птиц у нас в селе .

Ал-ал-ал- наш цыпленок очень мал.

Ол-ол-ол- индюшонок сел на пол.

Лу-лу-лу- гусенок спрятался в углу.

Ре-ре-ре- много уток во дворе.

Лю-лю-лю- я домашних птиц люблю .

3. Развитие фонематического слуха.

К нам пришел волшебник злой,

Он ужасный и большой.

Он руками замахал,

Птичек всех заколдовал.

Но пришли друзья – детишки,

Озорные шалунишки

Стали думать и гадать,

Как друзей расколдовать!

Я сейчас буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите правильное название птицы .

Бетух, петюх, пытух, петух.

Усыня, гузыня, гусиня, гусыня.

Интюк, индук, интук, индюк.

Удочка, утотька, уточка.

4. Закрепление название частей тела птицы .

Ребята, как одним словом назвать петуха, индюка, утку, гуся? Почему их так называют? Какую пользу приносят домашние птицы человеку ?

Превращу – ка я вас в петушков. Голова есть?. есть. туловище? …есть. Вместо рук?. крылья, вместо ног? …лапы. Вместо ногтей? …когти. Вместо рта?. клюв. отрастет сзади - …хвост, на голове – гребешок, под клювом…бородка.

5. Развитие координации речи с движением .

Давайте «петушки» встанем в круг и произнесем слова :

Ах ты, Петя – Петушок,

На макушке гребешок,

А под клювом – то бородка,

Очень гордая походка.

Рано- рано по утру

Он кричит : «Ку-ка-ре-ку!» .

(Дети повторяют слова и соответствующие движения) .

6. Закрепление понятий «тихо- громко» . Учить произносить звукоподражание в соответствии с жестом взрослого.

А сейчас поиграем в игру «Кто как кричит?» . Я буду называть и показывать домашних птиц , а вы мне ответите, кто как голос подает. Для этого разделимся на две команды : девочки будут мамами, а мальчики – птенцами. Мамы будут звать своих деток громко, а детки громко кричать не умеют, они будут отвечать тихо. (Воспитатель жестом показывает на мальчиков или девочек) .

Наши уточки с утра – кря-кря-кря. А утята отвечают тихо : кря-кря-кря.

Наши гуси у пруда –га-га-га. А гусята тихо повторяют.

Наши курочки в окно –ко-ко-ко. А цыплята тихо повторяют.

А индюк среди двора – бл-бл-бл . А индюшать тихо повторяют.

А как Петя – Петушок нам поет (все вместе) КУ-КА-РЕ-КУ!

7. Развитие тонкой моторики . Речь с движением.

В петушков я вас превращала, а теперь : два раза покружись и в гуся превратись.

Есть у нас драчливый гусь (поочередно прикоснуться большим пальцем к остальным)

Очень я его боюсь (руки в кулачки и прижать к телу)

Выгнет шею и гогочет (правая рука вверх, пальцы в щепотку

Ущипнуть меня он хочет (ритмичные «щипки» ).

8. Физкультминутка.

Вы, ребята, устали, давайте мы с вами отдохнем.

Вышли уточки на луг, кря-кря-кря! (шагают)

Пролетел веселый жук, ж-ж-ж! (машем руками – крыльями)

Гуси шеи выгибают, га-га-га! (круговые вращения шеей)

Клювом перья расправляют! (повороты туловища влево – вправо)

Ветер ветки раскачал (какчае поднятыми руками вверх)

Шарик тоже зарычал, р-р-р! (руки на поясе, наклонившись вперед смотрим перед собой)

Зашептал в воде камыш, ш-ш-ш! (подняли вверх руки, потянулись) .

И опять настала тишь, ш-ш-ш! (присели) .

9. Закрепить в речи названия птичьей семьи. Работа над звуко – слоговой структурой слова. Развивать умение верно отстукивать ритм слова и называть количество слогов.

Присаживайтесь за столы и возьмите любую картинку с изображением домашних птиц . (По одной карточке на ребенка. Воспитатель задает каждому ребенку разные вопросы : назови птицу , раздели слово на части хлопками, как называется семья, назови ласково, кто детеныш, что умеют делать)

10. Организация окончания занятия .

Ребята, давайте еще раз посмотрим на птичий двор.

Смотрим видеоклип «Птичий двор» .

Кого вы увидели в маленьком видеофильме? Где мы с вами побывали? О ком и о чем говорили? Что вам понравилось? Что показалось трудным?

Вы сегодня очень постарались, давайте похвалим за это себя. Психогимнастика и самоанализ.

Нас ждут велосипеды, пора возвращаться в детский сад. На прощание я подарю вам медальки с цыпленком.

Юлия Веревкина
Конспект занятия «Домашние птицы»

Педагог-психолог приветствует детей : Здравствуйте, ребята! Я приглашаю всех вас на «Птичий двор» (перед детьми устанавливается макет) .

Педагог-психолог предлагает детям рассмотреть картинки, затем ребятам задаются следующие вопросы :

Кто живет на птичьем дворе? Как можно назвать этих птиц ? (Домашние птицы .)

Почему их называют домашними ? (Потому, что они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.)

Как человек заботится о домашних птицах ? (Человек дает птицам корм , воду, строит для них домики-курятники, птичник.)

Какую пользу человеку приносят домашние птицы ? (Птицы дают человеку яйца , мясо, пух и перья.)

Педагог-психолог : А знаете ли вы, какие птицы живут во дворе ? Чтобы это узнать, надо загадки отгадать.

Игра «Загадки-рифмовки» .

1. Целый день она гуляет,

Травку, листья разгребает.

Выйди лишь на улицу,

Там увидишь (курицу) .

2. Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами – стук,

И зовут его? (Индюк.)

3. Я раньше солнышка встаю

И у меня прекрасный слух,

Я яркий, озорной (петух) .

4. Длинная шея,

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки (гусь) .

5. Под дождём она гуляет,

Щипать травку обожает,

«Кря» кричит. Всё это шутка. Ну, конечно, это (утка) .

Педагог-психолог : Молодцы! Вижу, умные вы дети. Про кого мы отгадали загадки? (Ответы детей) . А теперь давайте поплаваем, как уточка.

Пальчиковая гимнастика «Уточка» .

На волнах качаясь, уточка плывёт,

То нырнёт, то вынырнет – лапками гребёт.

Педагог-психолог : Замечательно! Знаете, ребята, мои домашние птицы любят добрых , ласковых людей. Сумеете ли вы позвать их ласково?

Игра «Назови ласково» (стоя с мячом) .

Утка - уточка

Петух - петушок

Курица - курочка

Индюшка - индюшечка

Цыплёнок- цыплёночек

Утёнок - утёночек

Гусёнок - гусёночек

Индюшонок - индюшоночек.

Педагог-психолог : Ой, ребята, я же забыла калитку закрыть в моём птичнике. Давайте посмотрим. Сюда прилетели дикие птицы и все они перемешались. Ребята, что же мне теперь делать? Да вы же у меня помощники хорошие, помогите расселить диких птиц на дерево , а домашних птиц во двор (на плетень) .

Игра «Рассели птиц » .

Педагог-психолог : А сейчас возьмите по птице и расселите . Домашних птиц вы куда расселите ?

Дети : Во двор.

Педагог-психолог : А диких?

Дети : На дерево.

Дети выполняют. (Диких птиц сажают на макет дерева, а домашних - на плетень около домика) .

Педагог-психолог : Давайте посмотрим, правильно ли вы сделали? Во дворе у нас какие птицы ?

Дети перечисляют, кого поселили во двор.

Педагог-психолог : А на дерево каких вы птиц поселили ?

Дети называют птиц на дереве .

Педагог-психолог : Ой, спасибо, вы настоящие помощники. Интересно, а почему же одних птиц называют дикими , а других домашними ?

Дети : Домашние птицы не умеют летать , добывать корм, живут с человеком. Он за ними ухаживает, кормит, защищает, строит теплое жилье - сарай, ферму, птичник.

Педагог-психолог : А какие птицы сами о себе заботятся, добывают корм, защищаются от врагов, строят гнёзда, и умеют летать?

Дети : Дикие птицы .

Игра «Один – много» (стоя с мячом)

Педагог-психолог бросает мяч ребенку и называет птицу в единственном числе, ребенок, бросая мяч обратно, называет эту же птицу во множественном числе. Например : селезень – селезни, петух – петухи и т. д.

Педагог-психолог рассказывает детям, что птицы , как и люди, живут семьями. Знакомство с птичьими семьями.

Помогите малышам,

Потеряли дети мам,

Без родителей, одни

Попадут в беду они.

Я рассказ начну, а вы кончайте,

Хором, дружно отвечайте :

Кого они ищут?

Стихи-подсказки :

1. Шею вытянул гусенок,

Озирается спросонок.

Еле-еле соню сына

Под крыльцом нашла … (гусыня) .

А кто папа у гусят? (гусак) (вывешивается картина «Гуси» )

2. Что стряслось у индюшонка?

Почему же он спешит?

У сарая за кадушкой.

Червяка нашла … (индюшка) .

Кто папа у индюшат? (индюк) . (вывешивается картина «Индюки» )

3. Эй, утенок, ты, куда?

Здесь собачья будка!

Ждет тебя около пруда

Твоя мама … (утка) .

Кто папа у утят? (селезень) (вывешивается картина «Утки» )

4. Ну-ка марш, назад, цыпленок!

Залезать нельзя на грядки.

Ищет тебя, волнуется

Твоя мама … (курица) .

Кто папа у цыплят? (петух) . (вывешивается картина «Куры» )

Молодцы, помогли малышам найти своих родителей. И теперь они вместе гуляют по двору. Скажите, кто с кем гуляет?

Курица и петух гуляют с цыплятами. Индюшка и индюк гуляют с индюшатами. Утка и селезень гуляют с утятами. Гусак и гусыня гуляют с гусятами.

Педагог-психолог : А теперь ещё раз повторим. Приготовьте ваши пальчики.

Пальчиковая игра «Домашние птицы »

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.)

У каждой мамы малыши все красивы, хороши! (Показывают пальчики.)

Игра «У кого кто?» (ед. и мн. число)

У курицы – цыпленок, цыплята и т. д.

Педагог-психолог : Молодцы. А сейчас мы посмотрим, знаете ли вы, как нужно относиться к птицам .

Игра «Что хорошо, что плохо» .

Дети слушают четверостишия; если считают, что услышанное – это хорошо, то хлопают в ладоши, а если плохо – топают ногами.

1. Если маленький малыш

Сыплет птицам крошки ,

Поступает плохо он, Или он хороший?

2. Злой мальчишка палку взял,

И гусей ею гонял,

Был доволен он собой.

Хороший мальчик или плохой?

3. Смастерила девочка вовсе не игрушку -

Смастерила с папой для кур кормушку.

Зерна насыпала в неё,

Плохо это или хорошо?

4. Из рогатки мальчуган

В стадо индюков стрелял

И подранил одного

Плохо это или хорошо?

5. А теперь ответить вы должны :

Как будете себя вести?

Должно решенье быть одно -

С птицами поступать только…

Все : Хорошо!

Подведение итогов занятия

Педагог-психолог : Дети, так какие птицы живут на птичьем дворе (Ответы детей.)

Педагог-психолог : Мы сегодня с вами много играли. Вам понравилось? А что вам понравилось больше всего. (Ответы детей) .

Оксана Доблер
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Домашние птицы»

Цель : Развивать активный словарь и грамматический строй речи по теме «Домашние птицы »

Задачи :

Образовательные :

Обогащать словарь по теме : “Домашние птицы” .

Формировать желание высказать свое мнение при обсуждении.

Упражнять в использовании в самостоятельной речи предлогов;

Упражнять в словообразовании (существительных за счет стечения основ, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, притяжательных прилагательных)

Упражнять в словоизменении (называние сущ-х в творительном падеже множественном) .

Уточнять представления детей о многозначности слов;

Развивать внимание, зрительныйгнозис и мнезис;

Автоматизировать в самостоятельной речи поставленные звуки;

Развивающие :

Развивать память, воображение мышление, творческое воображение, интерес к проведению опытов ;

Развивать у детей коммуникативные качества и воображение.

Развивать произвольное внимание.

Развитие дружеских взаимоотношений через игру, развитие эмпатии.

Работа по развитию самоконтроля.

Воспитывающие :

Воспитывать умение выслушивать ответ собеседника, не перебивать, не выкрикивать свой ответ;

Воспитывать бережное и ответственное отношение к домашним птицам .

Воспитывать умение работать в коллективе;

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умение работать в коллективе.

Педагогический замысел

В области «Познавательное развитие» :

Упражнять в понимании многозначности слов,

Учить делать выводы по результатам проведенного опыта,

Развитие мышления в д/и «Четвертый лишний» .

В области «Речевое развитие» :

Упражнять в словообразовании (с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; за счет слияния основ;) и образовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык подачи ответа полным предложением.

В области «Социализации – коммуникативное развитие» :

Формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия , отвечать, прислушиваться к мнению других, обосновывать свой ответ.

В области «Художественно-эстетическое развитие»

Упражнять детей в перенесении графического образа на песок, используя различный природный или бросовый материал

В области «Физическое развитие» :

Развитие кинезиологических умений и мелкой моторики

Форма организации : подгрупповое занятие

стертая дизартрия, ЭВН, Дефицит внимания)

Формы работы :игровая, беседы, слушание, обсуждение,

Оборудование :

Аудио-записи (песенка «Мои цыплятки» , «детский плач» , «голоса домашних птиц » , «Песенка цыплят» , «Воспи-пи-пи-питание» ,

Слайд-шоу «Птичьи семейки» ,

Презентации(«4 лишний» ,«Многозначное слово» )

Демонстрационные иллюстрации с домашними птицами ,

Психотерапевтическая юнгианская песочница,

Фигурки домашних птиц и животных , домик из конструктора «Курятник»

Кукла-перчатка «Девочка Катюша» ,

Маленькие песочницы с кинетическим песком,

Материал для работы в песочнице (декоративные камушки, фасоль, природный и бросовый материал,

Контурное точечное изображение цыпленка,

Оборудование к эксперименту (бумажные перья, растительное масло, жесткие кисти,досочки (клееночки) для работы с масломемкости с водой – по количеству детей,

Цветные фрагменты заборчика (по Люшеру,

Парные карточки,

Иллюстрации домашние птицы .

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети играют в группе . Звучит фонограмма «Детский плач»

На столе психотерапевтическая юнгианская песочница. В ней 1 домик (птиц , ширма, кукла-перчатка (девочка, игрушечные фигурки домашних птиц и животных .

Психолог и дети становятся вокруг песочницы :

Ребята, как вы думаете, кто это плачет? (девочка)

Посмотрите на животных и на птиц и попробуйте догадаться, из-за чего она расстроена?

Логопед. Фонограмма – шум птичьего двора

Дети : ….потому что, птицы и животные перепутались.

Психолог

Безопасно или маленьким домашним птицам гулять среди больших домашних животных ? (опасно)

Как вы думаете, что надо сделать? (отогнать)

Психолог

Так от чего Катюша ты птиц не отгоняешь ?

Психолог наклоняется к кукле, как будто куколка шепчет.

Ребята, оказывается Катюша, не знает названия домашних птиц . Поможем Катюше?

Ребята, в какое безопасное место на птичьем дворе мы можем спрятать домашних птиц (в домик, курятник)

А чтобы птички не боялись, позовем их в домик ласково?

1.«Назови ласково» (словообразование)

Дети выполняют задание, называя птицу ласково , ставят ее в домик.

Логопед :

Молодцы, вы справились с этим заданием. Отправили всех птичек в дом, а там ждали их семейки.

А теперь давайте их назовем.

На магнитную доску с проговариванием помещаются иллюстрации птиц .

1. Словообразование (называние птенцов и притяжательных прилагательных)

Утка и селезень с … утятами

У утки семья чья? (утиная)

Гусь и гусыня, с ….гусятами

У гуся семья чья? (гусиная)

Индюк и индюшка с …. индюшатами

У индюка семья чья? (индюшиная)

Курица и петух с …. цыплятами

У петуха семья? (петушиная)

Психолог :

Какие вы молодцы, знаете названия птиц . Катюша вас слушает и все запоминает. Вот вам следующее задание : Стоя на одном месте найдите, где спрятался петушок. (петушок стоит на интерактивном столе ) .

2. «4-й лишний»

Посмотрите внимательно, какая картинка не подходит.

Молодцы, давайте отдохнем, возьмем подушечки и поиграем с язычком

3. Артикуляционная гимнастика

Тянем клювики вперед

Пусть никто не отстает. (улыбка - трубочка)

За забором мы сидим (показывают зубы)

Во все стороны глядим. (Часики)

Наш индюк громко балбочет

Напугать, наверно, хочет. (похлопывание верхней губы языком)

Индюшатам толстеньким

Живется очень простенько. («Толстушки» )

А утятки-малыши

Пьют водичку от души («Худышки» втягивают щеки)

Психолог :

Давайте поиграем с пальчиками и еще раз вспомним название домашних птиц (дети продолжают сидеть на подушечках) .

4. Пальчиковая гимнастика

Большой палец касается по очереди остальных.

Есть у курицы цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки - индюшонок,

А у утки есть утенок.

Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

Сжимают и разжимают кулачки.

Психолог :

5. Игра с кинетическим песком, фасолью, декоративными камушками «Кто играет в песке»

Птенчики очень любят играть в песке. А вы? Кто внимательный, кто заметил, где находятся наши песочницы?

Работать в песочницах мы сегодня будем парами. Возьмите картинки и найдите себе пару и крепко возьмитесь за руки. (Дети ищут друг друга по парным карточкам)

Давайте подойдем к Маленьким песочницам. Работать мы будем,не разрывая рук. Посмотрите, рядом с песочницами находятся очень необычные картинки. Как вы думаете, кто на них изображен?

(на столе небольшие песочницы, рассчитанные на совместную работу двух детей, а т. ж. контурное точечное изображение цыплят, декоративный и бросовый материал для выкладывания контурных изображений в песке).

Возьмите ту картинку и тот материал, который вам больше нравится.

Дети с помощью фасоли, декоративных камушков выкладывают картинку по образцу. Логопед включает музыку (Детские песни о цыплятках)

Логопед :

Вот какие чудесные цыплятки у вас получились! А теперь давайте придумаем красивые слова, чтобы описать какие они.

6. Словообразование за счет сложения основ

У цыпленка острый клюв, значит он … (остроклювый)

У цыпленка короткий хвост …

У цыпленка короткая шея ….

У цыпленка короткие лапы ….

У цыпленка и яркий и желтый пух….

Пока дети доделывают работу, логопед включает презентацию «Многозначное слово»

7. Работа с многозначными словами

Какие же все птенчики красивые и разные. Давайте вспомним названия частей тела у птиц… (последними называют крылья)

Давайте вспомним, а только ли у птиц бывают крылья ? (самолет, крыло велосипеда, крылья носа)

Хотите увидеть, что еще модно назвать словом «крыло» или «крылья» . (да)

Тогда подойдите туда, где увидите огромное крыло (на проекторе)

Презентация

Ребята, как называются слова, у которых много значений? (Многозначные)

8. Эксперимент с перьями

Психолог :

Ой мне кажется Катюша опять захныкала. («шепчет» психологу на ушко)

Катюша у нас спрашивает, что означает поговорка «Как с гуся вода» и предлагает нам посмотреть, как гуси плавают

Логопед включает видео ролик

Психолог

Мокрым ли гусь выходит из воды? (сухим)

Смачивает водой перо, выясняют, что вода на перьях вода не задерживается.

Что происходит с водой? (скатывается)

А почему вода скатывается

Чтобы понять эту пословицу, давайте проведем эксперимент. А вы хотите в нем поучаствовать?

Дети подходят к столу и рассматривают перья (гусиные, куриные)

У водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья. Вот поэтому и говорят «Как с гуся вода»

Как вы думаете, что нужно сделать с бумажными перьями, чтобы они стали жирными? (надо смочить растительным маслом)

Дети наносят на бумагу растительное масло, смачивают лист водой, смотрят, что произошло (вода скатилась, бумага осталась сухой) (рассуждения детей)

Вывод :

Психолог

Ребята, а вы запомнили, почему говорят «Как с гуся вода» ?

Вот и Катюша говорит вам Спасибо, за то, что помогли понять поговорку. И многому научили. Теперь Катюша плакать не будет.

Логопед :

Чему мы научили Катюшу говорить? (называть ласково, называть птенцов и т. д)

Психолог :

А как же сделать так, чтоб домашние птицы у Катюши больше не убегали к домашним животным ? (нужно построить забор)

Психолог :

Правильно. Нужно построить забор. Возьмите тот фрагмент заборчика, цвет, которого вам нравится больше всего.

9. Забор по Люшеру.

Посмотрите, какой яркий заборчик у вас получился? Это значит, что с этого занятия вы уходите в хорошем настроении…

Тема «Домашние птицы» : материалы для игр и занятий с детьми 3-4 лет. Картинки домашних птиц для детей, развивающие задания для детей, речевые упражнения. Презентация на тему «Домашние птицы».

Тема «Домашние птицы»: развитие речи детей 3-4 лет

Домашние птицы: задание 1. Знакомимся с домашними птицами

Рассматривание картинок

Учимся рассматривать картинки, сравнивать, делать выводы. Узнаем, какие бывают домашние птицы и как они разговаривают. Развиваем словотворчество и «чувство языка».

Посмотри на картинку. Каких птиц ты видишь на ней? Где они живут? Как ты думаешь, почему этих птиц называют домашними?

Вышли во двор птицы со своими детками – птенцами. Давай их назовем. У утки — …(утята), у гуся — …(гусята), у индюка — …(индюшата), а у курочки — …(цыплята).

Учимся сравнивать домашних птиц. Утята и цыплята

Утята и цыплята очень похожи друг на друга. Чем они похожи? (Они желтенькие, пушистые, у них есть головка, клюв, глазки, крылышки, лапки, туловище, хвостик…). Чем они отличаются? (У цыплят клювик остренький, а у утят – тупой, похож на лопаточку. У утят лапки с перепонками, чтобы плавать, а у цыплят – нет…)

Как говорят домашние птицы? Словообразование

Утята говорят: «Кря-кря-кря» — они что делают? Крякают! Курица говорит: «кудах-тах-тах!» — она…(кудахтает). Петушок кричит: «Кукареку!» — он…(кукарекает). А как гогочут гуси? (га-га-га). Цыплятки говорят: «Пи-пи-пи» — они что делают? (Пищат). Кто еще пищит? (Мышка)

Посмотрите с малышом мультфильм по сказке В. Сутеева «Цыпленок и утенок». Еще раз обсудите с малышом, чем они похожи и чем отличаются? Как они по-разному роют ямку и ищут червячков? Почему цыпленку не удалось плавать как утенку?

Нарисуйте цыпленка и утенка желтой гуашью. Как нарисовать так, чтобы было понятно, где у нас на рисунке утенок, а где цыпленок? Пусть малыш объяснит Вам, а Вы под его диктовку будете рисовать. Спросите: «Как мне нарисовать туловище цыпленка – оно круглое или овальное? А у утенка? Какая голова у цыпленка? Круглая. А у утенка? Овальная». Вспомните, что у этих домашних птиц разные клювы и разные ножки. Утенок благодаря перепонкам на лапках хорошо плавает, а цыпленок плавать не может, но может, работая лапками, доставать червячков из земли.

Домашние птицы: задание 2. Курочка-рябушечка

Развиваем диалогическую речь

Посмотри на картинку – такое бывает или нет? Почему? Да, это картинка – небылица. Послушай небылицу.

Курочка-рябушечка,куда ты пошла?
-На речку.
-Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?
-За водичкой.
-Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
-Цыпляток поить.
-Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
-Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Что в этой небылице правда, а что придумано?

Разыграйте это диалог — небылицу с ребенком по ролям (возьмите игрушечную курочку, картинку или пальчиковую игрушку – курочку). Вы будете спрашивать, а ребенок отвечать за курочку. Затем поменяйтесь ролями.

Как очень быстро и просто сделать такие пальчиковые игрушки для инсценировок и диалогов Вы узнаете

В следующей игре придумайте свою небылицу про курочку. Вы будете спрашивать, а ребенок от имени курочки отвечать. Обсудите с малышом, куда еще могла пойти курочка и зачем? Например: «Курочка – рябушечка, куда ты пошла? На базар. Курочка-рябушечка, зачем ты пошла? За зернышками. Курочка-рябушечка, зачем тебе зернышки? Цыпляток кормить и так далее».

Именно с таких простых заданий начинается развитие словесного творчества малышей. Обязательно запишите небылицу ребенка в самодельную книжку. Нарисуйте картинку к первому сочинению малыша. Это ему покажет, как важны для Вас его достижения и вызовет интерес к словесному творчеству. Как сделать самодельную книжку Вы можете прочитать в статьях:

Задание 3. Петушок с семьей

Учимся говорить выразительно, образно, ярко. Знакомимся с жанрами рассказа и сказки. Учимся пересказывать.

Послушай рассказ «Петушок с семьей» (К.Д. Ушинский).

«Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: «Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-рябенькие! Черненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас!». Курочки с цыплятками собрались, раскудахталися; зернышком не поделились, — передралися. Петя-петушок беспорядков не любит – сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор. Сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!».

Тебе понравился петушок из рассказа? Чем он тебе понравился? Давай вместе похвалим его: на голове красный…, под носом красная…, нос у петушка…(долотцом), хвост у Пети…, на хвосте…, на ногах …(Помогите малышу вспомнить выражения из рассказа).

Как петушок звал курочек? Давай позовем их как петушок. Еще раз прочитайте слова петушка из рассказа, выделенные курсивом, чтобы их напомнить малышу. Хорошо, если у Вас будут игрушки или картинки петушка и курочек, и Вы «позовете» несколько курочек, т.е. несколько раз перескажете этот отрывок из рассказа с ребенком. В первый раз подсказывайте начала всех фраз («Курочки…, хлопотуньи…, Пестренькие…»), а малыш будет только их заканчивать. А дальше малыш будет сам вспоминать, как звал петушок курочек, а Вы – подсказывать отдельные слова. Позовите 2-3 курочек, похвалите и малыша, и петушка, и курочек.

Расскажите малышу, чем отличается рассказ и сказка . В рассказе говорится о том, что было на самом деле. А в сказках и небылицах – о том, чего не бывает. Какие сказки о петушке ты знаешь? («Кот и петух», «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Колосок» и др.) Что случилось с петушком в этих сказках?

Полезные советы:

1.Читая малышу сказки и рассказы, обращайте его внимание на яркие образные слова и фразы, восхищайтесь ими вместе с малышом («Как красиво сказал сказочник о речке! Она бурливая, говорливая!»). Привлекайте ребенка к повторению песенок героев, простых диалогов. Этим Вы закладываете основу для развития выразительной речи, обогащаете словарь малыша. Многократное повторение песенок, небылиц, потешек развивает у ребенка чувство рифмы и ритма.

2. Не волнуйтесь, если ребенок хочет много раз слушать одну и ту же сказку, хотя знает ее почти наизусть. Это ему действительно нужно для развития. И для него очень важно, что он знает наперед, что дальше будет! В дальнейшем он сам переключится на другие сказки.

Все картинки из статьи в хорошем разрешении Вы можете скачать в виде презентации в нашей группе ВКонтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под видеозаписями).

Для удобства домашних занятий с ребенком по материалам этой статьи Вы можете воспользоваться презентацией, данной ниже.

Презентация для занятий с детьми 3-4 лет по теме «Домашние птицы»

Для более удобного рассматривания картинок домашних птиц с детьми я даю здесь презентацию. Надеюсь, что это нововведение на сайте Вам понравится 🙂 и сделает занятия с детьми по материалам сайта «Родная тропинка» более комфортными для Вас и Ваших малышей.

Также презентацию по теме «Домашние птицы» и все другие презентации проекта Вы можете скачать бесплатно в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» справа под видеозаписями сообщества).

Домашние птицы: видео для детей

Видео для малышей по теме «Домашние птицы»

Какие бывают домашние птицы: видеозагадка для детей

А это загадка для детей – что это за домашние птицы ходят по двору? Как они называются?

Очень важно, чтобы малыш не только узнавал домашних птиц на картинках, но и видел их в жизни: наблюдал в деревне, как они передвигаются, как едят и пьют водичку, как плавают. В этом небольшом ролике Вы увидите видеофрагменты о домашних птицах — попросите малыша угадать, какая это домашняя птичка. Если ребенок ошибается, нажмите на паузу и еще раз внимательно рассмотрите кадр. Сравните с картинкой.

Современные дети часто ошибаются, т.к. видят домашних птиц не в жизни, а только на картинках. Видео поможет хотя бы чуть-чуть приоткрыть для них интересный мир домашних птиц.

Давайте отдохнем! Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы» для детей 3-4 лет

Наши уточки с утра – кря-кря-кря, кря-кря-кря.
Наши гуси у пруда – га-га-га, га-га-га.
А индюк среди двора – бал-бал-бал, балды-балда!

Изображая уточек и гуся, делаем такие движения: держим вместе указательный и средний пальчики. Этими двумя пальчиками и большим пальцем изображаем открывающийся и закрывающийся клюв утки и гуся в ритм словам потешки (как будто уточка говорит: кря, кря, раскрывая и закрывая свой клювик). Нужно следить, чтобы указательный и средний пальчики всё время были рядом друг с другом и не разбегались в стороны!

Изображая индюка, распрямляем все пальчики вверх как лучики солнца, тянем их как можно больше. Это хвост индюка. Надо, чтобы он был очень большим и очень красивым.
До новых встреч на сайте «Родная тропинка» в рубрике

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели.

1. Продолжать развивать подвижность щек, губ, языка.
2. Закрепить работу по развитию речевого дыхания.
3. Продолжать работу над формированием правильной голосоподачи и плавности речи.
4. Развивать мелкую и общую моторику.
5. Закрепить словарь по теме.
6. Систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека.
7. Совершенствовать умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе.
8. Отрабатывать у детей умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные и притяжательные прилагательные.
9. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги.
10. Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными.
11. Закрепить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
12. Продолжать отрабатывать с детьми способы словообразования глаголов.
13. Продолжать работу над образованием и употреблением в речи глаголов с различными приставками.
14. Продолжать совершенствовать умение детей образовывать существительные с размерно-оценочными суффиксами.
15. Повторить счет до 10.
16. Развивать память, внимание, мышление, речь.
17. Воспитывать доброе отношение детей к птицам, труду людей на птицеферме.

Оборудование.

1. Маленькие зеркала на подставке для каждого ребенка.
2. Фланелеграф.
3. Кукла в платочке и с ведерком.
4. Мячик.
5. Птичий двор из игрушек.
6. Картинки и иллюстрации по теме.
7. Цифры на карточках.
8. Указка.

Словарь.

Существительные: гусь, гуси, гусик, гусыня, гусыни, гусенок, гусята, утка, утки, уточка, селезень, селезни, утенок, утята, петух, петухи, петушок, курица, курицы, курочка, куры, хохлатка, цыпленок, цыплята, цыпленочек, индюк, индюки, индюшка, индюшки, индюшечка, индюшонок, индюшата, индюшоночек, голубь, голуби, голубочек, голубка, голубки, голубок, голубята, курятник, насест, гнездо, гребешок, шпоры, голубятня, яйцо, птенец, птенчик, поилка, кормушка, корм, пшено, зерно, хлебные крошки, червяки, мошки, жучки, гусеницы, птичий двор, птицеферма, птичница, птичник, голосище, лапищи, шеища, крылище, глазищи, клювище, перище;

Глаголы: кукарекает, кудахчет, квохчет, крякает, шипит, болбочет, воркует, кормит, покормит, накормит, перекормит, закроет, откроет, прикроет, накроет, строит, откладывает, высиживает, выводит, выкармливает;

Прилагательные: длинношеий, красноклювая, краснобородый, маленький, беспомощный, желтый, крикливый, недовольный, шустрый, куриный, сизый, утиный, голубиный, индюшачья, петушиный, гусиный, цыплячий.

I. Организационный момент.

– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор и еще раз встретим петушка с его семейством, индюка, гусей, уток, заглянем в голубятню к голубку, вместе с птичницей покормим всех домашних птиц, вспомним, какой у кого голос, и чем домашние птицы помогают нам.

– А теперь – в гости на птичий двор!

II. Артикуляционная гимнастика для выработки правильного звука [ р ].

– Ребята, когда вы встречаете своих друзей, знакомых, вы улыбаетесь?

– Улыбнемся мы и домашним птицам при встрече. Но прежде, давайте почистим наши зубки, чтобы улыбки были у нас красивыми. Поиграем в игру "Чьи зубы чище? ": рот откроем, губы растянем в улыбке, широким кончиком языка "почистим" верхние зубы с внутренней стороны, делая языком движения вверх-вниз. Следите, чтобы губы не закрывали зубы, а нижняя челюсть не двигалась (дети выполняют упражнение вместе с логопедом каждый перед своим зеркалом).

– А теперь улыбнемся друг другу и птичнице Варе, которая работает на птичьем дворе и нас встречает.

III. Работа над речевым дыханием.

– А я про Варю знаю стишок:

"Тары-бары, растабары,
У Варвары куры стары".

– Давайте и вы его расскажите (дети рассказывают хором) . Этот стишок можно рассказывать очень тихо (дети рассказывают хором тихо) ; можно рассказывать грустно (дети рассказывают грустно фронтально) .

IV. Закрепление пройденного.

1. Беседа по вопросам на изученную тему.

– Ну, вот мы и на птичьем дворе. Чей это дом? (Домашних птиц)

– А что еще называют их домом? (Птицеферму)

– Кто здесь ухаживает за домашними птицами? (Птичница)

– Еще кто-то может? (Птичник)

– А что делают птичница и птичник? (Кормят, поят, убирают, ухаживают)

– Из чего едят здесь птицы? (Из кормушки)

– Из чего пьют? (Из поилки)

– Что едят домашние птицы? (Специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)

2. Дидактическая игра "Посмотри и назови".

– Каких же домашних птиц мы здесь встретили? (Логопед показывает картинки с: петухом, курицей, гусем, уткой, индюком, голубем)

– Давайте вспомним, что есть у петуха. (Логопед показывает указкой на картинке части тела петуха, а дети называют: голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка)

3. Дидактическая игра "Кто как разговаривает?".

– Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом?

Образец:

петух – кукарекает,
курица – кудахчет, квохчет,
цыпленок – пищит,
утка – крякает,
гусь – шипит,
индюк – болбочет,
голубь – воркует.

4. Дидактическая игра "У кого кто в семье?".

– А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. (Логопед показывает картинки, а дети называют)

Образец:

петух – курица – цыпленок. Где они живут? (В курятнике)
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок;
голубь – голубка – голубок. Где они живут? (В голубятне)

Пальчиковая гимнастика "Утята". (Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов "пи-пи-пи" ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

Первый, второй – шли утята.
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался.
Громко-громко запищал:
– Пи-пи-пи!
– Не пищи, поищи!

5. Дидактическая игра "Один – много". (Логопед бросает мяч со словом, ребенок возвращает мяч, отвечая)

– На птичьем дворе я увидела курицу, а когда их будет не одна, то как скажем?

Образец:

курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата,
голубь – голуби,
голубка – голубки,
голубок – голубята.

6. Дидактическая игра "Что сначала, что потом?".

– Ребята, давайте заглянем в курятник и посмотрим, как появляются детки у кур. (Логопед предлагает детям выложить последовательно картинки, выполняют коллективно, результат проговаривают)

Образец: насест – гнездо – яйцо – птенец.

– Что курица сначала делает? (Откладывает яйца)

– А потом? (Выводятся, вылупляются птенцы)

– А затем? (Выкармливает птенцов)

7. Дидактическая игра с мячом "Подбери признак".

– Посмотрите, какие красивые домашние птицы вырастают из птенцов.

Образец:

петух (какой? ) – краснобородый, крикливый,
гусь – длинношеий,
птенец – беспомощный,
индюк – недовольный,
утка (какая? ) – красноклювая,
голубка – маленькая, быстрая,
утята (какие?) – шустрые,
голуби – сизые.

8. Дидактическая игра "У кого что?".

– А давайте посмотрим на наших птиц внимательнее. Чем они могут похвалиться? (Дети рассматривают игрушки или картинки)

Образец:

у петуха (что есть? ) – красный гребешок,
у индюка – красивый хвост,
у курицы – пестрые перья,
у гуся – длинная шея,
у голубя – маленький клюв,
у утки – широкие лапы.

9. Дидактическая игра с мячом "Назови ласково".

– Ребята, покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.

Образец:

птенец – птенчик,
петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
голубь – голубочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

10. Дидактическая игра "Считайка":

Образец: один петух – два петуха – три петуха – четыре петуха – пять петухов,

один голубь –
одна утка –
одна курочка –
одна гусыня –
одно гнездо –

– Давайте посчитаем птиц по порядку.

Образец: первый гусь – второй гусь – третий гусь – четвертый гусь – пятый гусь,

первый птенец –
первая индюшка –
первое яйцо –

V. Физминутка.

КУРОЧКА-ХОХЛАТКА

Вышла курочка-хохлатка,
(дети по кругу идут за логопедом)
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: "Ко-ко!
Не ходите далеко!
На скамейке у дорожки
(дети садятся на корточки,
руки прикладывают к щеке,
глаза закрыты)

Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
(затем глаза открывают,
встают, пальцы рук сцепляя в замок)

И цыпляток догоняет."

VII. Закрепление пройденного (продолжение).

11. Дидактическая игра "Чья, чей, чье?".

– Ой, ребята, чей это хвост? – петушиный. (Логопед показывает картинку)

чье перо? – куриное,
чей след? – утиный,
чей пух? – гусиный,
чье воркование? – голубиное,
чей писк? – цыплячий,
чья кормушка? – индюшачья.

12. Дидактическая игра"Помощники":

– Ребята, а как мы можем помочь птичнице Варе кормить птиц? Давайте вспомним все действия со словом "кормить":

Образец: покормить, накормить, перекормить.

– А со словом "закроет"?

Образец: откроет, прикроет, накроет.

13. Дидактическая игра "Потерялись слова".

– А теперь вам, ребята, надо помочь птичнице Варе найти нужные предлоги, чтобы рассказать нам стишки про домашних птиц. (Логопед указкой на картинках или на игрушечном птичьем дворе подсказывает детям отгадку)

Куры желтой детворе
Ищут зерна … (НА земле )
Показал индюк индюшке
Много зернышек … (В кормушке)
– Завтра солнце выйдет снова! –
Прокричал петух … (С забора)
Утятам будет спать тепло,
Когда их спрячет утка … (ПОД крыло)
Голубочек сизый мой
Пролетел …(НАД головой)
Птенчикам шалить нельзя –
Можно выпасть … (ИЗ гнезда)
Красивое перо индюшки
Достала птичница … (ИЗ-ПОД подушки)
Когда гулять решил ты босиком,
Стоять не надо … (ПЕРЕД индюком)
Идут утята весело гуськом
На дальний пруд … (ЗА червяком)
Цыпляток маленький отряд
Букашек ищет … (МЕЖДУ гряд)
Как только положат в кормушку зерна,
Выйдет петух … (ИЗ-ЗА угла)

14. Дидактическая игра "Хвастуны".

– Ой, ребята, посмотрите, как заважничали домашние птицы. Они чем-то хвастаются. (Логопед указкой на картинке или на игрушке показывает называемую им часть тела птицы)

Образец: у петуха (что? ) – не голос, а голосище,

у индюка – не хвост, а хвостище,
у утки – не лапы, а лапищи,
у гуся – не шея, а шеища,
у курицы – не крыло, а крылище,
у голубя – не глаза, а глазищи,
у селезня – не клюв, а клювище,
у гусыни – не перо, а перище.

VIII. Итог.

– Ну вот, пришло время прощаться нам с птицами. Скажем им и птичнице Варе спасибо и до свидания. (Дети проговаривают хором, логопед убирает картинки с фланелеграфа, убирает игрушечный птичий двор)
– Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были?
– Кому помогали?
– Кого из домашних птиц встречали?
– Полезны ли для человека домашние птицы?
– Чем? (Они дают мясо, яйца, перо, пух)
– Надо ли человеку ухаживать за птицами?
– Почему?
– Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы.

Литература:

1. Лопухина И.С. "Логопедия. Речь, ритм, движение."–СПб.:КОРОНА принт, 2004.

2. Петрова Т.И., Петрова Е.С. "Игры и занятия по развитию речи дошкольников"– М.:Школьная Пресса, 2004.

 


Читайте:



Как рекомендовать для поступления в аспирантуру

Как рекомендовать для поступления в аспирантуру

Когда годы обучения студента подходят к концу, и получение диплома уже близко, стоит задуматься о поиске достойного места работы. Ускорить...

Пять тибетцев запускаем энергетические потоки Что такое нисходящий поток

Пять тибетцев запускаем энергетические потоки Что такое нисходящий поток

Энергия есть основа всего, ибо в ней одной заложены все возможности. Основной энергетический поток человека состоит из двух потоков противоположных...

Увольнение при ликвидации организации Как расторгнуть трудовой договор связи с ликвидацией предприятия

Увольнение при ликвидации организации Как расторгнуть трудовой договор связи с ликвидацией предприятия

Увольнение в связи с ликвидацией предприятия - это стресс для работников в связи с потерей заработка. Законодатель предусмотрел для них некоторые...

Повышение зарплаты бюджетникам

Повышение зарплаты бюджетникам

Учитель - профессия благородная и нужная. Первого учителя помнят если не все, то многие уж точно. В свою очередь, учитель помнит каждого ученика,...

feed-image RSS