Главная - Из-за Рубежа
Эффективность использования периодических изданий в обслуживании пользователей в отделе технико-экономической и сельскохозяйственной литературы. Использование возможностей периодических изданий в приобщении к чтению (из опыта работы отдела периодических и

1. Алексеев, Н. Г. Использование критериев спроса и стоимости в управлении комплектованием фонда периодических изданий [Текст] / Н. Г. Алексеев, Л. И. Госина // Управление библиотекой: новые идеи и практические решения: сб. тр. / Рос. гос. б-ка. - М., 1995. - Вып. 1. - С. 89-101.

2. Библиотекарю о консервации документов [Текст]: учеб.-метод. пособ. - СПБ., 2004. - 156 с.

3. Вебстер, Д. Как противостоять журнальному кризису [Текст] / Д. Вебстер // Науч. и техн. б-ки. - 2008. - № 5. - С. 94-103.

4. Великова, К. М. Анализ использования периодических изданий [Текст] / Великова К. М., Драбкина М. И. // Науч. и техн. б-ки. - 2008. - № 10. - С. 10-13.

5. ГОСТ 7.50-2002. Консервация документов. Общие требования [Текст]. - Взамен ГОСТ 7.53-86 ; введ. 2002-07-01.

6. Гусева, В. Н. Формирование фонда деловой литературы на основе анализа читательского спроса [Текст] / В. Н. Гусева// Науч. и техн. б-ки. - 2009. - № 4. - С. 54-59.

7. Дубров, А. П. Критерии и показатели для формирования оптимального иностранного журнального фонда многопрофильных научных библиотек [Текст] / А. П. Дубров, О. Л. Красикова // Организация и ресурсы информационно-библиотечного обслуживания специалистов и ученых: межведомств. сб. науч. тр. / ГПНТБ СО РАН. - Новосибирск, 1995. - С. 92-99.

8. Задубовский, И. И. Принцип организации журнального фонда НТБ [Текст] / И. И. Задубовский// Науч. и техн. б-ки. -2006. - № 10. - С. 39-41.

9. Изучение формирования и использования фондов Российской национальной библиотеки [Текст]// Перспективы развития фондов научных библиотек / сост. Р. И. Богачева, А. В. Кокорев, С. И. Ковригина, С. А. Колесник; науч. ред. И. М. Алексеева. - М., 1995. - Вып. 19. - 42 с.

10. Информационно-справочный портал LIBRARY.RU [Электронный ресурс]

11. Использование журнальных фондов [Текст]// Перспективы развития фондов научных библиотек / сост. В. Лучинкина, ред. Ю. А. Гриханов. - М., 1995. - Вып. 7. - С. 44-50.

12. Коломейчук, Е. М. Периодические издания в фондах центральных универсальных библиотек субъектов Российской Федерации [Текст] / Е. М. Коломейчук // Науч. и техн. б-ки. - 2009. - № 7. - С. 46-52.

13. Медведева, И. Е. Анализ использования иностранных журналов в научно-технических библиотеках [Текст] / И. Е. Медведева, В. С. Лучко, Г. Ф. Зверева // Науч. и техн. б-ки. - 1999. - № 7. - С. 26-28.

14. Митракова, Н. А. Определение сроков хранения периодических изданий в библиотеке вуза [Текст] / Н. А. Митракова, Е.И. Балмуш // Науч. и техн. б-ки. - 2009. - № 2. - С. 20-21.

15. Мотульский, Р. С. Моделирование как основа формирования фонда периодических изданий библиотеки вуза [Текст] / Р. С. Мотульский // Науч. и техн. б-ки. -2009 - № 9. - С. 28-33.

16. Подкорытова, Н. И. Комплектование фондов в условиях рыночной экономики [Текст] / Н. И. Подкорытова // Науч. и техн. б-ки. -2003. - № 4. - С. 37-41.

17. Приказ Министерства культуры РФ № 32 от 20 февраля 2008 г. "Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)" [Текст] // Сборник нормативно-правовых документов. - М., 2006.

18. Раев, А. Г. Анализ читательского спроса в крупной библиотеке [Текст] / А.Г. Раев // Науч. и техн. б-ки. -2009. - № 8. - С. 36-37.

19. Родионов, А. Я. Анализ запросов на периодическую литературу с целью оптимального комплектования и оперативности исполнения заказов в ПИКе ВИНИТИ [Текст] / А. Я Родионов // НТИ. Сер. 1. -2008. - № 8. - С. 23-25.

20. Савина, Е. А. Периодические издания в фонде библиотеки города Гуково [Текст] / Е. А. Савина// Науч. и техн. б-ки. - 2009. - № 7. - С. 52-56.

21. Сайт информационного агентства Интегрум http://www.integrum.ru/ [Электронный ресурс]

22. Сайт Национального электронно-информационного консорциума www.neicon.ru [Электронный ресурс]

23. Сайт проекта "Журнальнй зал" http://magazines.russ.ru [Электронный ресурс]

24. Сайт Российской национальной библиотеки www.nlr.ru [Электронный ресурс]

25. Сайт Челябинской областной универсальной научной библиотеки unilib.chel.su [Электронный ресурс]

26. Селиверстова, Е. Т. Полнота и соответствие - категории качества библиотечного фонда [Текст] / Е. Т. Селиверстова //Научные и технические библиотеки. -2008. - № 9. - С. 8-12.

27. Слуцкая, К. К. Удовлетворение запросов читателей - критерий качества обслуживания [Текст] / К. К. Слуцкая // Науч. и техн. б-ки. -2007. - № 3. - С. 3-5.

28. Терешин, В. И. Библиотечный фонд: [Текст] / В. Терешин. - Изд. второе, испр. и доп. - М. : ИПО Профиздат, 2000. - 176 с.

29. Терешин, В. И. Полнота библиотечного фонда: теоретический аспект, пути реализации [Текст] / В. И. Терешин // Науч. и техн. б-ки. - 2004. - № 6. - С. 3-8.

30. Шарабчиев, Ю. Т. К методике выбора журналов, наиболее значимых для специалистов [Текст] / Ю. Т. Шарабчиев // НТИ. Сер. 1. -2001. - № 11. - С. 25-29.

Найдется ли такой человек, который не любит новостей? Конечно, нет. Все мы очень любознательны. Обо всем новом, что нас интересует, расскажут газеты и журналы. 24 июня в библиотеке-филиале №9 прошел день периодики «Обо всём на свете в журнале и газете» . К этому дню была оформлена выставка с одноимённым названием. Периодика для выставки подбиралась исходя из читательских потребностей и интересов пользователей разных возрастных категорий.

Детей младшего возраста ждали прекрасные издания журналов «Том и Джерри», «Мурзилка», «Юный натуралист», «Мир Принцесс», «Скуби-Ду», «Свирель».

У ребят средней возрастной группы и старшеклассников наибольшей популярностью пользуются журналы «Маруся», «Юный техник», «Золотой ключик». Это яркие, красочные, полезные издания, с массой интересных публикаций, которые затрагивают и помогают решать молодежные проблемы. В них ребята находят для себя интереснейшие, увлекательные статьи на самые разнообразные темы из мира животных и растений, истории, географии, искусства, литературы. А также материалы, посвященные актуальным для детей проблемам: школьной жизни, достижениям сверстников, увлечениям и хобби. Кроме того, в журнале много интересных заданий, конкурсов и викторин.

Для взрослых читателей были представлены такие периодические издания как «Рыболов», «Наука и Жизнь», «Природа и Человек», «Приусадебное хозяйство», «Коллекция караван историй», «Крестьянка», «Добрые советы», «За рулем».

Любой желающий имел возможность полистать журналы, получить консультацию по интересующим вопросам. Предложенные материалы дали возможность каждому читателю найти интересующую их информацию на любую тему. Журналы с массой интересных публикаций помогают найти ответы на многие вопросы, в них публикуются советы психологов, юристов, врачей. В периодических изданиях много хороших идей, которые вдохновят читателей на создание рукодельных украшений, а также описание всех необходимых умений.

Дни периодики не только привлекают в библиотеку новых читателей, но и позволяют опытным пользователям лучше ориентироваться в информационных ресурсах библиотеки и повышают интерес посетителей к периодическим изданиям.









Г.Т. Золотова ,
заведующая отделом периодических изданий
ТОУНБ имени А.С. Пушкина

Использование возможностей периодических изданий в приобщении к чтению (из опыта работы отдела периодических изданий)

Отдел периодических изданий ТОУНБ имени А.С. Пушкина функционирует в структуре библиотеки чуть более 25 лет. Это один из наиболее посещаемых отделов библиотеки. В 2004 г. к нам обратилось 5866 пользователей (или 28,6% от общего числа по единой регистрационной картотеке ОБ), каждый из них воспользовался услугами отдела не менее 4 раз в год. Число посещений составило — 24557 (10,7%), средняя посещаемость в день равна — 82. Выдано за год — 248917 экземпляров текущей и ретроспективной периодики (23,1%). Если учесть, что выдача периодических изданий всеми структурными подразделениями библиотеки составляет 30,8%, то совершенно очевидны возможности и масштабы нашего отдела. Однако следует сразу пояснить, что отдел периодических изданий не является единственным фондодержателем периодики. Из 101671 единицы хранения периодических изданий библиотеки лишь 7785 находятся непосредственно в нашем отделе (7,66%). Значительная часть ретроспективного фонда периодики сосредоточена в отделе основного книгохранения, газеты и журналы по вопросам техники, сельского хозяйства, музыки, библиографии, иностранная периодика находятся в соответствующих отраслевых отделах библиотеки.

Подсобный фонд отдела небольшой, но очень динамичный. Поступление новых документов происходит каждый день. Ежегодно — это около 2000 новых единиц. Газеты и журналы находятся в отделе от 1 до 5 лет (включая текущий год), все остальные годовые комплекты передаются на длительное хранение (за исключением дублетных, рекламных и разрозненных экземпляров). Скорость кольцевого движения наиболее спрашиваемых изданий очень велика. Так, например, газеты «Советский спорт», «Комсомольская правда», «ВДВ», журналы «Государство и право», «Финансы», «Гео», «Главбух», »Российский экономический журнал» и другие выдаются в течение одного дня многократно.

Для большинства наших посетителей чтение по-прежнему остается необходимым и привычным занятием. Прежде всего — это деловое (или учебное), а уж затем — досуговое, развлекательное. Учитывая статус областной научной библиотеки, это вполне закономерно. Из 260 названий периодических изданий, которые мы получали в 2004 г., лишь 30 являются массовыми, популярными, развлекательными. Некоторые из них мы расположили в открытом фонде. Здесь представлено 20 названий газет в основном тамбовских и 17 названий журналов (в том числе литературно-художественных, полученных по программе Института «Открытое общество». Это позволило расширить информационное пространство для читателей, предоставило им право для самостоятельного выбора. В 2004 г. этим правом воспользовалось более 2-х тысяч человек, а дополнительно им было выдано 14914 экземпляров периодических изданий (из них газет — 9122 ед.). Вернулись мы к такому расположению фонда (от которого были вынуждены отказаться в 1999 году) по одной простой причине, а именно резкому снижению выдачи газет. За 10 лет мы потеряли больше 34 тысяч. Похожая картина наблюдается и с чтением литературно-художественных, литературоведческих журналов. Этот показатель стал меньше на 10 тысяч единиц.

Пик читательского интереса к чтению периодики за последние 15 лет приходится на 1995-1998 гг. В 1999 гг. объем текущего комплектования резко сократился. Количество названий периодических изданий по подписке в отделе периодики уменьшилось в 2 раза. Это не могло не отразиться на наших показателях. Сейчас мы стараемся стабилизировать положение. Расширяем репертуар периодических изданий, вернули свободный доступ к части подсобного фонда, изучаем читательский спрос на периодику, направляем наши усилия на привлечение новых читателей. За последние 3 года отдел стал получать более 30 названий новых газет и журналов, часть которых для подписки рекомендовали наши пользователи. Свое пожелание они отражают, прежде всего, в специальной картотеке, а также в анкетах. Нас не может не радовать положительная динамика роста группы научных работников. С 95 человек в 1990 г. до 280 — в 2004, т.е. в 2,5 раза. Мы провели анализ этой группы за 8 месяцев текущего года. Из 190 человек — 5 докторов наук, 53 кандидата, 98 аспирантов. Чтобы лучше узнать читательские потребности научных работников, мы приступили к анкетированию. Более 30 анкет уже заполнено. Подведение итогов предполагается в конце этого года.

Стабильно растет количество учащейся молодежи, прежде всего за счет студентов гуманитарных специальностей, им мы уделяем особое внимание. С 1996 г. их стало больше на 1 тысячу. Доминирующее положение учащейся молодежи в составе отдела — 62% (а по всей библиотеке 57,8%) не пугает нас. Учащиеся, студенчество, работающая молодежь — это как раз тот потенциал, на который возлагаются большие надежды. Именно они в ближайшее время будут участвовать и уже участвуют в развитии экономики, науки, культуры. Увеличивается число читателей, получающих второе образование или продолжающих учиться в аспирантуре.

Популяризация чтения в молодежной среде — дело непростое, так как «… молодежь стала прагматичной. Духовность, чтение литературы (вообще и художественной в частности) для современных молодых людей — второстепенные ценности. Студенты ориентируются на другие жизненные идеалы. На острие внимания многих — заработок. Они стараются читать лишь то, что нужно для зарабатывания денег…» (Профессор, социолог Анатолий Овсянников). Предлагая те или иные услуги для молодежной аудитории, мы стараемся учитывать их интересы и помнить, что любое наше мероприятие — это посягательство на свободное время юношей и девушек.

Поэтому, приглашая их на творческие встречи, обзоры, экскурсии, стараемся приложить все усилия, чтобы им было интересно, чтобы они захотели встретиться с нами вновь.

Не в лучшую сторону изменилась ситуация в составе пользователей-специалистов. По сравнению с 1997 г. их стало меньше на 11,2%. Нас тревожит снижение числа учителей (на 3,5%), инженерно-технических работников (на 6,8%), экономистов (на 0,8%), рабочих (на 1,8%). В 2006 г. мы планируем проанализировать эти читательские группы, предложить им ответить на вопросы нашей анкеты с целью изучения их читательских потребностей.

Отдел участвует в комплексных информационных мероприятиях, которые проводит наша библиотека для специалистов разного профиля. Например, в «круглом столе» «Библиотеки и правовое просвещение населения» для учителей города (сентябрь 2004 года). Более 40 изданий было представлено из нашего фонда на стендах: «Правовая периодика«, »Правовые центры: опыт и перспективы«. Для участия в Дне бухгалтера (март 2005 года) мы подготовили выставку периодических изданий, обзор и буклет. В апреле текущего года состоялось еще одно масштабное мероприятие в библиотеке — День информации «Новые поступления 2004 года», на котором

всего было представлено 1200 документов (из них 80 — газет и журналов нашего отдела). Просмотр посетило 1216 человек. Среди них преподаватели и учащиеся учебных заведений города, специалисты разного профиля. Вниманию посетителей предлагались консультации, обзоры, беседы. В подобных комплексных мероприятиях обычно принимает участие от 3 до 10 структурных подразделений библиотеки. Такие просмотры, дни информации и дни специалистов значительно повышают уровень раскрытия библиотечных ресурсов и престиж библиотеки как социокультурного и информационного центра.

Проблема снижения интереса к книге, чтению давно волнует коллектив отдела периодических изданий. Анализируя информационно-массовую деятельность отдела за последние 15 лет, нельзя не заметить следующей закономерности. Большинство мероприятий служило продвижению периодики в широкие слои населения и особенно молодежи, ее популяризации. Накопился определенный опыт культурно-просветительной, досуговой работы по формированию культуры чтения газет и журналов, читательского вкуса и знакомства с талантливыми авторами современности. О некоторых, наиболее удачных, я хотела бы рассказать чуть подробнее. Отдел проводит регулярно встречи с коллективами редакций газет и журналов. Это традиционная, апробированная форма библиотечной деятельности.

С 1995 по 2005 г. таких встреч было организовано 12 . У нас в гостях были редакции: газет «Наедине», «Новая тамбовская газета», «Тамбовское время», «Литературный премьер-клуб», «Тамбовская жизнь», «Новости» литературного альмана «Пигмалион»; журнала «Кредо» и др. Одно из последних мероприятий (март 2005 г.) было посвящено газете «Тамбовский курьер». Кроме журналистов в зале присутствовали члены общественного совета газеты, постоянные авторы, активные читатели, студенты факультета журналистики. В программу встречи были включены: акция дарения, розыгрыш бесплатной редакционной подписки на газету, награждение победителей конкурса сканвордов. Присутствующие увидели, как на современной компьютерной технике делается газета, верстается номер. Каждый получил только что отпечатанный специальный выпуск. После привычной презентации газеты встреча продолжалась в форме «круглого стола» на тему: «Роль образования, православия, культуры в возрождении духовных ценностей». Каждая подобная встреча — это процесс живого общения и обмена мнениями журналистов и читателей газеты. А мы помогли им встретиться.

Несомненной удачей явился вечер, посвященный московскому журналу поэзии «Арион», который состоялся в октябре 1997 г. В актовом зале библиотеки читали свои стихи Инна Лиснянская, Татьяна Бек, Тимур Кибиров, Алексей Алехин. На выставочных стендах были представлены многочисленные публикации известных поэтов из литературно-художественных журналов, альманаха «День поэзии», сборники стихов. Столичных гостей представлял поэт и ученый-филолог Сергей Бирюков.

Именно он организовал в Тамбове в 1990 г. Международную независимую научно-творческую организацию «Академия Зауми». При Академии существует литературная студия «АЗ», с которой мы сотрудничаем все эти годы. Состав студии все время обновляется — это студенты, учащиеся школ, аспиранты тамбовских вузов, вольные поэты и свободные художники. Они издают газеты, литературные альманахи, участвуют в литературных конкурсах. Например, Елена Владимирова и Екатерина Лебедева участвовали во втором форуме молодых писателей России (14-18 октября 2002 г.), Алексей Шепелев вышел в финал литературной премии «Дебют» (2002), Александр Федулов выступил с докладом на международной конференции-фестивале «Поэтический язык рубежа XX-XXI веков и современные стратегии». Участники студии «АЗ» организуют открытые заседания, публичные выступления, акции. Некоторые из них проходят в стенах нашей библиотеки, с нашим участием и с нашей помощью. За 10 лет сотрудничества я насчитала около 20 таких встреч, презентаций, авторских вечеров. Назову лишь несколько: «Человеческий голос» — звуковая книга Сергея Бирюкова (февраль 1997 г.); «Поэзия и магия Романа Минаева» — вечер памяти молодого поэта (октябрь 2000 г.); презентация антологии «Нестоличная литература» (март 2002 г.); «Сорок лет на двоих» — творческий вечер Юлии Антоновой и Антона Веселовского (декабрь 2004 г.). 24 марта 2005 года в Международный день поэзии состоялась презентация книги стихов «ReАнимация» Тони Тимченко. Сейчас мы готовим новую встречу. Уверены, что в зале окажутся не только «азовцы», но и члены других литературных объединений и просто любители русской словесности.

Для привлечения внимания жителей города к нашим мероприятиям, к чтению периодики мы неоднократно использовали местные СМИ. Например, участвовали в радиопередаче, посвященной 200-летию А.С. Пушкина (июль 1999 г.). В прямом эфире шел разговор о новых, наиболее интересных юбилейных статьях в периоди-

ке, посвященных поэту. Две публикации в газетах «Тамбовская жизнь» и «Тамбовский вестник» были опубликованы в марте того же года, когда отмечалось 2000-летие введения Христианства. Это сообщение о православной периодике в фонде областной библиотеки и в частности о газете «Тамбовские епархиальные вести». Снимались видеорепортажи о выставках отдела: «Новые материалы о гибели Пушкина», к 70-летию Риммы Казаковой, «Афины — 2004 год». Один из последних был посвящен лауреату Нобелевской премии этого года — драматургу Гарольду Пинтеру (телеканал «Олимп», 18 сентября 2005 г.).

По-прежнему практикуем в работе библиотечные книжно-иллюстративные выставки, которые имеют не только ярко выраженные рекламные функции, но и позволяют более наглядно представить ту или иную тему, проблему. Эта форма деятельности дает нам большие возможности для маневра: от экспозиции 2-3 изданий до демонстрации нескольких десятков. Всего за 15 лет мы оформили более 430 экспозиций, треть которых посвящена литературе (русской классике, современным авторам, зарубежным писателям). По статусу большинство из выставок были самостоятельными, тематическими, жанровыми. Например, «Историческая проза на страницах журналов», «Современная публицистика», «О поэтах и поэзии», «Писатели-фантасты о будущем человечества», «Частные мемуары на страницах периодики» и др. Часть оформленных экспозиций сопровождала массовые мероприятия отдела (творческие вечера, встречи, презентации), о которых я говорила выше. Кроме обычных библиотечных витрин, мы использовали стенды, позволяющие более наглядно представить актуальную тему, рекламируемое издание или творчество автора. Так, например, готовясь к встрече с Василием Аксеновым и Игорем Шайтановым (сентябрь 2005 г.), возникло желание показать историю Букеровской премии, проследить ее развитие, представить зрителям всех лауреатов. Это более 30 экспонатов: портретов, статей из газет и журналов, буклетов. Намного интереснее они смотрелись на таком стенде. Экспозиция привлекла внимание посетителей, а некоторые материалы заинтересовали даже Василия Павловича и Игоря Олеговича. Прежде чем мы научились оформлять такие выставки, мы немало экспериментировали. Экспозиции «Силуэты старого города» (фотографии Тамбова), «Пушкин — сказочник глазами русских художников» (репродукции, открытки), «Мир глазами ребенка» (работы учащихся ДХШ № 2) пользовались большим вниманием у посети-

Опытом работы с периодическими изданиями мы многократно делились со своими коллегами, выступали перед библиотекарями городских, районных, сельских филиалов на семинарах. Выезжали

в Уваровскую, Сосновскую ЦБС. Встречались со школьными библиотекарями Тамбовского района. Дважды публиковались в сборнике «Библиотеки Тамбовской области», вып.1,2. Многочисленные встречи с читателями проходили как в стенах библиотеки, так и в школьных классах, студенческих аудиториях, в различных учреждениях города. Всего проведено за 15 лет 152 обзора, из них более 100 - на литературные темы. Последняя из которых — «Литературные премии …года». В течение 6 лет мною были подготовлены обзоры материалов из периодических изданий о лауреатах Нобелевской, Букеровской (Лондон), Государственной премии РФ, Букер — Открытая Россия, Пушкинской, имени Юрия Казакова, Булата Окуджавы, Сергея Довлатова и др. Мои слушатели: коллеги по работе, студенты гуманитарных факультетов (филологии, связи с общественностью), учащиеся школ № №28,33, учителя русского языка и литературы. Только в текущем году проведено 7 обзоров, на которых присутствовало около 300 человек. На выставочных стендах были представлены одновременно до 60 экспонатов: оригинальные статьи из периодики, ксерокопии, портреты писателей, книги. Рассказывая о произведении-лауреате, я предлагаю слушателям различные источники: журнальный вариант, отдельную книгу, только что поступившую в фонд библиотеки, другие произведения этого автора. Например, рекламировала четырехтомник «Проза новой России» (издательство «Вагриус»), который вышел массовым тиражом и поступил во многие библиотеки области. С удовольствием использую мультимедийные иллюстрации во время проведения обзоров. Предлагала посмотреть фрагмент из кинофильма «Жестокий романс», когда звучит известный, всеми любимый романс «Мохнатый шмель». Лауреат Государственной премии РФ 2003 г. поэт и переводчик Григорий Кружков — автор перевода баллады Киплинга «За цыганской звездой». Именно эти стихи использовали авторы фильма. Видеокассета представлена сектором новой литературы. Мне удалось сделать запись нескольких голосов поэтов: Беллы Ахмадулиной, Инны Лиснянской, Ирины Ермаковой. Их мне помогли найти коллеги из отделов: музыкально-нотного и автоматизации. Мы использовали возможности фонотеки и Интернета. Все это позволяет делать общение с читателями более эмоциональным, ярким, запоминающимся.

Наши сегодняшние мероприятия, конечно же, отличаются от подобных 15-летней давности: меняется время, меняемся мы, меняются наши слушатели, зрители, читатели. Существенно измени-

лись и источники информации. Сейчас много говорят о новой форме чтения — электронной книге (газете, журнале). Все чаще речь идет о полном вытеснении в ближайшее время традиционной бумажной литературы экранными текстами. Хотя, по-моему, у бумажного издания есть и остаются несомненные преимущества. Например, журнал или газету можно взять в руки в любой момент, в любой обстановке. Читать, перечитывать, просто листать наугад. Но время не остановишь, глупо не замечать происходящего. Пусть будет и то и другое. Главное, чтобы неизменным остался интерес к литературе, культуре и чтению. Нельзя не согласиться с афоризмом: «Если люди перестанут читать, они перестанут думать».

Библиотека: исторический аспект и современное состояние [Текст]: материалы науч.-практ. конференции / Тамб. обл. универс. науч. б-ка им. А.С. Пушкина; сост. Л.Н. Патрина. — Тамбов, 2005.

Роль периодической печати в жизни общества велика. Газеты и журналы несут читателям оперативную информацию обо всем, что происходит вокруг, освещают наиболее интересные события, факты, сведения, отвечают на интересующие нас вопросы.

От времени написания книги до выхода ее в свет проходят годы. Между тем, в газетах этот промежуток времени исчисляется днями, а в журналах – несколькими месяцами. Поэтому именно в периодике так ощутимо дыхание времени.

В журналах содержатся оперативные сведения практически по любой теме. Надо только уметь их вылавливать, пропуская через решето своего интереса. С помощью периодических изданий можно работать над расширением познавательного интереса, воспитывать лучшие черты характера.

Периодические издания играют неоценимую роль в воспитании молодого поколения: как очень мобильный способ получения информации, они отражают многие современные проблемы молодежи и тем самым способствуют ее социализации. Детские газеты и журналы способствуют расширению познавательных интересов детей, стремятся формировать сознательное отношение к учению – главной трудовой деятельности учащихся.


Репертуар детских и подростковых журналов сейчас достаточно интересен и разнообразен. Почти вся детская газетно-журнальная продукция прекрасно иллюстрирована, издается на хорошей бумаге. Молодое поколение часто предпочитает книге журнал, так как разнообразное жанровое содержание и хороший информационный материал удовлетворяют их вкусам и интересам. То же самое можно сказать о подростковой периодике.

К сожалению, из-за постоянного роста стоимости подписки периодические издания становятся доступными все более ограниченному кругу людей. Между тем библиотеки, в большей или меньшей степени, располагают подпиской на периодические издания. Придя к нам, ребенок встретит и квалифицированного библиотекаря, который поможет ему в определении приоритетов чтения.

Всю информацию, которую содержит периодическая печать, условно можно разделить на текущую (или событийную) и базисную. Текущая информация посвящена конкретным событиям, учит разбираться в нравственных конфликтах детей и подростков, оценивает их, анализирует сложные ситуации, требующие морального выбора.

Базисная информация помогает осмыслить те отдельные факты, явления, с которыми дети сталкивались сами, о которых прочли или услышали, и обобщить в мировоззренческие категории.

Если текущая информация, как правило, устаревает быстро, теряет свою актуальность, то базисная носит долговременный характер.

Собирая читателю информацию, детская пресса активно принимает участие в формировании политического опыта (интернационализма, толерантности), формировании здорового образа жизни.

Чтобы научить ребят правильно и регулярно читать журналы и газеты, следует использовать различные формы наглядной и массовой работы. Пропаганда периодических изданий должна быть оперативной, т.е. информация «на злобу дня» должна быть доведена до читателя в короткий срок. Оперативность достигается организацией открытого доступа и справочно-библиографического аппарата, позволяющих быстро удовлетворить запрос читателя.

Предлагаем названия выставок , так или иначе связанных с представлением периодики:

·«Наша пресса – на все интересы»,

·«Газета – окно в мир, где живет твой кумир»,

·«Что лист печатный нам готовит»,

·«Страна Журналия»,

·«Почтовый дилижанс»,

·«По страницам модных журналов»,

·«О чем рассказывают журналы» и др.

На стеллаже с периодикой можно поместить плакат или памятку с рекомендациями:

«Не читай все подряд. Прежде, чем читать, просмотри заголовки всех статей, это поможет тебе выбрать нужное и интересное. Объяснение непонятных слов найди в словаре; пользуйся картой, найди на ней те места, о которых прочитал».

Текст памятки, адресованной старшеклассникам, может быть таким:

2. В газете (журнале) следует представлять себе постоянное расположение материалов, внутренних и международных.

3. Просмотр газеты следует начинать с передовой статьи . Ее место – слева или вверху первой полосы. Передовая – пульс сегодняшнего дня. Она расскажет тебе о первоочередных задачах и проблемах страны, науке, технике, культурной жизни. Заголовок передовой статьи всегда четко обозначает ее тему.

4. Далее – обширный просмотр газеты (журнала). Его технология сродни просмотру книги, только оглавлением-путеводителем служат рубрики и заголовки. Сопоставив заголовок статьи с рубрикой, под которой она помещена, почти всегда можно сказать тему очерка, фельетона, репортажа, информации. Уточнить эту тему поможет подзаголовок.

5. Интересно тебе? – Читай! Останови свое внимание и на фамилии журналиста, на звании или должностном положении автора.

6. С особым вниманием читай материалы, которые могут тебе пригодиться – на уроке, в сочинении, в разговоре.

7. Нет ни одного номера журнала, в котором бы не рассказывалось о чем-то нужном, интересном. Надо уметь увидеть эти материалы , прочитать их. Систематическое чтение газет и журналов позволит тебе быть знающим человеком, который всегда может рассказать о том, что происходит в мире, в стране.

8. Как же приучить себя к чтению периодики? На первых порах заставляй себя прочитать хотя бы все заголовки на всех полосах газеты (журнала). Наверняка один-два из них привлекут твое внимание. Прочти статьи под этими заголовками. Вот уже есть одна-две темы, с которыми ты знаком. Если ты сумеешь и в дальнейшем заставлять себя следить за ними, то не только познакомишься с мнениями других по заинтересовавшему тебя вопросу, но сможешь сформировать и свое.

9. Есть одно-единственное, обязательное условие развития интереса к газете (журналу). Это последовательность, регулярность чтения .

Практически все формы работы с читателями: индивидуальные и групповые беседы, обзоры, выставки – должны включать рекомендацию статей из журналов и газет. Полезно вести папки газетных и журнальных вырезок, куда помещать важный, актуальный материал. Тематические папки часто становятся уникальными пособиями для читателей в изучении, например, истории родного края.

I.Нужно ответить на вопросы, касающиеся журналов и газет на выставке в библиотеке. Можно использовать вопросы, касающиеся периодики в целом. Например:

·Постоянный раздел в газете или журнале (рубрика).

·Кто отвечает за исправление грамматических ошибок? (корректор)

·Что означают цифры, написанные на обложке журнала? (номер журнала и год его издания)

·Он главный в издательстве. Приводит в порядок авторские материалы (редактор).

·С него начинается знакомство с текстом, расположен по центру, напечатан крупными буквами (заголовок).

II.Изготовить макет собственного журнала, придумать название и содержание. При выполнении этого задания ребята могут проявить свои творчество и фантазию.

Неделя журнальных открытий для молодежи «Планета периодика» может состоять из мероприятий:

·Пресс-час «Королевство красоты»,

·Круглый стол «Пресса нашего края»,

·Пресс-весы «Периодика: за и против».

Примерная программа Дня молодежной периодики «Журнальное ассорти»:

Выставка периодических изданий «ЖурнаLAND »,

Блиц-опрос «Мой любимый журнал».

«Призовым фондом» в подобных мероприятиях могут стать постеры из тех же самых журналов.

Одним из заданий в любом посвященном периодике мероприятии может стать составление шутливого «Словаря новых журнальных терминов»:

* Журналята – юные корреспонденты;

* Журналюди – люди, работающие в журнале;

День периодики . На уроке информационной грамотности следует познакомить ребят с такими понятиями, как «периодические издания», «газета», «журнал», «рубрика», «корреспондент», «юнкор», обучить навыкам работы с газетами и журналами. Затем можно провести КВН с заданиями от героев журналов: решить кроссворды, отгадать загадки, ответить на вопросы викторины.

Работа с газетами и журналами – это своеобразная лаборатория творческих идей и креативных мыслей. Благодаря этому читатель сможет не только многое узнать, но и выразить, показать себя. На основе периодики для детей и подростков можно провести немало интересных мероприятий :

Пресс-тур по журналам о животных «Зоологический вернисаж»,

Библиотечно-библиографические занятия: «Мои друзья – журналы», «Калейдоскоп событий, историй и открытий», «Этот многоликий мир информации», и многие другие.

Сами библиотекари могут использовать газеты и журналы в качестве методического материала: многие публикации можно даже не перерабатывать и использовать в сценариях или для составления викторин. Но есть одно правило, которому нужно следовать: дети должны удивляться. Способность эта – одна из главных и необходимых для человека. И викторина – это не просто вопросы и ответы, это – открытие. И не так уж важно, знают дети ответ на трудный вопрос или нет. Они будут думать, предлагать варианты, искать ответы в книгах и энциклопедиях, а для нас, библиотекарей, это и есть самое главное: пробудить интерес ребят к чтению и творчеству.

В заключение хочется сказать, что, развертывая работу с периодическими изданиями, библиотекари оказывают помощь читателям в удовлетворении их запросов, формировании художественного вкуса и культуры чтения. Не менее важно повышение авторитета библиотеки, увеличение читательского спроса на периодику и, как следствие, возникновение интереса к другой печатной продукции, приток читателей в библиотеку.

24.01.2017

20 января в детской библиотеке-филиале № 3 состоялся день периодики «Журнально- газетная карусель» , который был полностью посвящен периодическим изданиям для детей и подростков.

Широкому кругу читателей была представлена выставка-просмотр «Страна Журналия» . У выставки проводились обзоры «Про всё интересное на свете, узнай в журнале и газете» . В течение дня ребята посещали читальный зал и удовольствием листали любимые журналы.

В этот день гостями библиотеки стали воспитанники старшей комбинированной группы МБДОУ № 41 (воспитатель Коротова Г.А.). Для них были проведёны экскурсия по библиотеке «Приглашаем в Книжкин Дом!» и библиотечный урок «Книг, конечно, есть немало, только я люблю журналы» (Школа маленького читателя ).

Библиотекарь познакомила дошкольников с понятиями: газета, журнал, статья, заметка, журналист. Вместе с ребятами выявили отличительные и схожие признаки газет и журналов. Дети узнали, что обложка – это лицо журнала, на ней есть вся нужная информация. Выяснили, что детские журналы нужны для дополнительного чтения, получения интересных сведений об окружающем мире, развития мышления, развлечения и отдыха. Один за другим были представлены ребятам журналы, о каждом следовал небольшой рассказ о том, какие познавательные и развлекательные материалы он содержит.

В заключение ведущая пригласила всех чаще посещать читальный зал библиотеки, где их ждет их любимая пресса.







 


Читайте:



Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке Сказки Пушкина: Сказка о рыбаке и рыбке

Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке Сказки Пушкина: Сказка о рыбаке и рыбке

Жил старик со своею старухой у самого синего моря… Прослушать Сказку о рыбаке и рыбке Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили...

Состояние опьянения: процедура отстранения от работы

Состояние опьянения: процедура отстранения от работы

Е.Ю. Забрамная, юрист, к. ю. н. Наказываем за пьянство на работе Как зафиксировать появление сотрудника на работе в состоянии опьянения и...

Годовой отчет по продажам Годовой отчет менеджера по продажам

Годовой отчет по продажам Годовой отчет менеджера по продажам

Отчетность менеджеров по продажам - самый важный пункт в работе с персоналом в любой компании. Слабо выстроенная система контроля приводит к...

При прочих равных условиях сокращение совокупного спроса

При прочих равных условиях сокращение совокупного спроса

увеличением совокупного спроса и падением потенциального объема выпуска снижением потенциального объема выпуска снижением совокупного спроса и...

feed-image RSS