Главная - Бизнес планы
Деятельность специалиста по социальной работе. Структура профессиограммы профессии: специалист по социальной работе В чем заключается работа социального специалиста

1. Как называется работа и в чем она состоит? Название работы, специальности, профессии, должности, возможного рабочего места - описание существенных характеристик и видовых особенностей труда.

Социальная работа - это профессиональная деятельность по оказанию помощи и поддержки людям, цель которой содействие людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Современная социальная работа осуществляется преимущественно разветвленной сетью государственных социальных служб. Она включает в себя множество направлений и областей, например таких как: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная профилактика, социальная реабилитация, адаптация, терапия, консультирование.

Специалист по социальной работе - работник, оказывающий услуги различным социальным, половозрастным, этническим группам населения и отдельным лицам, нуждающимся в социальной помощи, защите и психологической поддержке.

Профессия «специалист по социальной работе», имеет следующие специализации: социальный работник; социальный работник службы занятости; профконсультант. Труд указанных работников может быть специализирован по возрастным, социальным, медицинским критериям (обслуживание детей и подростков, пожилых людей, безработных, бездомных, слепых, глухих и т.д.).

Профессия относится к типу: «Человек - Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.

Дополнительный тип профессии: «Человек - Природа», поскольку она связана с заботой и уходом за живыми людьми, с профилактикой и лечением заболеваний. Для этого требуется высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, физической выносливости, склонности и интерес к работе с людьми, которые нуждаются в помощи и заботе.

2. Каковы эффективность и цель работы (что производится и для какой цели)? Цель работы: продукция, услуги; значение работы: ценность и важность продукций или оказываемых услуг для предприятия и для всей страны.

Деятельность специалиста по социальной работе включает оказание материально-бытовой помощи и морально-правовой поддержки инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжкими недугами, алкоголикам и наркоманам, бедствующим гражданам, находящимся в состоянии депрессии в связи с экологическими катастрофами, межнациональными конфликтами и войнами, потерей близких.

Сферами профессиональной деятельности специалиста по социальной работе являются система социальной защиты, службы занятости на уровнях федеральном, республиканском, региональном, а также местные предприятия, учреждения и организации социальной помощи населению, государственные и негосударственные учреждения, территориальные центры и фонды социальной помощи.

Специалист по социальной работе выполняет ясные, четко сформулированные цели, решает стандартные, типичные задачи.

К основным целям социальной работы как профессиональной деятельности можно отнести следующие:

Увеличение степени самостоятельности индивидов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

Создание условий, в которых индивиды могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

Адаптация или реадаптация людей в обществе;

Создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

И как конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

3. Что является предметом труда (из чего производят, над чем, с чем и с кем работают)? Материал, сырье, полуфабрикаты, нематериальные источники - информация, письменные данные и документы; финансы, обслуживание, оказание услуг - вспомогательная деятельность.

Специалист по социальной работе оказывает помощь и поддержку незащищенным социально уязвимые категориям населения, нуждающимся в социальной поддержке, помощи, обслуживании и защите. Клиентами социальных работников являются:

дети и молодые люди: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети с особыми потребностями; дети, живущие с ВИЧ; дети и молодые люди правового риска или вступившие в конфликт с законом; воспитанники и выпускники детских институциональных учреждений; учащиеся и выпускники специализированных учебных и учебно-воспитательных учреждений; безнадзорные дети; дети, испытавшие жестокое или небрежное обращение, свидетели насилия; дети, вовлеченные в трафик, наихудшие формы труда и эксплуатацию всех видов; дети, пострадавшие от стихийного бедствия, вооруженных конфликтов и другие;

семьи и женщины: малообеспеченные семьи, многодетные семьи, семьи с одним родителем, семьи с членом семьи с ВИЧ, семьи с членом семьи с особыми потребностями, семьи в кризисной ситуации (пережившие смерть одного из членов, развод, конфликты, домашнее насилие, миграцию и т.д.); семьи, пострадавшие от стихийного бедствия, вооруженных конфликтов; приемные семьи и семьи-усыновители и другие;

Люди с инвалидностью и их семьи;

Одинокие пожилые люди, нуждающиеся в социальной поддержке;

Люди, находящиеся в сложной жизненной ситуации: пережившие смерть или тяжелые заболевания близких, имеющие хронические заболевания, потерявшие работу, жилье и другие;

Люди, живущие с ВИЧ;

Люди с алкогольной и/или наркотической зависимостью;

Люди, вышедшие из пенитенциарных учреждений и/или отбывающие сроки наказаний в закрытых учреждениях;

Беженцам и др.

4. Каким способом выполняется работа (как это делается)? Технологический процесс, трудовой процесс, операции, задание.

Специфика деятельности социальной работы определяется конкретными условиями рабочего места.

В обязанности специалиста по социальной работе в основном входят:

Осуществление приема и предоставление информации по запросам граждан (социальная помощь, защита, трудоустройство, профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, повышение квалификации, психологическая поддержка);

Проведение консультаций по правовым вопросам (оформление опеки, усыновление, лишение родительских прав, пенсионного обеспечения, вопросы трудоустройства, занятости) и оформление соответствующих документов;

Участие в разрешении спорных вопросов (трудовые, жилищные, нарушение прав матерей, пенсионеров и т.д.), разработке и реализации программ по медико-социальной адаптации и реабилитации нетрудоспособных граждан;

Выявление и оформление социальных выплат, госпитализации в лечебные учреждения, принятие на обслуживание нуждающихся категорий граждан.

Социальный работник обслуживает закрепленных за ним лиц, нуждающихся в помощи, от 8 до 16 человек.

По указанию специалиста по социальной работе выполняет технические функции: навещает подопечных по месту жительства, оказывает им моральную поддержку, обеспечивает каждого продуктами и лекарствами по его просьбе по заранее составленному и согласованному списку, оплачивает коммунальные услуги, производит доставку вещей в прачечную, химчистку получает пенсии и пособия, начисленные на имя подопечного.

Оказывает помощь по дому: производит уборку и косметический ремонт квартиры, при необходимости готовит еду, кормит подопечного, обработке приусадебного участка и т.п.

В случае болезни подопечного оказывает ему экстренную доврачебную медицинскую помощь (измерение температуры, накладывание горчичников и т.п.). Вызывает врача на дом, сопровождает на прием в поликлинику. В случае госпитализации подопечного посещает его в больнице.

По просьбе подопечного пишет письма, делает телефонные звонки родственникам, а также решает других вопросы, с которыми сталкиваются одинокие, пожилые и больные люди.

5. На основании чего производится работа (на каком основании это делается)? Основания для выполнения работы: производственная документация, указания, подробные технологические инструкции, планы, расчеты; опосредованная информация, инструкции, описания, приказы.

Работа социального работника имеет четко определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:

Должностными обязанностями;

Законодательными и нормативными правовыми актами;

Постановлениями, распоряжениями, приказами;

Нормами профессиональной этики,

Профессия относится к классу исполнительских, она связана с исполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям. Согласно заданным стандартам, правилам и алгоритмам специалист по социальной работе выполняет задачи поставленные другими людьми. Работа требует организованности, исполнительности, умения заниматься конкретными делами.

6. Каковы критерии оценки результатов труда (на основании чего оцениваются качество и эффективность труда)? Критерии оценки, нормы, лимит затрат времени, квалификационные разряды.

В результате деятельности специалиста по социальной работе и существования института профессиональной социальной работы достижимы следующие результаты:

Решение или снижение социальных проблем, существующих в обществе (проблемы, связанные с семьями, детьми, молодыми людьми, пожилыми, людьми с инвалидностью, с ВИЧ, с алкогольной и наркотической зависимостью и проблемы других, нуждающихся в помощи, защите и поддержке);

Профилактика возникновения различного рода социальных проблем;

Экономическая целесообразность и выгода вложения средств в деятельность социальных работников, способствующую предотвращению появления социальных проблем и их усугубления;

Прогнозирование появления социальных проблем на уровне общества, семьи, различных групп населения, человека.

Оплата труда работников социального работника производится на основе окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, с применением выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Наименование должностей работников, профессий рабочих и квалификационные требования к ним определяются в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утверждаемых в порядке, установленном действующим Федеральным законодательством.

При определении разрядов социального работника руководствуются постановлением Министерства труда и соцзащиты № 60 от 26.04.2010. Труд специалиста по социальной работе тарифицируется по 7-13 разряду, социального работника - по 3-5 разряду. Если имеется категория, то ЕКСД, квалификационные требования к должности по категориям.

Специалист по социальной работе может быть назначен (выбран) на руководящую должность директора или замдиректора дома-интерната для престарелых и инвалидов с тарификацией по 15-18 разряду. Труд указанных работников может быть специализирован по возрастным, социальным, медицинским критериям (обслуживание детей и подростков, пожилых людей, безработных, бездомных, слепых, глухих и т.д.).

Минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (далее - ПКГ), утвержденным Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2008 № 149н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг»

7. Какая квалификация требуется для работы (что нужно уметь, знать)? Необходимое образование, требуемый практический опыт, мастерство, специализация.

Данная профессия в первую очередь требует высокого уровня гуманности, наличия развитой интуиции, умения сопереживать чужому горю, а также способности вникнуть в каждую конкретную ситуацию и, исходя из обстоятельств, заниматься индивидуальным оказанием необходимых видов социальной помощи.

Для успешного освоения профессии специалисту по социальной работе необходима общая осведомленность в социально-гуманитарных и нравственных вопросах, полезны базовые знания по истории, русскому языку, обществознанию.

должен знать : основы этики, психологии, основы медицины, основы экономики, правовые нормы.

Квалифицированный специалист по социальной работе должен уметь :

Устанавливать душевный контакт с подопечными,

Проявлять заботу, оказывать им моральную поддержку,

Выполнять бытовые работы по дому (совершать покупки, готовить, стирать),

При необходимости оказывать доврачебную медицинскую помощь.

8. При помощи, каких средств выполняется работа (чем работают)? Инструмент, машины, вспомогательные средства, аппаратура, средства управления.

Основной предмет труда - человек (социальное обслуживание), сопутствующий - знаковая система (тексты, документы).

В своей работе социальный работник использует вещественные (орудийные) средства труда - ручные (ручка, карандаш), электрифицированные (калькулятор, компьютер), а также средства связи (телефон, факс).

Но основными являются его невещественные (функциональные) средства - аналитическое, словесно-логическое мышление, долговременная и оперативная память, хорошее распределение внимания; хорошая общая координация движений тела, эмоционально-выразительные устная речь и поведение, деловая письменная речь, а также органы чувств - зрение, слух, «золотые руки» и «доброе сердце».

9. В каких условиях выполняется работа? Производственная среда: условия труда и параметры рабочего места (пространственные, санитарно-гигиенические, эстетические и т.д.).

У специалиста по социальной работе активная, мобильная работа, многочисленные контакты, посещение подопечных на дому и разных инстанций и магазинов.

Несмотря на то, что социальный работник работает в комфортных условиях - в помещении (письменный стол, персональный компьютер, средства связи), его деятельность часто проходит за пределами кабинета в передвижении (выезд в различные организации, в семьи подопечных, к клиентам).

Из особых условий труда следует отметить моральную ответственность за подопечных и высокую психоэмоциональную нагрузку при интенсивном контакте с представителями неблагополучных слоев общества.

10. Какова организация труда (когда и какими способами выполняется работа)? Организация производственного процесса, график работы, режим труда и отдыха, баланс рабочего времени.

У специалиста по социальной работе ненормированный рабочий день с разъездами.

Труд социального работника имеет такую организацию, при которой он может выполнять свои трудовые задания как самостоятельно, так и совместно с другими контактными организациями.

Функционально социальный работник является организатором работы других людей (клиенты, специалисты других контактных подразделений), но ход своего трудового процесса организует самостоятельно.

11. Какова кооперация труда (кто, что и с кем делает)? Распределение полупрофессиональных заданий, правомочий и ответственности в трудовом коллективе, установленная субординация - начальники, подчиненные; система руководства и управления первичными коллективами; характеристика социальной среды и микроклимата.

Специалист по социальной работе:

Работает в открытом сотрудничестве с коллегами и относится к ним с уважением;

Устанавливает контакты с представителями различных организаций и учреждений, в помощи которых нуждается клиент, работая с ними в тесном сотрудничестве и взаимодействии (психологи, юристы, педагоги, медицинские работники, работники органов социальной защиты, работники правоохранительных органов и т.д.);

Способствует включению различных институтов общества в деятельность социальных служб и созданию сети социальных служб, оказывающих помощь и поддержку клиентам;

Помогает правильному восприятию и пониманию другого человека, находящегося в сложной жизненной ситуации у представителей других профессий и населения;

Обменивается информацией со специалистами, вовлеченными в работу с клиентом, при условии соблюдения правил конфиденциальности и его наилучших интересов;

Заявляет о спорных вопросах, которые могут создать конфликт интересов;

Информирует руководство или соответствующие ответственные структуры о возможностях или оперативных трудностях, возникающих в процессе осуществления социальной помощи и поддержки различных категорий населения;

Обращается за консультацией и помощью к руководству, если не чувствует себя способным или достаточно подготовленным к выполнению деятельности по социальной защите;

Информирует руководство или другие ответственные организации о случаях применения коллегами небезопасной практики, злоупотребляющей стандартами оказания услуг.

12. Какова интенсивность труда (как много, насколько быстро или медленно, как часто выполняется работа)? Количество работы, ее трудность, скорость, темпы, нормы времени, продолжительность нагрузки, вариабельность труда (монотонность, систематичность, равномерность, цикличность, ритмичность).

Интенсивность труда - это способность в короткие сроки справляться с большим объемом работы. Поскольку заработная плата социального работника невелика, социальный работник берет больше клиентов. В результате этого увеличивается как психологическая нагрузка, так и больше эмоциональное напряжение. Перегрузка - одна из главных проблем социального работника.

13. Какие моменты опасности и ответственности встречаются в профессиональной деятельности (что может случиться на работе)? Непорядки, материальные потери, финансовые потери, штрафы за низкое качество или срыв сроков выполнения работы, аварии, травмы, профессиональные заболевания, гибель.

В системе такой профессиональной деятельности, как социальная работа, ситуация осложняется особым состоянием клиента, который обращается за помощью к специалисту в трудной жизненной ситуации, когда могут быть ослаблены механизмы критического отношения к действительности, а специалисту делегируется роль человека, неспособного на ошибку.

Специфика профессиональной социальной работы, обусловленная повседневной вероятностью экстремальных ситуаций, требует сформированности у специалиста по социальной работе глубоких эмоционально-личностных регуляторов поведения и деятельности, таких как ценностные ориентации.

Психофизиологическую напряженность в работу социального работника могут вносить следующие факторы:

Повышенная моральная ответственность и связанное с этим эмоциональное напряжение;

Постоянное общение с людьми, преимущественно дезадаптивного, асоциального поведения, с дефектами психики, с физическими недостатками;

Вынужденность постоянного нахождения в зоне чужого конфликта или проблемы.

Специалист по социальной работе, в силу особенностей своей профессиональной деятельности, сталкивается с рядом трудностей и проблем, о которых он должен быть проинформирован и с которыми он должен уметь справляться:

Синдром профессионального «выгорания», проявляющийся в психоэмоциональном и физическом истощении, снижении порога эмоциональной восприимчивости, уменьшении профессиональной мотивации;

Частое столкновение с этическими дилеммами в работе и необходимость принятия решения в каждой конкретной ситуации;

Столкновение с ситуациями, несущими угрозу его здоровью и жизни;

Дефицит времени и средств для решения реальных ситуаций клиентов и их проблем;

Информационная перегрузка или дефицит информации в условиях необходимости принятия быстрых решений по конкретной проблеме.

14. Какое воздействие оказывает труд на работающих (чем полезен и чем вреден человеку)? Положительное и отрицательное влияние материальных, организационных и социальных факторов на личность (в комплексе).

Контакты у специалиста по социальной работе многочисленные, разноуровневые, с меняющимся кругом лиц - клиенты, коллеги. В работе встречаются ситуации и проблемы, требующие нестандартных интеллектуальных вариантов решения. У социального работника повышенная моральная ответственность.

Люди, которые работают в социальных учреждениях, на своих плечах выносят многие тяготы сегодняшних дней, сглаживая трудности для тех, кто беззащитен, беспомощен, у кого недостает своих собственных сил и средств справиться с навалившимися не него житейскими, психологическими, социальными проблемами.

Работа социального работника строится на принципах самоотверженности, полной самоотдачи, жертвенности. Это приносит результаты, положительное значение которых и для отдельных лиц, и для семей, получивших помощь, и в целом для государства Российского трудно переоценить.

Несмотря на сдвиги в реформировании социальной защиты, престиж социальной работы как профессии находится на невысоком уровне в общественном мнении. Это связано с ограниченными возможностями материального вознаграждения.

15. Какую пользу приносит труд работнику (сколько он зарабатывает)? Заработок, зарплата, премия, натуральные выдачи, различные льготы, моральное удовлетворение от труда, общественное признание его.

В современной России социальное образование, кроме непосредственной, дает возможность занимать должности специалистов и руководителей в органах местного самоуправления (префектуры, районные управы и муниципалитеты, органы опеки и попечительства), Федеральной миграционной службе, Департаментах, Пенсионных фондах, Благотворительных фондах и других общественных некоммерческих организациях. Кроме того, есть возможна организация негосударственных структур социально-реабилитационной и трудовой направленности, функционирующих на хозрасчетной и спонсорской основе.

Работа творческая, осознание важности общественной миссии. Уровень заработной платы специалиста по социальной работе в Красноярском крае колеблется от 5 до 8 тысяч рублей. В Москве специалист получает от 16 до 50 тыс. руб.

16. Какие условия, требования и ограничения характерны для работы (кто может и кто не должен выполнять ее)? Административно-правовые, политические, медицинские, общественные и другие детерминанты.

Для социального работника существуют медицинские ограничения:

Нарушение функций опорно-двигательного аппарата,

Нарушения речи, зрения и слуха,

Нарушение координации движений,

Серьезные хронические заболевания, вызывающие быструю утомляемость,

Заболевания сердечнососудистой системы,

Нервно-психические заболевания.

Хроническими инфекционными заболеваниями.

Кроме того, к «противопоказаниям» к социальной работе относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.

17. Требования к профессионально важным качествам. В данной позиции перечисляются (в порядке убывания значимости) те требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к качествам работника.

Понятие «качество» в данном случае имеет обобщенный характер и относится не только к качествам личности, таким, как ответственность или развитые организаторские способности, но и к специальным способностям человека, к общим способностям и к психофизиологическим характеристикам человека и характеристикам его нервной системы. Для успешной деятельности в качестве соцработника необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

Практическое логическое мышление предметно-действенного склада,

Оптимистичность, порядочность, пунктуальность,

Сострадательность, выраженное чувство ответственности,

Выраженная склонность к работе в сфере общения,

Лексические способности, выносливость слухового анализатора и речеголосового аппарата,

Хорошая долговременная и оперативная память;

Активность и физическая подвижность,

Высокая эмоциональная, нервно-психическая устойчивость,

Внешняя привлекательность (желательно) и обоятельность.

Кроме того, должен обладать следующими качествами:

Безусловное принятие ценности каждого человека, уважение его прав;

Безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей, толерантность;

Развитое самопознание и самооценка, критическое мышление;

Эмпатия (способность сопереживать и сочувствовать);

Рефлексия (способность к размышлению, обдумыванию);

Умение устанавливать контакт с людьми и формировать доверительные отношения;

Чуткость и чувствительность к эмоциональному состоянию людей, эмоциональная сдержанность и терпимость;

Настойчивость и последовательность в решении сложных ситуаций;

Оптимальный уровень тревожности, отсутствие склонности к депрессивным состояниям;

Умение увидеть и развивать сильные стороны людей и семей, которым оказывается помощь;

Навыки работы в стрессовых и эмоционально сложных ситуациях: самоконтроль, умение переключаться и управлять своими эмоциями и поведением.

Требования к поведению, деятельности, профессионально значимым качествам личности специалиста по социальной работе зафиксированы в ряде кодексов этики социальных работников: Кодекс этики социальных работников Национальной ассоциации социальной работы, «Этика социальной работы: принципы и стандарты» (Международная федерация социальных работников), Российский кодекс этики социальных работников и др.

Документы, определяющие этические требования, выполняют функцию формализации профессиональных ценностей, т.е. возведения их в ранг требований профессии к личности специалиста.

профессиограмма специалист социальный труд

Должностные функции специалиста по социальной работе, как правило, учреждение прописывает в должностной инструкции. Этот документ помогает работодателю конкретизировать круг обязанностей, а сотруднику лучше понять, что от него требуется на рабочем месте. Какая информация должна быть в должностной инструкции специалиста по социальной работе, разберемся в статье.

Образец должностной инструкции специалиста по социальной работе

1. Общие положения

  1. Специалист по социальной работе входит в категорию специалистов, подчиняется ______________, нанимается на должность и освобождается от нее приказом руководства учреждения.
  2. На данную позицию может быть принято лицо с высшим или средне-специальным образованием по специальности «Социальная защита» или с аналогичным образованием и прохождением переподготовки по курсу «Социальная защита». Требований к опыту работу нет.
  3. Во время выполнения своих трудовых задач работник должен опираться на:
    • законодательство РФ в области своей деятельности (нормы семейного, уголовного, гражданского права);
    • методическую документацию в своей области;
    • устав учреждения;
    • распорядительную документацию руководства учреждения;
    • правила внутреннего трудового распорядка;
    • нормы охраны труда;
    • требования пожарной безопасности;
    • настоящий документ.
  4. Работник, принятый на должность специалиста по соцработе, должен знать:
    • нормативно-правовую документацию и другие документы вышестоящих ведомств, регламентирующих работу в сфере соцобслуживания, государственной семейной политики;
    • актуальные социальные методы развития региона;
    • методы и специфику соцработы с семьями и отдельными гражданами различных категорий и социальных слоев, находящихся в тяжелых жизненных условиях;
    • базовые положения психологии личности, семейной и возрастной психологии, правила помощи инвалидам, пенсионерам;
    • ведущий опыт социальной работы как российский, так и зарубежный;
    • национальные особенности и традиции своего региона;
    • основы социологии;
    • правила работы с компьютерной техникой.
  5. В период отсутствия данного сотрудника на его рабочем месте его обязанности и полномочия переходят другому сотруднику, назначенному руководством учреждения.
  6. В подчинении у специалиста по социальной работе числятся __________.

2. Должностные обязанности

Специалист по соцработе имеет следующие должностные обязанности:

  1. Находить граждан и семьи в зоне своей работы, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, составлять из базу данных.
  2. Выяснять причины нахождения их в тяжелой жизненной ситуации, решать, какие объемы соцпомощи им необходимы, способствовать предоставлению им этой помощи.
  3. Разрабатывать «социальный паспорт» территории в зоне своей работы, изучать потребности проживающих на ней семей и граждан в соцпомощи и обслуживании.
  4. Проводить социальный патронаж инвалидов и участников ВОВ, граждан, пострадавших от военных действий, одиноких пожилых людей, семей с детьми-инвалидами, детей-сирот.
  5. Помогать формировать пакет документов для принятия указанных выше граждан на временное или постоянное соцобслуживание, в целях попечительства и опеки.
  6. Давать всем обращающимся лицам консультации по соцвопросам.
  7. Участвовать в мероприятиях по формированию и улучшению семейной и социальной политики в своей регионе, по подготовке и внедрению региональных соцпрограмм.
  8. Оказывать содействие органам образования, внутренних дел, здравоохранения в своей профессиональной сфере.
  9. Принимать участие в деятельности методических объединений соцработников.
  10. Контактировать с разными учреждениями (государственными, религиозными, общественными) по вопросам оказания соцпомощи нуждающимся в ней гражданам и семьям.
  11. Помогать гражданам трудоустроиться, раскрыть свой потенциал.
  12. Помогать в формировании клубов и кружков, объединений семей по интересам, групп взаимопомощи.
  13. Участвовать в проведении культурно-массовых мероприятий для обслуживаемых семей и граждан.
  14. Формировать, вести и хранить должным образом необходимую документацию.

3. Права

Сотрудник на должности специалиста по соцработе имеет такие права:

  1. Предлагать мероприятия по улучшению работы, относящейся к пунктам данной должностной инструкции.
  2. Запрашивать и изучать все необходимые документы, требующиеся для выполнения своей работы.
  3. Повышать в установленном порядке свою квалификацию.
  4. Требовать от начальства помощи в выполнении своих должностных функций.
  5. Участвовать в решении вопросов охраны труда и других в своем учреждении.
  6. Другие права, гарантированные трудовым законодательством РФ.

4. Ответственность

Сотрудник, принятый на должность специалиста по соцработе, несет ответственность:

  1. За выполнение своих рабочих задач недолжным образом, указанных в данном документе, — в рамках положений актуального трудового законодательства РФ.
  2. За нанесение материального вреда работодателю — в соответствии с положениями ТК РФ и ГК РФ.
  3. За преступления на рабочем месте — в пределах норм ТК РФ, ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ.

ФАЙЛЫ

Полезные сведения

При формировании должностной инструкции может пригодиться следующая информация:

  1. Составляя должностную инструкцию для данного специалиста, можно воспользоваться профстандартом «Специалист по социальной работе». Документ утвержден приказом Минтруда РФ от 22.10.2013 г. №571н и содержит обширное описание трудовых задач для такого работника, а также требования к опыту работы, образованию. Из профстандарта можно выписать все необходимые должностные обязанности.
  2. К составлению документа в учреждении привлекаются сотрудники юридического отдела, кадрового, делопроизводители. Можно также проконсультироваться с непосредственным начальником специалиста по социальной работе или руководителем подразделения.
  3. Подписывают бумагу сотрудники, с которыми она согласовывалась (обычно это юристы), и руководитель учреждения. Он расписывается и ставит на документе дату в графе «Утверждаю». Специалист по социальной работе при принятии на должность также ставит свою подпись, тем самым он подтверждает, что инструкция им прочитана и он с ней согласен. С этого момента начинается действие документа.
  4. Должностную инструкцию готовят и подписывают в двух экземплярах. В кадровый отдел отправляется один из них, второй же — передают работнику. Тому целесообразнее хранить бумагу на рабочем месте, при необходимости обращаясь к информации в ней.
  5. Трудовое законодательство не обязывает работодателей иметь должностные инструкции, однако Роструд в своих письмах часто поднимает тему важности этого документа. Он может быть использован в судах, поэтому большинство работодателей, а тем более бюджетные учреждения составляют их обязательно.

Важно! Использование должностных инструкций должно быть прописано в локальных нормативных актах учреждения.

Какая информация должна быть в документе

Универсального образца данного документа для должности специалиста по социальной работе не существует. Каждое учреждение формирует свой документ в зависимости от круга обязанностей работника и количества аналогичных штатных единиц, между которыми эти обязанности можно разделить. Однако любая инструкция всегда имеет базовые разделы и дополнительные. Коротко опишем суть основных разделов.

Общие положения документа

В этой части, как ясно из названия, описывают лишь в общих чертах требования к специалисту по соцработе: кому он подчиняется в учреждении, кто вправе его уволить, какое образование он должен иметь. Нужно также в общих чертах описать, какие знания ему понадобятся для выполнения своих должностных обязанностей.

В некоторых случаях можно прописать и профессионально важные качества. Лицу на этой должности необходимо обладать высоким уровнем эмпатии, быть стрессоустойчивым, уметь общаться с разными социальными слоями населения.

Должностные обязанности работника

Трудовые задачи должны всегда соответствовать тем знаниям и навыкам, которые перечислены в разделе выше. В круг обязанностей традиционно входит помощь незащищенным слоям населения, выявление таких граждан и семей, составление списка таких лиц. Этот раздел нужно прописать достаточно конкретно, чтобы после прочтения работнику сразу стало понятно, что именно он будет делать в учреждении, а также чтобы обеим сторонам избежать в дальнейшем недопонимания.

Права

Права специалиста по социальной работе стандартные, как и для большинства должностей. Это права получать нужные сведения и документы, гарантии от государства, участвовать в решении вопросов, связанных с деятельностью учреждения, получать помощь от руководства и других работников.

Ответственность работника

Наказание за каждый проступок описать невозможно, поскольку решение об ответственности принимается свое в каждом конкретном случае. Указывают только общие виды нарушений (материальный ущерб, некорректное выполнение должностных обязанностей), а наказания описывают общими словами: «в рамках текущего законодательства РФ».

Из дополнительных разделов можно назвать «Оценка деятельности», «Условия работы», «Взаимодействие в учреждении». Их включают на усмотрение работодателя.

К сведению! Документ распечатывают на листе формата А4 с реквизитами учреждения. Обязательно должна присутствовать отметка об утверждении документа руководителем. Завершать бумагу должны подписи руководителя специалиста по социальной работе, согласующего инструкцию работника и самого специалиста.

Психология, педагогика, социальная работа

Вид деятельности

Общаться с людьми (помогать, обслуживать, консультировать)

Краткое описание

Социальный работник – это специалист, который помогает незащищенным слоям населения (например, одиноким пожилым, инвалидам, сиротам, многодетным семьям). Люди, о которых заботится социальный работник, называются подопечными.

Основная задача социального работника – улучшение материально-бытовых условий жизни подопечных, психологическая поддержка, обеспечение социально-правовой защиты. Специалист обеспечивает подопечных продуктами питания, занимается уборкой и приготовлением пищи, покупает лекарства, ходит в поликлинику за рецептами на лекарства и результатами анализов, посещает подопечных в больнице.

Социальный работник занимается сбором документов для различных государственных учреждений, добивается назначения льгот и субсидий. Кроме того, специалист проводит консультации по правовым, психологическим и педагогическим проблемам, а также предлагает пути преодоления трудных жизненных ситуаций . Например, предлагает родителям ребенка, имеющего трудности в обучении, перевести его в специализированное учебное заведение.
Также в обязанности социального работника входит отслеживание и выявление нуждающихся в помощи людей. Помимо этого, социальный работник может заниматься и работой с молодежью : проводит профилактику асоциальных явлений в молодежной среде, организует помощь молодым семьям, выявляет и решает проблемы молодежи в области трудоустройства.

Где учиться

Направления образования:
Социально-экономическое направление

Вузы:

39.03.02 Социальная работа

    • Академия труда и социальных отношений (АТиСО)
    • Московский государственный гуманитарно-экономический университет (МГГЭУ) Факультет социологи и психологии
    • Московский государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ) Факультет социальной работы
    • Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (МГМУ) Факультет высшего сестринского образования и психолого-социальной работы
    • Московский государственный областной университет (МГОблУ) Факультет психологии
    • Московский городской университет управления Правительства Москвы (МГУУ)
    • Московский педагогический государственный университет (МПГУ) Факультет педагогики и психологии
    • Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии
    • Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова (РНИМУ) Психолого-социальный факультет
      39.03.03 Организация работы с молодежью
    • Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова (МГГУ Шолохова) Институт политики, права и социального развития
    • Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) Гуманитарный институт
    • Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского (МАТИ) Институт менеджмента, экономики и социальных технологий
    • Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) Факультет социальной коммуникации
    • Московский городской педагогический университет (МГПУ) Институт психологии, социологии и социальных отношений
    • Российский государственный социальный университет (РГСУ) Факультет педагогики, социальной работы и ювенологии
      Колледжи, техникумы, училища:
    • Социальный колледж российского государственного социального университета (СК РГСУ)
    • Социально-педагогический колледж МГППУ (СПК МГППУ)
    • Колледж по подготовке социальных работников № 16 (КПСР № 16)
    • Техникум сервиса и туризма № 29 (ТСиТ № 29)

Где работать

    • Социальные службы
    • Отделы по работе с молодежью администрации города
    • Отделы социального обеспечения предприятий и учебных заведений
    • Дома престарелых
    • Дома инвалидов
    • Детские дома
    • Комитеты социальной защиты
    • Органы опеки и попечительства
    • Пенсионный фонд, фонд социального страхования

Диагностическая функция . Основываясь на принципе адресности социальной работы, специалист определяет степень необходимости и достаточности социальной помощи для конкретного клиента, выявляет социальные и личностные ресурсы, которые могут быть использованы в целях улучшения его жизненной ситуации.

В целостной диагностической процедуре можно условно выделить два взаимосвязанных и взаимозависимых блока: диагностику социальной среды клиента и диагностику личности клиента. При этом первый блок направлен преимущественно на выявление социальных ресурсов, оптимизирующих ситуацию, и деструктивных факторов, «проблемных точек» среды, вызывающих ухудшение ситуации; второй блок направлен на выявление личностных ресурсов клиента.

Полученная при этом информация в целом позволяет ответить на вопрос о соотношении активности клиента и специалиста в совместной деятельности, направленной на помощь (самопомощь) в трудной жизненной ситуации. При организации взаимодействия с клиентом специалист стремится не брать на себя решение его проблем, а мобилизовать личностные ресурсы клиента, сделав стимулирование процесса самопомощи основным направлением работы. Однако для этого необходимо ответить на вопрос: каковы реальные возможности клиента? Необоснованно полагаясь на отсутствующие или недостаточно развитые личностные ресурсы клиента, специалист может спровоцировать развитие ситуации, в которой клиент не сможет самостоятельно преодолеть трудности, что повлечет за собой неуверенность, тревожность и даже негативист- ские тенденции восприятия работы со специалистом.

Прогностическая функция реализуется на уровне практической работы с клиентом (клиентами) и на административно-управленческом уровне. В обоих случаях при реализации прогностической функции специалист использует результаты проведенной социальной диагностики. В технологическом алгоритме эти уровни связаны последовательно. На основании поставленного «социального диагноза» специалист определяет потенциалы оптимизации наличной ситуации, степень вероятности позитивного разрешения проблем, а также качественный уровень ожидаемого результата.

Специалист участвует в прогнозировании и программировании процесса социального развития конкретного микросоциума, который является объектом его профессиональной деятельности. Прогностическая деятельность на административно-управленческом уровне может быть направлена на развитие системы конкретного учреждения социального обслуживания населения, а также на систему органов и учреждений социальной защиты города, района, субъекта РФ. На основе зондажно-информационного обследования, информационно-целевого анализа различной документации, социального картографирования и других методов социальной диагностики выявляются недостатки в деятельности различных институтов, участвующих в социальной работе, определяются альтернативные траектории усовершенствования их деятельности, а также оптимальное соотношение возможных затрат и результатов в контексте каждой альтернативы.

Физические, психические, социальные, духовные возможности, помогающие преодолевать трудную жизненную ситуацию и ее последствия, восстанавливать или формировать свои личностные или социальные качества, способствующие повышению социального статуса, у разных людей разные. Если в одном случае социальный работник ожидает хорошего результата работы с клиентом, то в другом - результативность может быть объективно снижена непреодолимыми обстоятельствами. В качестве примера рассмотрим социальную работу с двумя категориями клиентов: с безработными и лицами с ограниченными возможностями. В ситуации человека, потерявшего работу, утрачен существенный ресурс личности - участие в производственной деятельности, что влечет за собой ряд проблем различного характера. Однако восстановление данного ресурса позволяет устранить практически все неблагоприятные для человека последствия. В этом случае можно предполагать высокую результативность работы.

В ситуации социальной помощи лицу с ограниченными возможностями потеря такого ресурса, как «здоровье», во многих случаях необратима. Тогда речь идет о компенсации утраченного ресурса, т.е. о максимально полном замещении его другим ресурсом. Здесь важно определить, какими будут идеальный результат, т.е. достижимый при максимально благоприятном стечении обстоятельств (при этом «идеальность» определяется не относительно результатов работы с другими людьми, а относительно того положения, в котором находится клиент в момент прогнозирования развития его ситуации), и оптимальный результат, который понимается как наиболее гармоничное соотношение затрат и достижений при решении социальных проблем клиента. На основании рсального прогноза определяются направленность, этапы и результативность возможного вмешательства.

Организаторская функция . Специалист по социальной работе организует деятельность по оказанию социальной помощи клиенту или группе лиц. При этом в процессе организации деятельности специалист может занимать ряд позиций: исполнителя четко определенных заданий (поручений), организатора отдельного направления деятельности, координатора усилий различных лиц по организации конкретной деятельности.

Виды деятельности, организуемые специалистами по социальной работе, существенным образом варьируют в зависимости от специфики учреждения, категорий обслуживаемых и основных потребностей клиентской группы. Специалист определяет в первую очередь ее целевой компонент. Важно, чтобы цели деятельности были адекватны той социальной проблематике, которая актуальна для конкретного городского микрорайона, поселка, села или другого типа поселения.

Определив цель деятельности (например, организация досуга для детей из малообеспеченных семей микрорайона), специалист подбирает оптимальные формы достижения этой цели (массовый праздник, организация работы спортивных секций, кружков по интересам и т.д.), выбор цели и формы деятельности во многом обусловливает ее содержание.

Организаторская функция позволяет на деятельностном уровне изменять жизненную ситуацию клиента (или группы клиентов); при этом возникает обратная связь по отношению к реализации диагностической и прогностической функций. Деятельность строится на основании поставленного «социального диагноза» и прогноза развития ситуации.

В процессе деятельности происходят социальные изменения, которые фиксируются с помощью второго витка социальной диагностики, причем от степени изменений и их соответствия поставленной цели зависят эффективность деятельности и адекватность прогноза. При этом процесс развивается по спирали, т.е. на основании новых диагностических данных делается новый прогноз и организуется деятельность для достижения социально значимых целей.

Посредническую функцию часто называют основной функцией специалиста по социальной работе. Общество - сложная многокомпонентная самоорганизующаяся система. Каждый член социума вовлечен во множество социальных связей, зависимостей, в совокупности составляющих микросоциум личности. Успешное функционирование человека в микросоциуме обусловлено рядом субъективных и объективных факторов, нарушение какой-либо социальной связи влечет за собой ощутимые последствия для человека в виде самых разных жизненных проблем.

Так, например, потеря здоровья (инвалидизация) рождает множество проблем: социально-экономические - лишение привычного уровня обеспеченности, дисбаланс в сфере потребления (большая часть доходов тратится на поддержание уровня здоровья, платные медицинские процедуры, лекарства и т.д.), вынужденный уход из производственной сферы; социально-психологические - сокращение круга общения, ощущение собственной бесполезности, снижение самооценки, формирование негативно окрашенной Я- концепции и др.; социально-педагогические - трудности в воспитании детей, межличностные конфликты в семье и другие жизненные обстоятел ьства.

Для решения возникших трудностей и проблем необходима помощь специалистов различных направлений, однако состояние личности, находящейся в тяжелой жизненной ситуации, не позволяет человеку сделать несколько «стартовых усилий», т.е. искать координаты специалиста, записываться на прием, рассказывать о своих проблемах.

Специалист по социальной работе, являясь, по определению многих авторов, «проводником социальных перемен», обеспечивает связь клиента со всеми необходимыми ему службами. Для реализации посреднической функции специалист аккумулирует информацию обо всем спектре предоставляемых в учреждениях услуг, условиях, формах, методах работы с клиентами. Социальный работник осуществляет связь с нужным специалистом, может охарактеризовать жизненную ситуацию клиента (с его согласия), т.е. фасилитирует процесс оказания профессиональной помощи представителями других профилей и, следовательно, процесс получения помощи клиентом.

Инновационная функция. Специалист по социальной работе в деятельности, направленной на преобразование социума, стремится к использованию наиболее эффективных методов и технологий работы.

Чтобы совершенствовать систему социальной поддержки населения, деятельность специалиста должна носить инновационный характер, т.е. включать в себя новые методические, технологические компоненты.

Инновационная функция специалиста реализуется в творческом подходе к принятым технологиям социальной работы (постоянном анализе их использования, выявлении сильных и слабых сторон, введении новых технологических компонентов), в интеграции в практику социальной помощи существующего инновационного опыта (в том числе опыта учреждений, имеющих статус экспериментальных площадок, опыта других регионов Российской Федерации, зарубежных стран и т.д.).

Мотивационная функция социального работника выражается в создании мотивообразующих условий для включения клиента в дсятельность по преодолению трудной жизненной ситуации, а не в том, чтобы решить за него его проблему. Наличие односторонней активности в системе взаимодействия «специалист -клиент» чревато, во-первых, развитием иждивенческой позиции клиента, возникновением социальных ожиданий удовлетворения потребностей без собственных усилий и, во-вторых, низкой эффективностью деятельности.

Возникшая у человека трудная жизненная ситуация может быть преодолена только в результате его собственных усилий, специалист по социальной работе в этом случае поддерживает, направляет, корректирует действия личности, обеспечивает наличие необходимой информации, снимает или уменьшает противодействие различных социальных барьеров, но не «решает проблему за клиента».

Среди основных препятствий, затрудняющих принятие и реализацию активной деятельностной позиции относительно существующей проблемы, можно назвать: неуверенность клиента в своих силах, страх неудачи; отсутствие или недостаток информации, обеспечивающей эффективность деятельности; отсутствие социальных умений и навыков реализации, необходимых для решения проблемы поведенческой траектории.

Для преодоления выявленных у клиента трудностей специалист использует следующие методы и приемы работы:

  • - консультирование, направленное на повышение самооценки клиента;
  • - включение клиента в деятельность, способствующую достижению положительного результата (создание ситуации успеха);
  • - социальное научение клиента, включающее информативный и поведенческий блоки, и др.

Защитная функция специалиста по социальной работе реализуется в случаях, когда трудная жизненная ситуация вызвана неправомочными действиями третьих лиц, нарушающими права и свободы клиента. Специалист может выступать в качестве инициатора судебного разбирательства по установленному факту нарушения прав и свобод клиента, свидетеля на судебном заседании, а также, если это необходимо, в качестве общественного защитника.

Профилактическая функция. Современная социальная ситуация в Российской Федерации характеризуется интенсивной динамикой развития социальных патологий: распространением наркомании, алкоголизма, проституции среди несовершеннолетних. Социальные патологии продвигаются, как правило, из более крупных населенных пунктов в мелкие.

Анализ ситуации в крупных городах позволяет прогнозировать развитие неблагоприятных социальных явлений в других типах поселений.

Устранение негативных последствий формирования стереотипов девиантного поведения требует крупных финансовых затрат. Кроме того, эффективность подобной деятельности при наличии устойчивых поведенческих отклонений не всегда соотносится с показателями затратности ресурсов. Поэтому реализация профилактической функции - одно из основных направлений социальной работы.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

специалиста по социальной работе

1. Общие положения

1.1. Специалист по социальной работе относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется директору Социального приюта, его заместителю по социальной работе

1.2. На должность специалиста по социальной работе принимается лицо, имеющее высшее (среднее специальное) профессиональное образование , высокие моральные и деловые качества, не имеющее вредных привычек, без предъявления требований к стажу работы

1.3. Специалист по социальной работе при предоставлении социальных услуг воспитанникам приюта должен осуществлять их в строгом соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 01.01.2001г., а также с принципами, установленными Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации»:

Адресность;

Доступность;

Добровольность;

Гуманность;

Приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним;

Конфиденциальность;

Профилактическая направленность.

1.4. При оказании воспитанникам (выпускникам) социальных услуг проявлять к ним максимальную чуткость, вежливость , внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение, учитывать их физическое и психологическое состояние


1.5. Специалист по социальной работе должен:

Обеспечивать безопасность оказываемых социальных услуг для жизни и здоровья воспитанников, сохранность имущества приюта;

Постоянно повышать свою квалификацию и профессиональное мастерство путем переподготовки от учреждения, самоподготовки.

1.6. Специалист по социальной работе при исполнении своих функциональных обязанностей должен проявлять профессионально важные качества:

Честность;

Правдивость;

Ответственность.

2. Должностные обязанности

Специалист по социальной работе обязан:

2.1. Осуществлять прием вновь поступивших детей, оформлять на них личное дело, организовывать фотосъемку ребенка для личного дела

2.2. Вести личные дела закрепленных за ним воспитанников, добиваться получения недостающих документов и обеспечивать порядок ведения и сохранность личных дел воспитанников приюта.

2.3. Обеспечивать конфиденциальность ведения личных дел воспитанников Социального приюта.

2.4. Вести переписку с органами исполнительной власти города Москвы, вышестоящими организациями и государственными учреждениями по вопросам обеспечения социальной защиты несовершеннолетних.

2.5. Заниматься вопросами изучения личности несовершеннолетних в условиях институционального воспитания, разрабатывать и реализовывать индивидуальный план социальной реабилитации несовершеннолетних в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации , с их возрастными, физическими и интеллектуальными особенностями.

2.6. Оформлять документы на приобретение гражданства, паспорта, пенсии по случаю потери кормильца, сберегательной книжки, заграничного паспорта, страхового полиса обязательного медицинского страхования, ИНН, социальной карты москвича, пенсионного страхового свидетельства, обновление финансового лицевого счета и выписки из домовой книги и других необходимых документов для воспитанников приюта.

2.7. Выдавать специалистам по социальной работе и воспитанникам приюта, принимать под роспись в журнале регистрации выдачи оригиналов документов из личного дела воспитанников (сейфа) для предоставления в различные государственные учреждения Российской Федерации

2.8. Проводить работу с проживающими в приюте детьми и подростками по выявлению актуальных для них проблем и кризисных ситуаций, искать пути выхода из них, оказывать им содействие в дальнейшем жизнеустройстве и продолжении обучения.


2.9. Осуществлять проверку жилищно-бытовых условий воспитанников в приюте и в г. Москве по месту регистрации.

2.10. Оформлять пакет документов на снятие денежных средств с лицевых счетов воспитанников приюта.

2.11. Проводить профориентационную работу с воспитанниками-выпускниками, осуществлять подготовку документов на поступление воспитанников в учебные образовательные учреждения для получения начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего образования или трудоустройство и дальнейший патронат выпускников.

2.12. Формировать пакет документов, составлять и подавать список в ГУП «Моссоцгарантия» на получение жилого помещения выпускников приюта.

2.13. Проводить осмотр предоставленного выпускнику жилого помещения, подписывать договор, регистрировать по новому месту жительства, осуществлять постановку на воинский учет в военкомат .

2.14. Составлять список на осуществление денежных выплат выпускникам приюта: единовременного денежного пособия и компенсационной выплаты .

2.15. Заниматься вопросами розыска воспитанников, самовольно оставивших учреждение: передавать в ОВД, муниципалитет сведения о том, что ребенок сбежал с детского учреждения. При необходимости заводить в дело.

2.16. Формировать пакет необходимых документов для направления воспитанников на Городскую медико-психолого-педагогическую комиссию.

2.17. Ставить на воинский учет в военкомат воспитанников, подлежащих призыву.

2.18. Выдавать и собирать социальные карты Москвича воспитанников, выезжающих в г. Москву.

2.19. Подготавливать и своевременно передавать в Департамент семейной и молодежной политики г. Москвы отчетную документацию и необходимые сведения.

2.20. Оформить список, подготовить воспитанников приюта, передать все необходимые документы в учебные заведения для дальнейшего их обучения на полное государственное обеспечение.

2.21. Передавать информацию о детях, поступивших в приют начальнику регионального оператора государственного банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформлять анкету и необходимые документы.

2.22. Осуществлять регистрацию документов в книгах регистрации входящей и исходящей корреспонденции.

2.23. Оформлять документы воспитанникам приюта, уезжающим в г. Москву на выходные, праздничные и каникулярные дни.

2.24. Передавать документы выпускников на учет в ЦСО по месту регистрации.

2.25. Организовывать и осуществлять социальный патронат выпускников учреждения в соответствии с требованиями руководящих документов Российской Федерации и г. Москвы.

2.26. Сдавать пакет документов в ОМС и получать полиса обязательного медицинского страхования на воспитанников.

2.27. Сдавать документы в ОУФМС г. Ступино и получать заграничные паспорта воспитанников.

2.28. Регулярно вести дневник специалиста по социальной работе. Один раз в неделю отчитываться перед руководством учреждения о проделанной работе за закрепленными воспитанниками и выпускниками. В конце месяца сдавать заместителю директора по социальной работе отчет по социальной реабилитации воспитанников приюта.

2.29. Регулярно, на первое число каждого месяца, обновлять списки информационного стенда социального отдела:

- –, паспорта, гражданство;

- – пенсии по потери кормильца, страховые пенсионные свидетельства;

- – дети приюта, выбытие, поступление;

- –обучение специальности, лишение родительских прав;

- – квартиры, единовременная денежная компенсация, списки детей приюта, пособия;

- – сберегательные книжки, социальные карты Москвича;

Учет в ЦСО, ИНН;

- – учет воспитанников в военкоматах (ВУС), загранпаспорта.

2.30. Выполнять дополнительные указания директора Социального приюта, его заместителя по социальной работе, возникающие в любое время суток по исполнению должностных обязанностей специалиста по социальной работе.

2.31. При убытии в очередной отпуск специалист по социальной работе временно передает свои должностные обязанности другому специалисту по согласованию с заместителем директора по социальной работе.

3. Права работника

Специалист по социальной работе имеет право:

3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию и документы, относящиеся к вопросам его деятельности.

3.2. Вносить предложения непосредственному руководителю по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.

3.3. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Постоянно повышать квалификацию в установленном законом порядке.

3.5. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии .

3.6. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность работника

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности – в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Начальник отдела кадров _______________

Начальник социально-правового отдела _______________

С должностной инструкцией ознакомлен (а):

« .» _______________ 2010 г. _____________________________



 


Читайте:



Павел Бажов — Каменный цветок: Сказка

Павел Бажов — Каменный цветок: Сказка

Когда и сам наладится приказчиковы уроки за Данилушку делать, только Данилушко этого не допускал. - Что ты! Что ты, дяденька! Твое ли дело за меня...

Распространенные стереотипы о России!

Распространенные стереотипы о России!

«Виды коммуникации» - Высоконтекстуальные культуры. Термины. Зоны коммуникации. Искусный стиль. Инструментальный стиль. Стили коммуникации....

Ахать брагин Устранение братьев Самсоновых

Ахать брагин Устранение братьев Самсоновых

26 февраля родился Ахать Брагин. Дончане еще помнят, кто это. Странно, мне он всегда казался чуть ли не стариком, а на самом деле в год гибели ему...

Стимулирование сбыта посредством метода "сейлз-промоушн"

Стимулирование сбыта посредством метода

Сэйлз промоушн - стимулирование продаж. Стимулирование сбыта как форма маркетинговых коммуникаций представляет собой систему краткосрочных...

feed-image RSS