Разделы сайта
Выбор редакции:
- Отчет о проверке системы «Антиплагиат
- Древние ископаемые птицы — виды, описание, факты и фото доисторических птиц
- Публичная оферта, что это такое и зачем она нужна
- Кто такая и откуда взялась баба яга Баба яга откуда взялось имя
- Презентация виды придаточных предложений
- Что можно продать доте 2
- Народные промыслы россии презентация к уроку на тему Информация о народных промыслах презентация
- Некоторые проблемы воспитания у слушателей вузов мвд россии нравственно-психологической готовности к освоению профессии Что вы ожидаете от новой работы
- Презентация "Софья Васильевна Ковалевская" по математике – проект, доклад Презентация на тему: ковалевская софья васильевна
- Принципы организации финансов корпораций (организаций)
Реклама
"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2008, N 8 В настоящее время все большую значимость приобретает инновационная деятельность персонала. В связи с этим в данной статье рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением условий и использованием принципов мотивации инновационной деятельности управленческого персонала применительно к реструктурируемым предприятиям. От результатов инновационной деятельности управленческого персонала зависит очень многое, особенно это важно при реструктуризации предприятий и организаций (далее - предприятий). Управленческий персонал реструктурируемых предприятий должен уметь использовать лучшие качества, знания, умения, навыки, интуицию и весь свой творческий арсенал способов по обеспечению эффективной мотивации (стимулирования и активизации) инновационной деятельности каждого работника. Это необходимо для того, чтобы весь управленческий персонал принимал активное участие в работах по реструктуризации на основе нововведений, что является приоритетной задачей - и только при ее решении возможен успех и эффективный конечный результат. Словарь управления персоналом. Инновационная деятельность - деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары (услуги) или товары (услуги) с новыми качествами. Формирование условий для инновационной деятельности Формирование благоприятных условий для стимулирования и активизации инновационной деятельности в существенной мере зависит от организационных форм ее использования. Особенно важно обеспечить мотивацию (стимулирование и инициировать активизацию) инновационных процессов на всех стадиях жизненного цикла выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Известно, что при активизации любого созидательного труда работников предприятия, как известно, необходимо учитывать, что любой труд должен включать: 1) собственно труд, 2) работу мысли (творческий труд) и 3) удовлетворение трудом (социальный фактор). Очевидно, что в труде большинства производственных рабочих второй и третий факторы труда часто отсутствуют. Следовательно, на предприятиях, особенно это относится к выпускающим сложную продукцию, всем звеньям управления необходимо обеспечивать (в первую очередь, рабочим) возможность использования в работе творческого подхода и удовлетворение своим трудом. При этом управленцы должны понимать, что труд, как и личность работающего, индивидуален, требует уважения, соответствующей оплаты и признания, а также больше внимания требуется уделять индивидуальной активизации труда работников, вырабатывая в каждом творческий дух, интерес к труду, личную и групповую ответственность за выполнение работы и результаты труда. Это требуется не только для управленцев, но и для производственного персонала бригад, участков, цехов и производств. Вместе с тем, нужно создавать соревновательный дух как внутри групп работающих, так и между различными группами. Полезность и эффективность такого интегративного подхода во многом подтверждает положительный опыт работы многих передовых зарубежных производственных предприятий. При повышении и обеспечении качества и конкурентоспособности реструктурируемых предприятий крайне важно инициировать активизацию инновационных процессов на всех стадиях жизненного цикла продукции. Среди всех условий, обеспечивающих у каждого работающего на предприятии позитивную инициацию этих процессов, следует выделить: Занимаемую работником должность, его права, обязанности и знание цели своего труда; Уровень образования и культуры (общей, технологической и производственной); Личные свойства (качества) и цели в текущем и перспективном временных периодах; Условия труда; Отношения к собственности; Ситуацию и обстановку на предприятии; Состояние внешней среды (ситуацию и обстановку за пределами предприятия). К этому можно добавить другие социальные и социально-психологические реалии, а также объективные научно-технические, экономические и организационные условия и факторы. Создание благоприятных активизационных условий в существенной мере зависит от организационных форм их использования. Как показывает практика и опыт фирм Японии, США и других промышленно развитых стран, одной из таких форм является создание различных кружков, объединяющих персонал для решения конкретных задач как в области производства, так и в сфере управления (хотя такие кружки распространены и на предприятиях в сфере услуг). Особенно положительный опыт в организации и функционировании аналогичных кружков накоплен в процессе обеспечения качества продукции. В Японии такие кружки, называемые кружками качества, на ряде фирм получили дальнейшее развитие, и сфера их деятельности расширяется, что обусловило преобразование таких кружков в кружки качества и производительности. Основные положения мотивации инновационной деятельности на основе групп качества и конкурентоспособности Применительно к решению проблемы стимулирования и активизации инновационной деятельности управленческого персонала по реструктуризации организаций и предприятий, в концепцию организационно-структурной мотивации деятельности работников, независимо от организационно-правовой формы предприятий, следует заложить следующее: 1) создание в рамках организационной структуры управления предприятием и/или в структурах взаимосвязанных и взаимодействующих объединений предприятий (например, при кооперации или связанных с проведением научно-исследовательских работ и проектно-конструкторских работ) групп качества и конкурентоспособности, представляющих собой специфические общественные организационно-структурные формирования работников одного или нескольких подразделений; 2) главной целью создания групп качества и конкурентоспособности является активизация работ по поиску и реализации путей повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности выпускаемой предприятием продукции для достижения генеральной цели деятельности всего предприятия (как правило, это удовлетворение потребностей потребителей на основе получения прибыли); 3) привлечение к участию в группах качества и конкурентоспособности максимально возможного числа работающих на предприятии; 4) группы качества и конкурентоспособности создаются и функционируют на принципах : Добровольности, когда объединяются для решения конкретных задач, как правило, 3 - 12 человек (группы с большим количеством работников чаще всего могут оказаться менее результативными); Коллективного участия в выборе задач по активизации инновационной деятельности управленческого персонала по реструктуризации организаций и предприятий, обеспечивающих повышение качества и конкурентоспособность продукции (на всех стадиях ее жизненного цикла); Реальной поддержки со стороны топ-менеджмента предприятия и создание всех необходимых условий для эффективной работы и мотивации их деятельности; Само - и взаиморазвития; Систематического воспитания, обучения и повышения профессионального уровня каждого члена групп; Учета результатов работы всех членов групп при установлении им ставок, надбавок и оплаты труда, а также при должностном продвижении; Атмосферы творчества и соревновательности в группах и между группами; Широкого использования прогрессивных методов активизации инновационной деятельности управленческого персонала по реструктуризации организаций и предприятий; Непрерывного функционирования групп; Осознанного понимания целей и необходимости активизации инновационной деятельности управленческого персонала по реструктуризации предприятий; Взаимосвязи деятельности членов групп со своими рабочими местами; Широкого освещения в средствах внутрифирменной информации достижений групп; 5) общее организационное и методическое руководство группами качества и конкурентоспособности осуществляют менеджеры предприятия и специально создаваемый совет по указанным группам или научно-технический совет предприятия. Для координации, организации обеспечения работ целесообразно определить головное подразделение из числа действующих на предприятии (например, отдел качества или отдел организации управления и т.п.). В конечном итоге успех деятельности групп качества и конкурентоспособности во многом зависит от массовости участия персонала, которая может быть обеспечена планомерной кропотливой работой всего менеджерского корпуса предприятия. При этом важно стимулировать работу групп "сверху", ненавязчиво направляя их творческий потенциал на решение наиболее важных задач для достижения целей реструктуризации предприятий. Решение об организации групп качества и конкурентоспособности, как правило, должны принимать менеджеры высшего звена или собственники предприятия. Однако это не исключает проявления инициативы от менеджеров среднего и низового звеньев, а также непосредственно от работников подразделений предприятия. В процессе создания и дальнейшего обеспечения групп качества и конкурентоспособности целесообразно выделить этапы подготовки, создания и обеспечения их функционирования. В организации и оказании постоянной эффективной помощи группам качества и конкурентоспособности значимую роль могут играть кураторы групп, назначаемые, например, из числа наиболее квалифицированного персонала управления. Свои обязанности каждый куратор может осуществлять в одной или одновременно в нескольких группах. Группы целесообразно формировать, как правило, из числа работников подразделения, но для решения задач более широкого характера могут создаваться группы на базе нескольких подразделений (например, "сквозные" группы качества и конкурентоспособности). В некоторых случаях состав групп требуется формировать из работников нескольких предприятий - при решении задач по реструктуризации предприятий, связанных с повышением и обеспечением качества и конкурентоспособности конечной продукции. Во главе каждой группы должен быть наиболее инициативный и квалифицированный работник, избираемый всеми членами группы качества и конкурентоспособности. Важнейшей его функцией может являться обеспечение активности и конструктивного обсуждения имеющихся проблем всеми работниками, входящими в группу, создание в группе уважительного отношения к предложениям каждого члена. Рабочие заседания группы следует проводить не реже одного раза в неделю как в рабочее (не более одного-двух часов), так и во внерабочее время. При этом руководителям нужно всеми доступными мерами способствовать эффективной работе групп качества и конкурентоспособности. Огромная роль при этом принадлежит топ-менеджменту, который определяет из числа функционирующих на предприятии подразделений координирующее подразделение. На это подразделение возлагают всю оперативную работу по организации и координации работы групп качества и конкурентоспособности на предприятии, а также обязанности по разработке перечня проблем для решения группами, ведению регистрации и учета поступающих предложений, их технико-экономической экспертизе и обеспечению внедрения принятых предложений. В целом ответственность за создание необходимых условий и обеспечение деятельности групп качества и конкурентоспособности, наряду с управленцами высшего звена, координирующим подразделением и кураторами, в не меньшей мере несут руководители подразделений, где функционируют группы. Организованная работа групп может дать значительный эффект, например как на японских предприятиях, если они будут органически вписаны в системы менеджмента качества (СМК). При этом в составе комплекса документации этой системы следует иметь стандарт организации (СТО) "СМК. Система общего менеджмента качества. Организация и порядок работы групп качества и конкурентоспособности продукции". Словарь управления персоналом. Система менеджмента качества (СМК) - это система для руководства и управления организацией применительно к установленным государственным стандартам качества. СМК является частью системы менеджмента организации и направлена на улучшение результатов с поставленными целями достижения качества для того, чтобы удовлетворить требования всех участвующих в процессе сторон, в первую очередь потребителей. Особенностью этих документов должно являться то, что круг деятельности групп качества и конкурентоспособности должен быть определен значительно шире, чем это регламентируется традиционными документами для таких групп. При этом в СМК конкретного вида продукции (в "продуктовой" системе), дополнительно к вышеуказанному СТО, могут действовать нормативно-методические документы, учитывающие специфику работы групп в условиях функционирования этой системы. Результаты работы групп качества и конкурентоспособности во многом зависят от используемого инструментария. Так, например, при проведении анализа и осуществлении поиска наиболее рациональных путей и способов активизации инновационной деятельности управленческого персонала по реструктуризации предприятий по повышению и обеспечению качества и конкурентоспособности продукции подобными группами могут использоваться разнообразные методы. Среди них следует назвать, например, такие как метод системного анализа, структуризации целей, экспертный, расчетный, сравнений, нормативный, моделирования, функционально-стоимостного анализа, корреляционного и регрессивного анализа, статистического анализа, аналогий, морфологического анализа, генерирования идей, планирования экспериментов, расслоения, графического моделирования и др. Из числа перечисленных методов, безусловно, наиболее часто должны использоваться те, которые более просты и доступны. Например, в практике японских кружков качества и производительности больше всего используется при проведении анализа и поиска путей повышения и обеспечения качества следующий методический инструментарий : 1) метод генерирования идей; 2) метод диаграмм, графиков и гистограмм (метод графического моделирования); 3) метод расслоения. Наряду с перечисленными методами в последнее время в связи с распространением компьютеров практическое применение стали находить методы планирования экспериментов, регрессивного и многофакторного анализа и др., то есть методы математической статистики и исследования операций. Наличие и вполне достаточная доступность компьютерной техники дают возможность на предприятиях с помощью указанных методов решать различного уровня и сложности задачи как в области качества, так и конкурентоспособности продукции (анализ рынков, конкурентов, прогнозирование потребностей и т.п.). Порядок создания групп качества и конкурентоспособности Независимо от используемого инструментария при решении той или иной задачи повышения и обеспечения как качества, так и конкурентоспособности выпускаемой предприятием продукции группам качества следует придерживаться определенного порядка, включающего творческий этап, этапы рассмотрения и реализации (диффузии) предложений. На отечественных промышленных предприятиях группы качества, специализирующиеся только на качестве изготавливаемой продукции, стали создаваться в соответствии с директивными указаниями с 1986 г. Формирование групп осуществлялось в основном в производственных подразделениях по бригадам, в меньшей части - по целям для решения отдельных задач в области качества, еще в меньшей - по профессиям, а совсем очень редко - по видам инновационной продукции. При этом к наиболее значимым недостаткам при создании и функционировании таких групп в тот период можно отнести следующие: Большинство групп качества (примерно 75%) не проходили обучения по решаемым проблемам; Недостаточно использовались методы и способы активизации и стимулирования их деятельности; При формировании групп нарушался принцип добровольности; Со стороны руководителей предприятия практически не было никакой поддержки по обеспечению работы групп; Крайне недостаточным было нормативное и методическое обеспечение; Не была организована работа по учету результатов деятельности каждого члена групп; Отсутствовала какая-либо состязательность и гласность в деятельности групп. В современный период по результатам опроса можно сделать такие выводы: 1. На многих предприятиях, где ранее были созданы группы качества, они как таковые более практически не существуют и не функционируют. Исключение составляют только ряд предприятий, где проводится создание СМК, удовлетворяющих требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 (ныне ГОСТ Р ИСО). Причем даже на этих предприятиях группы качества достаточно активно к проведению работ по подготовке выпускаемой продукции к сертификации фактически не привлекаются. 2. Практически созданием новых групп качества и тем более групп качества и конкурентоспособности менеджмент предприятий не занимался и не уделял им должного внимания. 3. Активность имеющихся групп качества на данном этапе фактически пока не возрастает. 4. Сложившееся положение дел на предприятиях в отношении создания и функционирования рассматриваемых групп не соответствует тем тенденциям, которые имеют место на зарубежных предприятиях с рыночной ориентацией. Применительно к рыночным условиям, при усилении конкуренции и интеграции в мировую экономику всем управленцам отечественных предприятий крайне важно, просто необходимо сосредоточить свое внимание на активизации инновационной деятельности всего персонала при решении проблем повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности продукции, а также предприятия в целом как при подготовке СМК, так и продукции к сертификации. Особенно это относится к реструктурируемым предприятиям. Премии, конкурсы и другие способы как методы мотивации Важнейшую роль в активизации инновационных работ в области качества и конкурентоспособности играет мотивация труда - как менеджеров всех уровней, так и каждого работающего. Необходимо создавать такие условия, чтобы весь персонал предприятия и каждый работающий в отдельности, независимо от того, кому оно принадлежит, чувствовали себя нужными, востребованными, понимали, что их труд почетен и что за высококачественную работу они будут уважаемы и справедливо вознаграждены. Только в этом случае весь персонал будет требовательно относиться к качеству своего и чужого труда. Примерно по этому поводу выдающийся русский философ И.А. Ильин в книге "Путь духовного обновления" еще в середине тридцатых годов прошлого века писал , что важно, "...чтобы полезный и продуктивный труд реально обогащал трудящегося, чтобы масса живо чувствовала поощряющее влияние частной собственности, а также успешность и почетность труда". За рубежом (в Японии, США и др. странах) вопросам мотивации качества уделяют довольно серьезное внимание, в том числе создают условия для состязательности между работниками, коллективами (в том числе группами качества), предприятиями. Это определило проведение различного рода конкурсов по качеству продукции и соответственное присуждение премий. В мировой практике уже есть очень престижные премии за качество, например: приз "Золотой Глобус" Фонда содействия Востоку; приз "Золотая звезда за качество" Клуба менеджеров торговли; приз "За высокое качество на мировом уровне" Всемирного клуба предпринимателей; Европейская премия за качество (с 1990 г.); премия Малькольма Болдриджа (США), присуждаемая с 1987 г.; приз Эдвардса Деминга (Япония), присуждаемый промышленным предприятиям за достижения в области качества с 1951 г.; Шведская национальная премия за качество и др. В СССР за достижения в области качества нередко были награждения Государственной премией. В РФ с 1993 г. проводятся общественные конкурсы на звание "Лучший менеджер по качеству", на лучшую работу в области обеспечения качества и др. Однако в проведении подобных конкурсов и присуждении призов и премий за высокое качество должны участвовать не только различного рода общественные организации, но и государственные органы, так как это может стать эффективным средством активизации инновационных работ по повышению и обеспечению качества в стране. Следует отметить, что в 1996 г. в России для предприятий также учреждены ежегодные Государственные премии РФ в области качества, а с 1997 г. введены и присуждаются до сих пор Премии Правительства РФ. Безусловно, это положительно влияет на адаптацию российских товаров к условиям конкуренции отечественного и мирового рынков. Премии, призы и конкурсы в области качества и активизации инновационной деятельности, в том числе при реструктуризации предприятий, следует дифференцировать по уровням СМК в стране: Федеральном; Государственном; Региональном (в субъекте РФ, регионе); Городском; Районном; Предприятия, в том числе по его уровням управления. Критериями награждения в общем плане могут быть удовлетворенность потребителей продукцией, безопасность и экологичность продукции, воздействие на общество в целом и т.п. Естественно, что премии за качество не гарантируют эффективность реструктурированных предприятий, но, безусловно, позволяют повысить их результативность. Кроме того, участие в конкурсах на получение премии качества требует самооценки и проверки со стороны предприятия своей СМК. Результаты такой оценки позволяют совершенствовать СМК и активизировать инновационную деятельность персонала предприятий. Систематические проверки СМК и последующее ее совершенствование применительно к реструктурированным предприятиям должны замкнуть цикл "разработка - внедрение системы - повышение инновационной активности персонала - совершенствование системы - дальнейшее повышение инновационной активности персонала". Этот цикл должен реализовываться систематически и быть непрерывно функционирующим. Одним из способов повышения инновационной активности может быть тот, который материально стимулирует качество выпускаемой продукции, использует лучшие благодарные свойства персонала, а именно в ответ на предварительно авансированное повышение зарплаты - более ответственное отношение работающего к качеству и инновационной составляющей своего труда, больший энтузиазм и, как результат, более высокое качество выпускаемой продукции. Иначе этот подход к оплате труда можно сформулировать следующим образом: "Более высокая зарплата - более высокое качество продукции и активизация труда". Это противоречит ныне повсеместно используемому подходу: "Высокая эффективность - высокая зарплата". Тем не менее подтверждением полезности и эффективности предлагаемого подхода могут быть результаты, достигнутые, например, японской корпорацией "Омрон" , использующей примерно такой подход. Вместе с тем необходимо осуществлять этот принцип дифференцированно, проводя всестороннюю оценку труда каждого, не допуская уравнительности и субъективности. Реализация данного инновационного способа в широком масштабе позволяет в конечном итоге увеличить спрос и покупательские способности населения (в связи с повышением зарплаты), что, соответственно, увеличивает объемы реализации продукции, валовой доход и массу прибыли предприятий (в том числе и того предприятия, где использован рекомендуемый подход). Объемы продаж увеличиваются на основе большей инновационной активности персонала и, как следствие, за счет повышения качества продукции и уменьшения ее себестоимости (соответствующего затем снижения цены). Литература 1. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 1. - М.: Русская книга, 1993. 2. Кружки качества на японских предприятиях. Обзор. - М.: Изд-во стандартов, 1980. 3. Татеиси К. Вечный дух предпринимательства: Практическая философия бизнесмена. Пер. с англ. - М.: Московский бизнес, 1990. профессор кафедры "Инновационный менеджмент" Государственного университета управления Ю.Моисеева Менеджер ОАО "Инженерный центр ЕЭС" Подписано в печать
Ключевые слова: 1 -1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Мотивация инновационной деятельности на пищевом предприятии Санкт-Петербург
Введение Приоритеты в развитии мирового экономического сообщества сегодня таковы, что позиции каждой отдельной страны, уровень ее могущества, определяются не только обеспеченностью основными видами стратегических материальных ресурсов, но напрямую зависят от достижений государства в области инноваций, его научно-технического потенциала, способности создавать и эффективно использовать новые знания, выступающие необходимым условием успешной конкуренции и экономического роста. В свете таких тенденций первостепенное значение приобретает построение и реализация модели инновационного развития экономики, о которой уже много говорилось, но реальных и ощутимых шагов в этом направлении наше государство пока так и не сделало. Движение по инновационному пути развития возможно только при наличии благоприятных условий для эффективной реализации накопленного инновационного потенциала страны и его дальнейшего наращивания, построения действенного механизма управления инновационными процессами. При этом следует указать на немаловажное, и даже в какой то степени определяющее, значение психологических аспектов инновационной деятельности, играющих решающую роль в преодолении инновационной инертности субъектов предпринимательства различных форм хозяйствования, собственников капитала, государства. Возникает объективная необходимость изменить отношение людей к новой реальности, психологию восприятия ими инноваций, привить понимание значения и роли активизации инновационных изменений. Достичь этого можно только на основе глубокого познания действительных мотивов инновационной активности различных субъектов. Поэтому всесторонняя проработка аспектов мотивации, выступающей решающим причинным фактором результативности инновационной деятельности, и построение, адекватного специфике современных условий, мотивационного механизма особенно актуализируется сегодня. Анализ
и обобщение материалов публикаций
отечественных и зарубежных исследователей
указывает на недостаточную разработку
вопросов мотивации в сфере инновационной
деятельности. Следует, конечно, отметить,
существование большого количества информации
в экономической литературе, касающейся
мотивации деятельности трудовой, но специфика
инновационных процессов отвергает возможность
идентичной трактовки всех понятий, присущих
категории "мотивация", применительно
к этим двум видам деятельности. Таким
образом, в настоящее время:
Тщательная теоретическая и практическая проработка указанных проблем определяется в качестве тематических задач исследования данной работы. В качестве метода на данном этапе исследования применяется качественный анализ. Глава 1. Теоретические основы мотивации инновационной деятельности 1.1. Понятие инновации и инновационного процесса В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП. Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. Для уточнения понятия "инновации" познакомим читателей с различными взглядами на ее сущность. В литературе насчитывается десятки определений. Например, по признаку содержания внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация – это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития. В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций. Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций – рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности. Специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений: 1. Использование
новой техники, новых технологических
процессов нового рыночного обеспечения
производства (купля - продажа).
Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Обращаем внимание на то, что научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные уся. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара – научно-технической продукции – и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей. Из сказанного следует, что инновацию - результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе. Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода. Следовательно, научно-технические инновации должны: а) обладать новизной; б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю. Распространение нововведений, как и их создание является составной частью инновационного процесса (ИП). Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте. По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями. В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике. Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях местах применения. Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению. В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии НВ определяется различными факторами: а) формой принятия решения; б) способом передачи информации; в) свойствами социальной системы, а также свойствами самого НВ. Свойствами НВ являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др. Одним из важных факторов распространения любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально- экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Шумпетера диффузия НВ является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли. Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия НВ. Однако на ранних стадиях диффузии НВ никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих НВ. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одну из альтернативных новых технологий под угрозой вытеснения с рынка. Нужно исходить из того, что внедрение НВ является трудным и болезненным процессом для любой организации. Во всех случаях одним из важных критериев принятия решений каждым субъектом является сравнение альтернативных технологий и решения, принятые предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Поэтому каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обуславливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии НВ в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самыми новыми технологиями.На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность остается неопределенной. Неопределенность может быть устранена с накоплением опыта внедрения и использования НВ. Однако со снижением неопределенности и риска применения новой технологии исчерпывается потенциал ее рыночного проникновения и снижается ее прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения - временна и снижается с приближением предела его распространения. Следовательно, диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии с большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет большим по сравнению с выполнением последующих. Вместе с тем трудно оценить относительные преимущества НВ в ранней фазе их диффузии, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает шанс последней на ее принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы. После накопления достаточного опыта, когда альтернативные технологии освоены многими хозяйствующими субъектами, и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате, конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов. Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура. Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники. Можно отметить, что инновация – это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы. (Это подтверждают различные концепции длинных волн Н. Д. Кондратьева, И. Е. Варги, И. Шумпетера и др.). По мере развития деятельность, представляющая ИП, распадается на отдельные, различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в новых продуктах технологиях. Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, то есть повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, повышается тем самым восприимчивость к инновациям. В общем виде ИП можно представить в развернутом виде так: Схема 1. Модель инновационного процесса где ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование; ПИ – прикладные исследования; Р – разработка; Пр – проектирование; С – строительство; ОС – освоение; ПП – промышленное производство; М – маркетинг; Сб – сбыт. Анализ этой формулы требует абстрагирования от факторов обратной связи между различными ее элементами, учета длительности цикла ФИ - ОС, который может продолжаться свыше 10 лет; относительно самостоятельна и каждая из фаз (ФИ - ПИ; Пр - С) и т. д. Начальной стадией инновационного процесса является ФИ (теоретическое исследование), что связано с понятием научная деятельность. Разумеется, каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ. Что же представляет собой научная работа, от развития которой зависит появление новшеств? Научная работа – исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью. Характерно, что количество новых сведений и информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами. Рассматривая ФИ с точки зрения конечного результата, необходимо выделить исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса. Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно является фундаментом инновационного процесса. Вместе с тем, необходимость теоретических исследований может быть обусловлена потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете. Фундаментальные
исследования, как правило, воплощаются
в прикладных исследованиях, но происходит
это не сразу. Развитие может осуществляться
по схеме 2:
Только некоторые фундаментальные исследования воплощаются в ПИ - Р - ПР и т. д. Примерно 90% тем фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат. И из оставшихся 10 % с положительным результатом не все применяются на практике. Цель ФИ - познание и развитие процесса(теории вопроса). Иную целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это – "овеществление знаний", их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т. д. В результате разработок создаются конструкции новых машин и оборудования, что плавно переходит в фазы. Проектирование (Пр), строительство (С), освоение (ОС) и промышленное производство (ПП). Фазы (М - Сб) связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса. Таким образом, инновационный менеджер имеет дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность. Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Для него, как и для любой другой области менеджмента, характерны: Постановка цели и выбор стратегии Четыре цикла. Сказанное
наглядно представлено на схеме 3.
1.2 Теоретические аспекты категории "мотивация" в контексте инновационной деятельности. В силу сложности, многогранности и специфичности экономических, психологических и этических отношений, складывающихся между субъектами инноваций, инновационный процесс осуществляется в соответствии с присущими ему стохастическими закономерностями, но это не отрицает того факта, что он не поддается управлению. Управление же какими бы то ни было процессами требует глубокого осмысления их сущности, понимания движущих сил. Поэтому, зная, что стоит у истоков возникновения инноваций как таковых, что вызывает к жизни какую-либо идею, что побуждает различных субъектов хозяйствования быть активными участниками инновационной деятельности, какие мотивы лежат в основе их поведения, можно сформировать адекватную систему управления инновационными процессами, как на уровне отдельного предприятия, так и в масштабах всей страны. Основу подобной системы должен составлять механизм мотивации как источник активности различных участников инновационной деятельности в направлении постоянной разработки, внедрения и эффективного использования инновационных продуктов, но для построения модели такого механизма необходимо четкое определение понятийного аппарата и знание характера явлений и процессов, скрывающихся за тем или иным понятием. Первым
шагом на пути решения данной проблемы
является определение сущности категория
"мотивация", а также осмысление основных
понятий, неразрывно связанных с нею и
необходимых для понимания сути самой
категории. Следует отметить существование
множества точек зрения относительно
трактовки понятия "мотивация", что
объясняется многоаспектностью и междисциплинарным
характером данной категории и отношений,
которые ею описываются. Различные исследователи,
как зарубежные, так и отечественные, в
зависимости от взглядов, убеждений, методологических
подходов по-разному описывают сущность
мотивации. В качестве примера приведем
несколько определений:
Как видим, упомянутые исследователи едины во мнении, что мотивация - это "нечто", что вызывает активность субъекта в определенном направлении для достижения конкретных целей. Это "нечто" можно охарактеризовать как совокупность мотивообразующих факторов, которые могут быть заданы извне или формироваться субъективно личностью в соответствии с ее ценностными ориентациями, стремлениями, интересами, ожиданиями. Но чаще всего влияние внешних факторов воспринимается субъектом только сквозь призму внутреннего "я", приводя к видоизменениям системы мотивообразующих факторов, которая уже не является идентичной ни внутренней, ни внешней совокупности факторов, порождающих определенные мотивы. Однако мотивацию нельзя просто рассматривать как совокупность каких-либо побуждающих сил, факторов, определенное состояние личности, это скорее процесс формирования мотивационной структуры личности, как совокупности мотивов, под воздействием комплекса мотивообразующих факторов, побуждающих субъекта к целенаправленному поведению и получению определенного результата. Если не углубляться в сопоставление различных точек зрения, имеющихся в научной литературе, то в самом общем виде мотив (от латинского movere - двигать, толкать) - это то, что побуждает к деятельности, побудительная причина действий и поступков человека, связанная с удовлетворением потребностей. Мотивы находятся "внутри" человека (имеют персональный характер), зависят от разнообразных внутренних и внешних по отношению к субъекту факторов, а также влияния других мотивов. Поведение индивида, как правило, детерминировано не одним мотивом, а их совокупностью, образующей определенную мотивационную структуру личности, в которой мотивы находятся в конкретном соотношении друг с другом в зависимости от степени побуждающего воздействия на человека. Процесс пробуждения в индивиде тех или иных мотивов с целью побуждения его к определенным действиям посредством воздействия извне представляет собой мотивирование . Именно процессы мотивирования лежат в основе управления человеческим ресурсом. В любом факте возникновения мотива прослеживается его связь с потребностью и необходимостью ее удовлетворения. Потребность - это состояние некоторой нехватки в чем-либо, которую организм стремится ликвидировать. Потребность также возникает "внутри" человека, это необходимое условие любой деятельности, она также вызывает активность субъекта, но потребность сама по себе еще не способна предоставить деятельности четкого направления. Таким образом, потребность побуждает к активности, а мотив - к направленной деятельности . Мотив это уже не сама потребность, а ее проявление, как бы ее трансформированное и конкретизированное выражение. В этом основное отличие понятий потребность и мотив. Следует различать такие понятия как мотив и стимул, которые не являются тождественными, но довольно часто в литературе употребляются как равнозначные. Стимул (от латинского stimulus - стрекало, погонялка) - по аналогии с мотивом, также означает побуждение к действию, но при этом стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей "раздражения", вызывающих действие определенных мотивов , они всегда связаны с влиянием извне. Можно сказать, что стимул закрепляет возникший ранее мотив (или их совокупность), определенную активность индивида и направление этой активности, принесшие личности удовлетворение потребностей и получение ожидаемого результата, и побуждает к воспроизведению подобного поведения в будущем на прежнем или ином качественном и количественном уровне. В качестве стимулов могут выступать конкретные предметы, действия других людей, предоставляемые возможности, то есть все то, что индивид получит за выполнение определенных действий. Использование различных стимулов с целью активизации тех или иных мотивов в мотивационной структуре личности представляет процесс стимулирования, наиболее распространенной формой стимулирования в практике управления является материальное стимулирование. Таким образом, стимулы (или же вцелом стимулирование) выступают одним из средств, с помощью которого можно осуществлять процессы мотивирования, поэтому нельзя смешивать понятия мотив и стимул (мотивирование и стимулирование) и использовать их как равнозначные. Все вышеизложенные положения лишь в общих чертах отражают соотношение основных понятий, присущих категории "мотивация" безотносительно к специфике инновационной деятельности. Далее постараемся проанализировать особенности мотивации в контексте инновационных процессов. Когда
заходит речь о мотивах, лежащих
в основе поведения участников инновационной
деятельности, то зачастую они сводятся
только лишь к прагматическим интересам
материального характера и, в
частности, к максимизации прибыли,
рассматриваемой в качестве основной
цели этой деятельности. С этим утверждением
трудно не согласиться, поскольку в современном
пространстве экономики лейтмотивом мотивации
преобладающей части предпринимательства
как такового является "нажива" любой
ценой, получение максимум прибыли с целью
достижения сверхприбыли в будущем, ради
чего и осуществляются различного рода
инновации, как производственные, так
и организационные, направленные на недопущение
потери преимущества перед конкурентами
и снижение размера прибылей.
Например, на этапе зарождения идеи, рассматриваемого как этап поиска, открытия чего-то нового, не существующего в объективной (субъективной) реальности или же изменение и дальнейшее совершенствование уже имеющихся предметов и явлений, в основе творческой активности субъектов (а именно инициаторов новых идей, разработчиков инновационной продукции) могут находиться самые разнообразные мотивы такие, как стремление решить определенную проблему технического, технологического, организационного характера; познавательный интерес; потребность самовыражения, самоутверждения, постоянного творческого поиска; идентификация с кумиром; материальные мотивы, общественное признание и другие. При этом, если на стадии возникновения идеи доминирующим мотивом в системе мотивации субъекта к проведению исследований было стремление решить проблему определенного характера, то, скажем, на этапе экономического обоснования на первый план выдвигается стремление получить максимальный эффект от внедрения наиболее рационального варианта решения данной проблемы. Если
говорить о приоритетности в рассмотрении
проблем мотивации на каждой из стадий
инновационного процесса и формировании
действенного мотивационного механизма,
то надо отметить, что основное внимание
в современных условиях должно уделяться
именно этапу зарождения идеи, так как
это источник генерации инноваций, основанный
на возможностях кадровой составляющей
инновационного потенциала государства
вцелом или отдельного предприятия, научно-исследовательской
организации и т.п. Именно человеческий
ресурс с его неисчерпаемым интеллектуальным
потенциалом является главной движущей
силой инновационных трансформаций, поэтому
разработка вопросов мотивации творчества
(инициирования инноваций) выступает ключевым
фактором преодоления существующей сегодня
инертности субъектов инновационной деятельности.
мотивация покупки инноваций.
мотивы; факторы; стремление к достижению цели. Основными мотивами создания и продажи инноваций для предпринимателей обычно являются:
повышение своего имиджа на рынке; захват новых рынков; увеличение величины денежного потока; снижение ресурсоемкости продукта.
изменения в производственно-торговом процессе; совершенствование технологий операций; изменения в системе налогообложения; достижения на международном финансовом рынке. Основными мотивами покупки инноваций являются:
получение в перспективе дохода на капитал, вложенный сегодня. Основными объективными факторами покупки инноваций являются:
Изменения в системе налогообложения; Достижения на международном рынке. Глава 2. Анализ современной организации инновационной деятельности в промышленности 2.1. Организация инновационной деятельности и оценка показателей ее динамики и эффективности Инновационная направленность экономического развития, растущая необходимость технологического обновления особо подчеркивают важность четкого соответствия принципов организации и структурно-организационных взаимосвязей в инновационной деятельности. Речь идет о поиске оптимальных путей привнесения инновационных импульсов в экономическую реальность. Понятно, что по мере расширения инновационных преобразований требуется научно обоснованное формирование функционально-элементной базы инновационного развития. Организация
инноваций включает три принципиальных
аспекта:
В настоящее время система управления инновациями как корпоративная дисциплина еще не получила распространения на большинстве предприятий, и компании, как правило, не располагают достаточным опытом для установления прикладных метрик инноваций. Ограничиваются в основном следующими показателями: (1) размер годового бюджета на новые разработки (R&D); (2) процентное отношение R&D-бюджета к объему годовых продаж; (3) количество патентов, полученных компанией за отчетный период; (4) количество рацпредложений, поступивших от сотрудников организации за отчетный период. Эти метрики, безусловно, могут оказаться полезными, но они не измеряют потенциальные инновационные возможности компании и не будут иметь существенного значения при выработке стратегических решений. Так, ежегодное освоение большого корпоративного бюджета на исследовательские и опытно-конструкторские работы вовсе не гарантирует появление бесчисленного количества новых продуктов, которые потрясут рынок и станут источником дополнительных доходов компании. Кроме того, помимо запатентованных решений у многих компаний есть ряд разработок, не защищенных патентами, а также технологические "ноу-хау", никак не фиксируемые с помощью показателя количества патентов. И, наконец, из огромного числа рацпредложений, поданных в корпоративный "ящик для предложений", могут быть реализованы лишь единицы. Финансовый результат от инноваций может представлять собой, например, (1) дополнительный доход, который получила компания от реализации нового продукта; (2) величину превышения фактического дохода от вывода нового продукта на рынок над плановым показателем в результате более эффективного выхода на рынок; (3) величину сокращенных операционных издержек на реализацию какой-либо услуги компании; (4) прибыль организации от проникновения ее продуктов на новый сегмент рынка и т. д. Затраты
на инновации складываются из перечисленных
выше составляющих, причем в знаменатель
формулы не включаются расходы, связанные
с процессом реализации инновационного
проекта.
Изменение
относительного роста рыночной стоимости
компании по сравнению с относительным
ростом отраслевого рынка за последние
N лет. В основе этого показателя лежит
постулат о том, что именно инновации являются
тем ключевым ресурсом компании, который
обеспечивает ей дополнительные конкурентные
преимущества и позволяет опередить среднеотраслевой
рост рынка.
Эту метрику
целесообразно использовать для
сравнения результатов, достигнутых
вашей компанией, со значениями аналогичных
показателей конкурентов, а также
с собственными показателями прошлых
периодов.
Сравнивая
показатели отчетных периодов, можно
наблюдать динамику "инновационного
настроя" в компании, чтобы в
случае спада активности вовремя принять
меры для вывода организации из состояния
апатии.
Важнейший
показатель, характеризующий эффективность
корпоративной системы управления
идеями.
Характеризует
эффективность работы корпоративной
системы управления идеями. Снижению
значения этого показателя могут
препятствовать далекие от оптимальных
процедуры движения документов внутри
компании и чрезмерная "зарегулированность"
алгоритмов принятия решений.
Слишком
много показателей. Эта ошибка может
явиться следствием двух причин: стремления
сделать слишком много за очень короткий
срок или нежелания избавиться от некоторых
старых метрик, которые уже показали свою
практическую непригодность. Результатом
применения сложной системы показателей
являются огромные затраты рабочего времени
на сбор информации для расчета величин,
которые в конечном счете оказываются
неудобными для интерпретации. Чем понятнее
и практичнее показатели инноваций, тем
больше шансов установить разумные значения
целевых величин и разработать грамотные
стратегии для их достижения. Метрики
инноваций должны быть соотносимы с принятой
в компании системой финансовых и других
внутрикорпоративных показателей или
- в идеале - быть ее частью. Например,
показатель ROII во многом напоминает традиционный
ROI (return on investment), а процент клиентов, считающих
компанию инновационной, структурно соотносится
с показателями отдела маркетинга и продаж
(процент клиентов, делающих повторные
покупки или повторно обратившихся в компанию).
Любая, самая совершенная система показателей - это всего лишь инструмент, с помощью которого в компании поддерживается система управления идеями, но именно восприимчивость управленческой команды к инновациям является тем необходимым условием, без которого инновационный процесс в компании начать невозможно. Жизненный
путь новшества может развиваться по
одному из трех путей: накопление в организации,
превращение в организации в инновацию,
продажа как товара.
показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана организации показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности организации проектирование окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных расчетов, с определением степени риска и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические, экономические и социальные аспекты деятельности организации. и т.д................. Несколько лет назад большинство книг и статей, посвященных инновационной деятельности, начинались с раздела о ее мотивации, причинах, побуждающих работников разрабатывать инновации. Обычно ход рассуждений был следующим. Если вы не разрабатываете инновационной продукции, то это сделают ваши конкуренты, которые вытеснят вас с рынка. Другими словами, как основная причина инновационной деятельности отмечался страх, страх быть вытесненными с "Руководитель автономного учреждения", 2011, N 10 Сегодня в системе образования происходят изменения, которые дают возможность педагогу раскрыть свой творческий потенциал. Более того, курс на инновационное развитие государства изначально предполагает выдвижение на первый план именно преподавателя с его культурой, физическим, психическим, нравственным здоровьем. Однако любые прогрессивные начинания окажутся блокированы, если педагог не будет видеть пользу от внедрения в свою работу каких-либо инноваций. Внешние и внутренние мотивыОдной из серьезных проблем отечественной системы образования в настоящее время можно считать эмоциональное выгорание педагогов . Этой опасности прежде всего подвержены люди старше 40 лет, хотя в таком возрасте многие из них уже имеют достаточный профессиональный опыт и, казалось бы, именно от этих специалистов стоит ожидать существенного подъема в профессиональном плане. Актуальность данной проблемы объясняется тем, что средний возраст педагогов в российских образовательных учреждениях составляет именно 42 - 45 лет. Поэтому руководителям подобных учреждений необходимо обратить особое внимание на потенциальную опасность для сотрудников и вовремя оказать им эмоционально-психологическую поддержку, сформировать мотивацию - как основу саморазвития педагога, его стремления к достижению новых вершин в профессии. Отметим, что в большинстве случаев мотивация трактуется как побуждение, вызывающее активность человека и определяющее ее направленность. Однако при этом следует помнить: чтобы побудить человека как-либо действовать, нужно сделать так, чтобы он сам этого захотел. Психологи традиционно разделяют факторы, влияющие на инновационную активность педагогов, на две группы:
Внутреннюю готовность к принятию системного нововведения относят к наиболее важному условию осуществления инноваций. Как показывает практика, человек не может не зависеть в своих решениях и поступках от влияния окружения. Однако, вводя внешние побудители, необходимо помнить, что обстоятельства и условия среды влияют на мотивацию только в том случае, если они становятся значимыми для человека, начинают удовлетворять его потребности или желания. Таким образом, внешние факторы в процессе мотивации должны трансформироваться во внутренние. Формируем мотивациюПриведем пример, как внутренние факторы мотивации могут влиять на работоспособность сотрудников и их степень восприимчивости к инновациям. Психолого-педагогические тренинги по формированию мотивационной готовности педагогов к инновационной деятельности, проведенные в МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы "Истоки" (ЯНАО, Новый Уренгой), дали интересные результаты. Исходя из задач данного образовательного учреждения, связанных с внедрением новаций, была запланирована работа по трем основным направлениям :
Темы для тренингов определялись на основании выявленных в ходе диагностики проблем, а также с учетом рекомендаций методистов городского управления образования. В результате был составлен план занятий , который предусматривал отработку таких важных тем, как:
По итогам занятий у педагогов была выявлена положительная и отрицательная мотивация. В случае положительной мотивации у сотрудника появлялось желание непосредственной реализации потребности в достижении успеха, развития своих способностей, познания нового, а также побуждение к ощущению собственной значимости. В случае отрицательной мотивации возникал своего рода самозапрет, тормозящий побуждения к реализации потребности. Например , педагоги нередко говорили: "Мне инновации ни к чему, я работаю по программе уже двадцать лет, чувствую себя как рыба в воде, а мне предлагают пойти на курсы повышения квалификации". Или: "И без того работы хватает, а тут еще конкурсы вроде "Педагог - исследователь - новатор". Исследования также выявили нечеткость приоритетов сотрудников. Для 65% педагогов родное общеобразовательное учреждение не является единственным "светом в окошке". Лишь 47% специалистов близки интересы учеников и их проблемы, а поддержка и признание коллег важны для 29%. Что касается психоэмоционального состояния, 88% педагогов отметили, что повышенная чувствительность нервной системы и неблагоприятное стечение обстоятельств могут выбить их из колеи, а работа с учениками отнимает много физических и душевных сил. Причем 18% педагогов часто испытывают чувство тревоги и бессилия и лишь у 6% сотрудников благополучное психоэмоциональное состояние определяет эффективность работы. Кроме того, обнаружились и проблемы с самооценкой. У 65% педагогов она существенно зависела от внешних обстоятельств, мнения других, настроения, 23% педагогов было свойственно принижать значение своей личности, им было трудно вступать в свободное общение с другими. И только у 29% специалистов оказалось позитивное самовосприятие, то есть преобладало творческое мышление, они были способны создать атмосферу живого общения. СамовыгораниеВ настоящее время принято выделять три основных симптома профессионального самовыгорания.
Загруженность работой, неудовлетворенность качеством деятельности и, как следствие, эмоциональные срывы влияют не только на здоровье сотрудника, но и на самочувствие детей, с которыми он работает, а также окружающих людей. Что делать?Немаловажное значение для развития мотивации имеют формы воздействия на сотрудника, которые объединяются в три группы. К первой группе относятся просьба, предложение и убеждение . Опыт подтверждает, что все три данные формы воздействия на мотивацию оказываются действенными, если имеют ясные и вежливые формулировки, предполагают право отказать, а также уважительное отношение к отказу. Во вторую группу входят приказы, требования, принуждение. Эти формы воздействия воспринимаются как проявление власти над другими, что, как показывает практика, приводит к внутреннему сопротивлению субъекта. Снять негативную реакцию можно путем продуманной аргументации выдвигаемого требования - тогда оно превратится из внешнего побудителя во внутренний. Положительная сторона принуждения в том, что оно может способствовать снятию конфликтной ситуации на определенном отрезке времени и выполнению сотрудником необходимых действий. Кроме того, это один из способов воспитания чувства долга. Третья группа форм воздействия - "заражение" эмоциональным состоянием и подражание (оно чаще всего проявляется у молодых специалистов). "Заражение" эмоцией, передающейся от человека или группы другому (другим), особенно ярко проявляется в трудовом энтузиазме. Участие педагогов в конкурсе "Учитель года", в конкурсах на гранты главы города, губернатора региона, Президента страны тоже иллюстрирует данную форму воздействия. Среди способов стимулирования педагогов к инновационной деятельности , используемых в образовательных учреждениях, можно выделить следующие:
Большую роль в развитии мотивации педагогов играет поэтапная работа руководства учреждения по введению инновационных технологий в образовательный процесс. Таким образом, чтобы внедрение инноваций действительно способствовало нахождению новых способов решений педагогических проблем, необходимы профессиональное взаимодействие всех участников образовательного процесса и целенаправленная работа над мотивацией сотрудников. В.Г.Шпаковский Эксперт журнала "Руководитель автономного учреждения" Основным мотивом инициирования инновационных процессов на предприятии будет получение дополнительных конкурентных преимуществ, к кᴏᴛᴏᴩым ᴏᴛʜᴏϲᴙтся следующие. 1. Преимущества стратегического характера:
2. Увеличение рентабельности предприятия вследствие:
3. Снижение издержек хозяйственной деятельности благодаря: реструктуризации деятельности; снижению непроизводительных расходов; экономии энергетических и сырьевых ресурсов за счет внедрения сберегающих технологий; снижению количества брака. 4. Специальные выгоды и льготы:
Инновационная сфера представляет собой область взаимодействия новаторов, инноваторов и инвесторов. Таким образом, инновационное пространство составляют три составных элемента, определяющих спрос и предложение:
Рынок новаций образуют инновационные проекты, нуждающиеся в финансировании и внедрении. Предложение на рынке новаций формируют следующие субъекты инновационной деятельности: научно-исследовательские институты и университеты, малые инновационные фирмы, индивидуальные изобретатели. Инновационные проекты, предлагаемые на рынке новаций, могут находиться на разных стадиях разработки:
Цена новации определяется коммерциализуемостью новшества, кᴏᴛᴏᴩая зависит от степени разработанности, а также практической и коммерческой значимости. Рынок инновационного предпринимательства
образуют
компании, внедряющие и использующие нововведения и ноу-хау. К ним
ᴏᴛʜᴏϲᴙтся внедренческие фирмы, осуществляющие продвижение инноваций на
рынке, а также потребители, применяющие новшества в ϲʙᴏей деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Рынок инвестиций формируют источники капитала, используемого для финансирования процессов нововведений. В качестве субъектов инвестирования
инновационной деятельности выступают: корпорации, банки, инвестиционные
фонды, частный капитал, государство, население.
|
Новое
- Древние ископаемые птицы — виды, описание, факты и фото доисторических птиц
- Публичная оферта, что это такое и зачем она нужна
- Кто такая и откуда взялась баба яга Баба яга откуда взялось имя
- Презентация виды придаточных предложений
- Что можно продать доте 2
- Народные промыслы россии презентация к уроку на тему Информация о народных промыслах презентация
- Некоторые проблемы воспитания у слушателей вузов мвд россии нравственно-психологической готовности к освоению профессии Что вы ожидаете от новой работы
- Презентация "Софья Васильевна Ковалевская" по математике – проект, доклад Презентация на тему: ковалевская софья васильевна
- Принципы организации финансов корпораций (организаций)
- Характеристика сотрудника с места работы, как написать, скачать примеры