Реклама

Главная - Бизнес планы
Административно-правовой статус, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и религиозных организаций. Административно-правовой статус общественных объединений (организаций) Административно правовое положение общественных объединений

Ведение

Расширение демократических процессов в обществе, повышение социальной активности граждан способствуют реализации их прав и законных интересов через создание различного рода общественных объединений. Именно поэтому в Российской Федерации число общественных объединений множится из года в год.

Основа правового статуса общественных объединений – конституционная норма о праве граждан на объединение и гарантированную свободу деятельности общественных формирований.

Сложившаяся система общественных объединений практически охватывает все стороны жизни общества. Условно их можно классифицировать по сфере деятельности (политические, экономические, социальные, культурные, спортивные и др.) и территории (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные, международные) и т. д. По организационно-правовым формам объединения можно классифицировать как: организации, движения, фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности, которые можно в свою очередь подразделять на централизованные и нецентрализованные. По числу участников они делятся на массовые и элитарные, а по характеру - фиксированное и нефиксированное членство. Следует принять во внимание и тот факт, что помимо упомянутых общественных объединений, немало и таких, которые не обращались за регистрацией или, получив отказ, действуют по существу нелегально.

Рассматривая общественные объединения как один из субъектов административного права, следует подчеркнуть, что это один из фундаментальных конституционно-правовых институтов. Нормы об общественных объединениях содержатся в ч. 4, 5 ст. 13; ч. 2 ст.19; ч.1 ст. 30; ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации. В этих статьях дана общая характеристика общественных объединений как субъектов российского права.

Более развернутая и конкретизированная характеристика общественных объединений как субъекта, в частности, административного права содержится в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» № 21, ст. 1930, других федеральных законах, нормативно-правовых актах, а также в уставах союзов, ассоциаций и иных объединений граждан.

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон об общественных объединениях, другие законы РФ образовали законодательную базу общественных объединений. Ее, в частности, составляют законы об отдельных видах общественных объединений: «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996г.; «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.; «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. и др.

«Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения», – говорится в ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г., «Об общественных объединениях». Этим Законом предусмотрены различные формы реализации гражданами конституционного права на объединения. Граждане вправе объединятся в политические партии, профессиональные союзы, благотворительные и иные организации. Деятельность таких объединений регламентируется не только упомянутым Законом, но и специальным федеральным законодательством.

Добровольность формирования – важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения права юридического лица.

Членами общественного объединения могут быть физические и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их разновидности как его членов.

Законодательство различает пять организационно-правовых форм общественных объединений, созданных в виде организации, движения, фонда, учреждения и органа общественной самодеятельности, однако фиксированное членство предусмотрено Законом только для общественных организаций. В то же время закреплены четкие правовые различия движений, фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности.

Каждое из этих объединений имеет свои особенности.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения установленных целей объединившихся граждан (политическая партия, общество охотников и рыболовов, профсоюз, Союз журналистов, общество филателистов, и т.д.).

Членами общественной организации в соответствии с ее Уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган общественной организации – выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации, и исполняет ее обязанности в соответствии с Уставом.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высший руководящий орган общественного движения – съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения выступает выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференция) или общему собранию (движение казачества, движение "зеленых", движение за права женщин, движение ветеранов афганской войны и т.д.).

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с Уставом.

Общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Некоторые юридические вузы создают общественные юридические консультации, комиссии по правам человека при администрации района, города, области. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого – совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализаций программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. (Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. Например: общественные инспекции; добровольные народные дружины; домовые или уличные комитеты и т.д.)

Федеральным законом от 19 июля 1998 г. № 112 – ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях»» вводится ст. 12.1, в соответствии с которой «политическим общественным объединением является общественное объединение, в Уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации участие в организации и деятельности указанных органов».

Общественные объединения могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы). Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» и «союз».

Среди общественных объединений особый статус имеют профессиональные союзы.

Статус профсоюзных организаций определяется Законом РФ от 8 декабря 1995 г. "О профессиональных союзах, их правах и га­рантиях деятельности".

Профсоюзы - добровольное общественное объединение граж­дан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях предста­ вительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профсоюзы имеют целью защиту трудовых и социальных прав своих членов. Они независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работода­телей, их объединений, политических партий и других обществен­ных объединений, им неподотчетны и неподконтрольны. Профсою­зы защищают право своих членов на труд, ведут переговоры и зак­лючают с администрацией коллективные договоры, контролируют их выполнение. Они контролируют соблюдение законодательства о труде и его охране, имеют право на организацию и проведение за­бастовок в соответствии с законодательством.

Законодательство об общественных объединениях предусматривает особые формы регистрационных отношений, возникающих между лицами, ходатайствующими о создании профсоюза, и органов юстиции. Законом о профсоюзах предусмотрена уведомительная государственная регистрация: профсоюзы, объединения, первичные профсоюзные организации в течение месяца со дня образования направляют в Минюст России или его территориальные органы необходимые документы, после чего последний обязан их зарегистрировать.

Профсоюзы располагают значительными юридическими воз­можностями активно влиять на правотворчество по вопросам защи­ты социальных прав и интересов работников. Так, предложения общероссийских профсоюзов и их объединений должны учитывать­ся федеральными органами государственной власти при рассмотрении проектов законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников; органы исполнительной власти и орга­ны местного самоуправления принимают проекты нормативных правовых актов по таким вопросам с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы могут вносить предложения о принятии компетентными государственными органами законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Они вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и т. д.

Профсоюзы играют важную роль в защите трудовых прав ра­ботников. Так, в установленных случаях расторжение трудового договора с работником-членом профсоюза по инициативе работо­дателя может быть произведено только с предварительного согла­сия соответствующего профсоюзного органа.

Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправ­ления строятся на основе:

а) социального партнерства;

б) взаимо­действия сторон трудовых отношений, их представителей; в) сис­темы коллективных договоров и соглашений.

Профсоюзы обладают некоторыми правами, обеспечивающими им возможность влиять на формирование властных структур, осу­ществление их деятельности. Так, они вправе участвовать в выбо­рах органов государственной власти и органов местного самоуправ­ления в соответствии с законодательством; на паритетных началах с другими партнерами участвовать в управлении государственны­ми фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами; взаимодействовать с государственными органами и органами местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта и т. п.

Помимо прав, предусмотренных Законом о профессиональных союзах, их права и гарантии деятельности в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучше­ния жилищных условий работников устанавливаются соответству­ющими федеральными законами, а также законами субъектов РФ.

Законодательством установлены определенные гарантии прав профсоюзов и их работников. В частности, приостановить или пре­кратить их деятельность возможно только в судебном порядке.

Процесс ликвидации может происходить как по инициативе самого профсоюза, так и по инициативе органов судебной власти, включая и органы прокуратуры России.

Особый статус в сфере исполнительной власти не свойствен взаимоотношениям профсоюзов с органами судебной власти, включая и органы прокуратуры. Последние вправе осуществлять контроль и надзор за их деятельностью, причем их полномочия не ограничены какой-либо определенной сферой, как это предусмотрено Законом о профсоюзах в случае осуществления контрольных функций органами исполнительной власти

Законом об общественных объединениях предусмотрено, что деятельность отдельных видов общественных объединений может быть урегулирована в специальных законах. Первым среди них стал Федеральный закон от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Согласно этому Закону, благотворительная организация должна соответствовать всем основным признакам общественного объединения, определенным Законом об общественных объединениях. Созданная для осуществления социально-приоритетных целей, некоммерческая благотворительная организация должна обладать важнейшим свойством: ее деятельность должна носить бескорыстный характер – безвозмездный или на льготных условиях. Льготные условия означают предоставление благотворителям тех или иных льгот и преимуществ (прежде всего, материального характера), стимулирующие эту разновидность социально-приоритетной деятельности. Однако государственные гарантии – предоставление налоговых и имущественных льгот – распространяется лишь на благотворительные организации, но не на юридических и физических лиц, являющихся спонсорами благотворительных организаций (ст. 18 Закона о благотворительных организациях).

Благотворительные организации, как и все другие общественные объединения, не вправе перераспределять денежные средства, полученные в результате предпринимательской деятельности, между своими членами или участниками. В соответствии со статьей Закона о благотворительной деятельности, благотворительная организация не вправе использовать более 20% финансовых средств, расходуемых за финансовый год, на оплату труда административно-управленческого персонала. Тем самым подобная форма противоправного перераспределения денежных средств невозможна среди членов или участников благотворительных организаций.

Основания возникновения и прекращения административно-правовых отношений, субъектов которых являются благотворительные организации, во многом такие же, как и у некоммерческих организаций и профсоюзов. В Законе о благотворительной деятельности, как и в Законе о некоммерческих организациях, не указан орган государственной регистрации благотворительных организаций. Эта процедура должна осуществляться «в порядке, установленном федеральными законами».

Административно-правовые отношения возникают в процессе представления благотворительным организациям органами исполнительной власти различных льгот и преимуществ, например передача в собственность государственного имущества.

В Законе о благотворительной организации более детально урегулированы формы контроля: орган власти, осуществляющий регистрацию благотворительной организации, вправе контролировать ее финансово-хозяйственную деятельность «по использованию имущества и расходованию средств».

Это означает, что подконтрольна может быть вся информация, подтверждающая обязательственно-правовые отношения организации с любыми юридическими и физическими лицами. Помимо активных форм контроля, осуществляемых должностными лицами регистрирующего органа непосредственно на месте, предусмотрены и пассивные формы: благотворительная организация, представляя регистрирующему или налоговому органу годовой отчет о своей деятельности, инициирует и возникновение административно-правовых отношений.

Помимо контроля регистрирующего органа за финансово-хозяйственной деятельностью благотворительных организаций важное место отводится контролю налоговых органов, которые контролируют источники доходов организаций, размеры получаемых ими средств и уплату налогов. В данном случае контрольная деятельность регистрирующих и налоговых органов во многом идентична: ее объектом является все та же информация об общественно-правовых отношениях благотворительных организаций. Очевидно, что все виды финансового контроля должна осуществляться налоговыми органами.

Таким образом, очевидны различия в правовой регламентации деятельности общественных объединений в базовом Законе об общественных объединениях и в принятых позднее законах об отдельных видах общественных объединений. Статус отдельных видов юридических лиц, например, производственных кооперативов, весьма напоминает правовое положение общественных объединений. Однако данная форма совместной деятельности граждан преследует основной целью извлечение прибыли, что совершенно неприемлемо для статуса некоммерческих объединений.

Конечно, могут принимать специальные законы об отдельных видах объединений, но их соответствие предписаниям базового Закона об общественных объединениях обязательно. Однако фактически этот принцип не всегда соблюдается.

Статус политических партий непосредственно определяется Федеральным законом от 11 июля 2001 г. "О политических парти­ях". Он регулирует реализацию права граждан РФ на объединение в политические партии, а также особенности создания, деятельно­сти, реорганизации и ликвидации таких партий.

Политическая партия - общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества по­средством формирования и выражения их политической воли, уча­стия в общественных и политических акциях, в выборах и референ­думах, а также в целях представления интересов граждан в орга­нах государственной власти и органах местного самоуправления.

Закон устанавливает требования, которым должна удовлетво­рять политическая партия, принципы ее деятельности, способы со­здания политической партии, основные начала организации ее си­стемы и т. д.

В законе отражены определенные аспекты административно-правового статуса политической партии. В частности, закреплен принцип взаимного невмешательства органов государственной вла­сти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и невмешательства политических партий в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Лица, замещающие государственные и муниципальные долж­ности, не вправе использовать свое должностное положение в ин­тересах политических партий. Они не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных обя­занностей, Данное требование не распространяются на депутатов; законодательных (представительных) органов государственной вла­сти и местного самоуправления. Структуры политических партий не могут образовываться в государственных органах.

Хотя для образования политической партии не требуется разрешения государственного органа, тем не менее, государство контролирует создание политических партий в форме их государственной регистрации, осуществляемой в настоящее время органами юстиции. Законом предусмотрены основания отказа в государственной; регистрации политической партии.

Государство осуществляет финансирование политических партий, а их финансовая деятельность контролируется налоговыми органами.

Деятельность политической партии может быть приостановле­на, а партия ликвидирована лишь по решению суда.

Другие административно-правовые отношения в сфере деятельности религиозных объединений возникают в следующих случаях:

● в процессе регламентации имущественных отношений;

● при урегулировании особенностей вероисповедания;

● в процессе осуществления преподавательской, образовательной и иной творческой деятельности в системе государственного образования;

● при осуществлении государственного контроля за деятельностью религиозных общественных объединений.

Административно-правовая специфика в сфере имущественных отношений проявляется, прежде всего, в участии органов исполнительной власти при закреплении прав собственности, аренды и других прав конфессиональных объединений на молитвенные здания, где адепты данного вероисповедания проводят богослужения или религиозные собрания. Весьма распространенной остается практика предоставления органами исполнительной власти религиозным объединениям отдельных правомочий собственника в отношении объектов религиозного назначения. Чаще всего эти объекты передаются объединениям в пользование, либо в совместное пользование с органами системы Минкультуры.

Передача государственной собственности в собственность религиозных объединений чаще всего производится на основе решения органа исполнительной власти, причем регламентация порядка отчуждения имущества религиозного назначения, относящегося к федеральной собственности, находиться в исключительной компетенции федерального Правительства.

Решение вопросов о передаче имущества религиозным объединениям

в пользование либо в совместное пользование с учреждениями и организациями культуры, осуществляется Минкультуры. Министерство вправе урегулировать имущественные проблемы только в отношении объектов, являющихся памятниками истории и культуры, культовыми зданиями и строениями с прилегающими к ним территориями и иным движимым и недвижимым имуществом религиозного назначения, расположенным в пределах указанных объектов. Передача религиозным объединениям имущества, относящегося к федеральной собственности, но не являющегося памятником истории и культуры, входит в компетенцию Госкомимущества России.

Органы исполнительной власти в некоторых случаях принимают участие в урегулировании некоторых обрядовых особенностей вероисповедания, например тайны исповеди, охраняемой законом. Законодательство об оперативно-розыскной деятельности запрещает привлекать священнослужителя к конфиденциальному сотрудничеству. По действующему законодательству наряду с адвокатами и ближайшими родственниками священнослужители не несут уголовной ответственности за недонесение о фактах преступной деятельности, доверенной ему в рамках исповеди. В СССР подобного исключения законодательство не предусматривало. ФСБ России юридически надзора за деятельностью религиозного объединения не осуществляет. В то же время КГБ СССР фактически осуществлял функции "духовной полиции". Таким образом, священнослужитель обладает иммунитетом в сферах уголовной, гражданской, административно-правовой юрисдикции.

Администрация лечебных учреждений, домов для престарелых и инвалидов, детских домов и интернатов, мест предварительного заключения и отбывания наказания (включая штрафные изоляторы и помещения камерного типа) обязана обеспечить гражданам условия для осуществления их права на свободу вероисповедания, например, представить отдельные помещения для обрядовых таинств, снабдить необходимой религиозной литературой, предметами культа.

Вышеуказанные обязанности распространяются на системы многих федеральных министерств и ведомств, обладающих собственными лечебными и социально-реабилитационными учреждениями, а также на всю подведомственную МВД России пенитенциарную систему. Однако большинство из этих обязанностей не распространяется на воинские части так называемых «силовых» министерств и ведомств.

Органы исполнительной власти и религиозные объединения взаимодействуют в процессе преподавательской, научной и иной творческой деятельности, осуществляемой в системе государственного образования. В системе государственного образования допускается преподавательская деятельность священнослужителей по религиоведению без совершения религиозных обрядов, а соответствующие дисциплины могут входить в учебные программы образовательных учреждений. Естественно, что реализация этих прав невозможна вне совместного участия светских и духовных властей в разработке религиоведческих учебных программ подготовки и издании соответствующих учебных пособий. Ограничения прав граждан на приобщение к духовным устоям вероучения той или иной конфессии, предусмотренные Законом о свободе вероисповеданий, распространяется только на государственную систему образования. Несмотря на то, что Закон распространяет «свободу мысли и религии» также и на несовершеннолетних, практически они лишены возможности участия в сакральных обрядах в государственных образовательных учреждениях и, тем самым, не в состоянии реализовать свое конституционное право религиозного исповедания.

Органы государственной власти правомочны осуществлять контроль за соблюдением федерального законодательства о свободе вероисповеданий. Осуществление функций органами исполнительной власти влечет за собой и возникновение административно-правовых отношений с соответствующим конфессиональным объединением. Контроль федеральных министерств и ведомств – важнейший элемент компетенции федерального органа исполнительной власти. Контрольные функции должностных лиц носят государственный характер – они осуществляются от имени и в пределах компетенции соответствующих министерств и ведомств.

Следует отметить, что светские власти не всегда придерживаются принципа «нейтрального» отношения к религиозным объединениям. Государство признавало и признает значимость Русской Православной Церкви в становлении и развитии Российской государственности. РПЦ представляет собой единственный общественный институт, сохранивший на протяжении тысячелетий истории Отечества устои вероисповедания и каноническую организацию. «Нейтральное» отношение государства к РПЦ невозможно, поскольку для этого пришлось бы отказаться от многовековых традиций, воплощенных в государственно-правовых институтах.

Довольно часто в последние годы руководители и политики высшего звена нашего согласно Конституции РФ светского государства публично демонстрируют свою поддержку традиционным конфессиям, но особенно заметно выражена поддержка Русской православной церкви.

1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года;

2. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82 – ФЗ «Об общественных объединениях». СЗ РФ, 1995, № 21, ст. 1930; 1997, № 20 ст. 22 31; 1998, № 30, ст. 3608;

3. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135 – ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». СЗ РФ, 1995, № 33, ст. 3340;

4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10 – ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 148;

5. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125 – ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». СЗ РФ, 1997, № 39, ст. 4465;

6. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 125 – ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях»». СЗ РФ, 1998, № 30, ст. 3608;

7. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: ИКД "Зерцало-М". 2003. - 608 с.

8. Дозорцев, П. Конституционно-правовые основы свободы совести в России [Текст] / П. Дозорцев – «Российская юстиция», 2003, № 4;

9. Козлов Ю. М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1999.-320с.

10. Морозова Л. А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений [Текст] / Л. А. Морозова – «Государство и право»,2004, № 3;

11. Мелехин А. В. Административное право РФ, Курс лекций, 2009, гл 8;

12. Попов Л. Л., Тихомиров С.В., Мигачев Ю. И. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - "Проспект", 2010 г.

Конституция РФ устанавливает право граждан на общественные объединения. Федеральный закон «Об общественных объединениях» предусматривает основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. Так же деятельность общественных объединений регулируется другими законами и правовыми актами.

Действие ФЗ «Об общественных объединениях» распространяется на все общественные объединения, которые создаются по инициативе граждан. Исключение составляют религиозные организации, некоммерческие организации и ассоциации, а также созданные на территории РФ филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных объединений.

Замечание 1

Общественным объединением является некоммерческое, самоуправляемое формирование, которое создается по инициативе граждан, объединившихся на основании общих интересов для реализации своих целей. Эти цели указываются в уставе общественного объединения, способствуя реализации прав и законных интересов граждан. Добровольность является главным условием создания и деятельности общественного объединения.

Общественные объединения, являясь субъектами административного права, обладают следующими признаками:

  • признак добровольности объединения;
  • устав или положение, регулирующие правовое положение данной организации;
  • организационная имущественная обособленность;
  • наличие органов самоуправления;
  • материальное участие членов организации в создании материальной базы;
  • стабильный состав с возможностью обновления.

Граждане имеют право объединяться в политические партии, профессиональные союзы, благотворительные и иные организации. Деятельность таких объединений регламентируется не только упомянутым Законом, но и специальным федеральным законодательством.

Как уже говорилось выше, добровольность формирования является важнейшим признаком общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Общественные объединения, которые создаются гражданами, могут либо регистрироваться в установленном порядке с приобретение прав юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации, не приобретая права юридического лица.

В состав членов общественного объединения могут входить физические и юридические лица - общественные объединения, которые заинтересованы в совместном решении задач этого объединения.

Для учета количества членов общественного объединения и обеспечения их равноправности оформляются индивидуальные заявления каждого члена объединения.

Формы и виды общественных объединений

Общественные объединения создаются в одной из следующих организационно-правовых форм (рис. 1):

  • общественная организация;
  • общественное движение;
  • общественный фонд;
  • общественное учреждение;
  • орган общественной самодеятельности;
  • политическая партия.

Замечание 2

Стоит сказать, что на членстве основаны только общественная организация и политическая, все остальные организационно-правовые формы общественных объединений членства не имеют.

Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение. Общественная организация создается на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Если иное не установлено законом, членами общественной организации являются физические и юридические лица.

Общественное движение – это массовое общественное объединение, которое не имеет членства, состоит из его участников и преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих объединений, не имеющий членства. Его цель состоит в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных поступлений, которые не запрещены законом, и использовании этого имущества для достижения общественно полезных целей.

Общественное учреждение является общественной организацией, которая не имеет членства. Цель общественного учреждения - оказание конкретного вида услуг, которые бы отвечали интересам участников и соответствующим целям этого объединения.

Орган общественной самодеятельности является общественным объединением, не имеющим членства и создаваемый с целью совместного решения различных социальных проблем, с которыми сталкиваются граждане по месту жительства, работы или учебы. Также работа органа общественной самодеятельности направлена на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Политическая партия – общественное объединение, которое создается с целью участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества путем формирования и выражения их политической воли, участия в выборах и референдумах, а также для представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления.

Рисунок 1. Организационно-правовые формы общественных объединений. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Основными видами общественных объединений являются:

  • общественные объединения по сферам коммерческой деятельности;
  • профсоюзы;
  • творческие, научные, культурные общественные объединения;
  • физкультурно-спортивные общественные объединения;
  • объединения социальной защиты;
  • международные организации.

С учетом территорий, на которых действуют общественные объединения, в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Деятельность общероссийского общественного объединения осуществляется на территориях более половины субъектов РФ, располагая там свои структурные подразделения – представительства, отделения и филиалы.

Межрегиональное общественное объединение действует на территории менее половины субъектов РФ, имея там свои структурные подразделения. Деятельность регионального структурного подразделения происходит в пределах территории одного конкретного субъекта Федерации. Местное общественное объединение действует в пределах территории органа местного самоуправления.

Административно-правовой статус общественных объединений

Административная правосубъектность общественных объединений состоит из комплекса принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с гражданами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, а также государственными и негосударственными учреждениями, предприятиями и организациями.

Административная правосубъектность общественных объединений определяет виды административных правоотношений, субъектами которых они являются.

Различные общественные объединения в своем административно-правовом положении имеют определенные отличия, но все же их статусам присущи многие общие черты. Это объясняется тем, что все общественные объединения:

  • образуются физическими и юридическими лицами в соответствии с принципом добровольности;
  • не имеют государственно-властных полномочий;
  • не являются субъектами правотворчества;
  • действуют от своего имени;
  • не являются коммерческими организациями, т.е. целью их деятельности не является получение прибыли.

Замечание 3

Важным моментом, который определяет статус общественных объединений, является тот факт, что государство не осуществляет руководство их деятельностью. Органы государственной власти и их должностные лица не имеют права вмешиваться в деятельность общественных объединений, а сами объединения не должны вмешиваться в деятельность государственных органов. Исключение составляют случаи, предусмотренные законом.

В то же время, государством установлены требования к содержанию уставов общественных объединений. По желанию объединений государство может проводить их регистрацию, наделяя их правами юридического лица, обеспечивая соблюдение их прав и интересов, оказывая поддержку их деятельности и предоставляя налоговые и другие виды льгот.

В обязанности общественных объединений входит соблюдение законодательства РФ, норм и принципов международного права, ежегодное опубликование отчета об использовании своего имущества, информирование органа, которые регистрировал объединение, о продолжении своей деятельности, допуск представителей этого органа на проводимые объединением мероприятия, оказание им содействия при ознакомлении с деятельностью данного объединения и др.

Общественные объединения имеют право на:

  • свободное распространение информации о своей деятельности;
  • участие в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления;
  • проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований;
  • издательскую деятельность и учреждение средств массовой информации;
  • представление и защиту своих прав и законных интересов в органах государственной власти и местного самоуправления;
  • осуществление полномочий в соответствии с законодательством об общественных объединениях;
  • внесение предложений в органы государственной власти по различным вопросам;
  • участие в избирательных кампаниях.

Общественным объединениям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, если это способствует достижению поставленных целей и соответствует уставу объединения.


Административно-правовой статус общественных объединений – это их правовое положение в сфере государственного управления.
Он определяется теми же элементами, что и административно-правовой статус граждан. Это прежде всего комплекс их прав и обязанностей, закрепленный нормами административного права, административная правоспособность и административная дееспособность.
Комплекс основных прав и обязанностей общественных объединений устанавливается соответственно ст. 27 и 29 Закона РФ «Об общественных объединениях». Общественные объединения имеют право:
свободно распространять информацию о своей деятельности;
участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими законами;
проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации общественного объединения и при наличии в уставе данного общественного объединения положения об участии его в выборах).
Общественные объединения обязаны:
соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы их деятельности, а также нормы, предусмотренные их уставами и иными учредительными документами;
ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
представлять по запросу органа, регистрирующего общественные объеди-нения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;
оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.
Вторым элементом административно-правового статуса общественных объединений является административная правоспособность и административная дееспособность. Если у граждан сначала возникает административная правоспособность, а лишь с достижением определенного возраста государство признает за ним способность своими действиями реализовать эти права и выполнять обязанности (дееспособность), то с общественными объединениями дело обстоит несколько иначе.
Понятно, что административная правоспособность общественного объединения возникает с момента регистрации его устава. Однако в отличие от граждан, государство с этого же момента признает способность общественного объединения реализовать свои права и выполнять свои обязанности. Таким образом, адми-нистративная правоспособность и административная дееспособность у общественных объединений появляется одновременно – с момента его возникновения. Это обстоятельство дает основания объединить две названные категории в одну – административную праводееспособность (правосубъектность).
В соответствии со ст. 21 Закона РФ «Об общественных объединениях» общественное объединение может не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае данное объединение не приобретает права юридического лица (а значит, права выступать от себя лично, опосредуя его членов или участников). Кроме того, без зарегистрированного (а значит, признанного) государством устава невозможно существование общественного объединения, исходя из его определения, данного названным Законом. Отсюда следует, что общественное объединение считается возникшим с момента его регистрации Министерством юстиции РФ. С этого же момента возникает и их административная правосубъектность (способность быть субъектом административно-правовых отношений).

Еще по теме § 2. Понятие и основы административно-правового статуса общественных объединений:

  1. Правовой статус нотариальной палаты и коллегии адвокатов. Сравнительный анализ
  2. § 1. Понятие и содержание административно-правового статуса физических лиц
  3. § 1. Понятие и содержание административно-правового статуса организаций
  4. § 5. Понятие, виды и правовой статус государственных служащих
  5. §2. Личная безопасность как элемент административно-правового статуса гражданина
  6. § 1. Позитивно-правовые нормы как элемент механизма административно-правовой охраны политических прав граждан России.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях » от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В соответствии со ст. 7 названного Закона общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

  1. общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;
  2. общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;
  3. общественный фонд - не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели;
  4. общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг , отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;
  5. орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания;
  6. политическая партия - общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах , а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления .

В зависимости от территориальной сферы деятельности все действующие в России общественные объединения подразделяются на следующие виды:

  1. общероссийские - действующие на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеющие там свои структурные подразделения (организации, отделения или филиалы и представительства);
  2. межрегиональные - действующие на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеющие там свои структурные подразделения (организации, отделения или филиалы и представительства);
  3. региональные - действующие в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;
  4. местные - действующие в пределах территории органа местного самоуправления (муниципального образования).

1. Общественные объединения подлежат специальной государственной регистрации в органах Федеральной регистрационной службы. В целях приобретения прав юридического лица общественные объединения, кроме того, регистрируются в соответствующих налоговых органах.

2. Общественные объединения в отличие от других организаций наделяются дополнительными правами в административно-публичной сфере. В частности, они вправе иметь собственную символику (флаги, эмблемы, вымпелы и т.п.), участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных законодательством, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и другие публичные мероприятия, учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность, участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти.

3. Общественные объединения в отличие от других организаций несут дополнительные обязанности в административно-публичной сфере, в частности: ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества; ежегодно информировать регистрирующий орган о продолжении своей деятельности, допускать представителей регистрирующего органа на проводимые общественным объединением мероприятия; информировать регистрирующий орган об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании; исполнять обязанности, связанные с организацией и проведением выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

4. В отношении общественных объединений, нарушающих Конституцию и законодательство Российской Федерации, конституции (уставы) субъектов РФ, регистрирующим органом или соответствующим прокурором может быть применена такая мера административного принуждения , как приостановление деятельности общественных объединений на срок до шести месяцев. В случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады.

ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г. № 82-ФЗ;

ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.96 г. № 10-ФЗ;

ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 №125-ФЗ.

Статья 30 КРФ : «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем ».

Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов, для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. ОО создаются в нескольких формах :

- общественная организация;

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самодеятельности.

КРФ запрещает создание и деятельность ОО, цели или действия, которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В случае нарушения КРФ, конституций и уставов субъектов РФ, законодательства, совершения действий, противоречащих уставным целям и не устранения этих нарушений после представления прокурора или после двух письменных предупреждений органа, регистрирующего ОО, деятельность ОО приостанавливается судом на срок до 6 месяцев. Если нарушения не будут устранены и в этот период, то ОО может быть приостановлено или ликвидировано. Статус ОО - вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность ОО, равно как и вмешательство ОО в деятельность ОГВ и ОМСУ не допускается.

Государство : обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений; оказывает поддержку их деятельности; законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ (целевое финансирование отдельных общественно-полезных программ, заключение любых видов договоров).

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц (граждане РФ и иностранных государств и лица без гражданства, 18 лет). В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица – общественные объединения.

С момента принятия на съезде (конференции) или общем собрании решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов ОО считается созданным .

Правоспособность ОО как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 (в редакции ФЗ от 02.11.2004).

Решение о государственной регистрации ОО принимается федеральным органом ИВ, уполномоченным в области гос. регистрации ОО или его территориальным органом.

Для государственной регистрации ОО в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:

· заявление, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа ОО, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства и контактных телефонов;

· устав ОО в 3 экземплярах;

· выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании ОО, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

· сведения об учредителях;

· документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию; сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа ОО, по которому осуществляется связь с ОО;

· протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального ОО;

Указанные документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о гос. регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения уполномоченный регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации ОО.

В государственной регистрации ОО может быть отказано если:

· устав ОО противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ

· представлен неполный перечень необходимых для государственной регистрации документов или в них содержится недостоверная информация;

Отказ может быть обжалован в суд.

Ликвидация ОО осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда

Надзор за соблюдением законов ОО – прокуратура РФ . Орган, принимающий решения о гос. регистрации ОО, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

Надзор и контроль за выполнением ОО существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.

В случае нарушения ОО Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, законодательства РФ и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган, либо Генеральный прокурор РФ вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, деятельность ОО приостанавливается на срок до шести месяцев . Решение о приостановлении, ликвидации, запрете деятельности ОО может быть обжаловано в суд.

Деятельность ОО может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".

В случае приостановления деятельности ОО приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хоз. деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.

Если в течение установленного срока приостановления деятельности ОО оно устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, ОО возобновляет свою деятельность.

Основания ликвидации ОО или запрета его деятельности:

· нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;

· неоднократные или грубые нарушения ОО Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ или иных НПА либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Заявление в суд о ликвидации общероссийского или международного общественного объединения по указанным в данной статье основаниям вносится Генеральным прокурором РФ

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".

Религиозные объединения (РО) имеют сходную конструкцию административно-правового статуса.

РО – добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Создание РО в органах государственной власти , других государственных органах, государственных учреждениях и органах МСУ, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается . Запрещаются создание и деятельность РО, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные объединения могут создаваться в форме:

1. религиозных групп – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без гос. регистрации и приобретения правоспособности юр. лица.

2. религиозных организаций (РО) – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. РО в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные (состоит не менее чем из 10 участников, достигших 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении) и централизованные (состоит не менее чем из 3 местных РО).

Учредителями местной РО могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет , выданное органами МСУ, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной РО того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

РО действует на основании устава , который должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ.

РО подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ "О гос. регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 (в редакции ФЗ от 02.11.2004) .

РО может быть отказано в государственной регистрации, если:

· ее цели и деятельность противоречат законодательству РФ;

· создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

· устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения не достоверны;

· в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

· учредитель (учредители) неправомочен.

Иностранная РО – организация, созданная за пределами РФ в соответствии с законодательством иностранного государства; ей может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории РФ; представительство иностранной РО не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения .

Религиозные организации могут быть ликвидированы:

· по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;

· по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, настоящего ФЗ и иных ФЗ и осуществления деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям);

Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:

· нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

· действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

· принуждение к разрушению семьи;

· посягательство на личность, права и свободы граждан;

· нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

РО действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах. Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству РФ.

Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

Содействие государством религиозным организациям: материальная и иная помощь в реставрации памятников истории и культуры; объявление религиозных праздников нерабочими днями (по просьбе религиозной организации)

Надзор за исполнением законодательства РФ осуществляют органы прокуратуры РФ.

Статья 13 Конституции РФ:

1. В РФ признается идеологическое многообразие .

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; признаются политическое многообразие, многопартийность .

4. Общественные объединения (ОО) равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность ОО, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни

 


Читайте:



Характеристика сотрудника с места работы, как написать, скачать примеры

Характеристика сотрудника с места работы, как написать, скачать примеры

Рассмотрим образец характеристики на рабочего с места работы - документ, характеризующий профессиональные качества сотрудника. Как и кто должен...

Должностные обязанности заведующего складом Зав складом относится к категории специалистов

Должностные обязанности заведующего складом Зав складом относится к категории специалистов

1. Заведующий продовольственным складом - Должностная инструкция. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Заведующий продовольственным складом относится к...

Современные проблемы системного анализа и управления Системность практической деятельности

Современные проблемы системного анализа и управления Системность практической деятельности

Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка : Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...Техника...

Стол письменный бейли с ящиками

Стол письменный бейли с ящиками

Описание Доставка Оплата Правила ухода СамовывозВы можете самостоятельно забрать Ваш заказ с нашего склада, по адресу: МО рп. Нахабино, ул....

feed-image RSS