Реклама

Главная - Развитие бизнеса
Саморегулирование предпринимательской деятельности понятие саморегулируемой организации. Саморегулирование в россии

Саморегулирование - самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности.Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Субъекты предпринимательской деятельности - ИП и ЮЛ, зарегистрированные в установленном порядке

Субъекты профессиональной деятельности - ФЛ, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

Предмет саморегулирования - предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.

  • 1. разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;
  • 2. применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законами и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
  • 3. образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
  • 4. осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иными документами, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
  • 5. представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
  • 6. организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
  • 7. обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации.
  • 29. Какие ЮЛ не могут быть не могут быть признаны несостоятельными (банкротами)

Не могут быть признаны несостоятельными (банкротами):

  • 1. казенные предприятия, учреждения
  • 2. политические партии
  • 3. религиозные организации.
  • 30. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаки несостоятельности (банкротства):

  • - наличие денежного обязательства должника долгового характера;
  • - неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;
  • - наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица - не менее 100 тыс. руб.;
  • - официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Для граждан законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) - превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

2011, N 2

Впервые инициативу создания агентской саморегулируемой организации (СРО) проявил Российский союз туриндустрии (РСТ), подчеркнув тем самым, что тема саморегулирования в сфере российского туризма весьма актуальна. По мнению РСТ, членство туристической организации в СРО может стать одним из критериев потребительского выбора и одним из методов борьбы с недобросовестными турагентствами.

Институт саморегулирования Создание СРО, цели и задачи

Чтобы составить представление о том, что подразумевается под саморегулированием в той или иной сфере деятельности, необходимо обратиться к Закону о саморегулируемых организациях <1>. Согласно ст. 2 данного Закона под саморегулированием следует понимать самостоятельную и инициативную деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской <2> или профессиональной деятельности <3> и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Итак, в основу саморегулирования положена разработка правил, согласно которым должна осуществляться та или иная деятельность, а также контроль соблюдения этих правил. Предметом саморегулирования является предпринимательская (профессиональная) деятельность субъектов, объединенных в СРО. Членство в СРО может быть как добровольным, так и обязательным (ст. 5 Закона о саморегулируемых организациях).

<1> Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ.
<2> Индивидуальные предприниматели и юридические лица (п. 3 ст. 2 Закона о саморегулируемых организациях).
<3> Физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность (п. 3 ст. 2 Закона о саморегулируемых организациях).

На заметку. Для вступления в члены СРО необходимо заполнить анкету, представить заявление установленного образца и пакет документов (чаще всего в виде нотариально заверенных копий). Перечень этих документов может быть разным, однако есть такие, без которых не обойтись, - учредительные документы, страницы паспорта (для ИП), свидетельства о внесении записи в ОГРН и постановке на учет в налоговом органе, выписка из ЕГРЮЛ, Информационное письмо об учете в статрегистре Росстата и т.д.

До введения обязательности саморегулирования в туризме такое членство для турагентов является добровольным, после - обязательным (конечно, при наличии желания продолжать заниматься данным видом деятельности).

Саморегулируемая организация может быть создана только в форме некоммерческой организации, основанной на членстве (ст. 3 Закона о саморегулируемых организациях). Она объединяет предпринимателей и юридических лиц исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг). В ст. 15 Закона о саморегулируемых организациях органами управления СРО названы общее собрание ее членов (высший орган управления), постоянно действующий коллегиальный и исполнительный органы управления.

К сведению. Естественно, саморегулируемой признается организация, созданная для достижения определенных целей. Эти цели предусматриваются как Законом о саморегулируемых организациях, так и другими федеральными законами. Полагаем, что если саморегулирование на рынке турагентских услуг будет признано перспективным, то соответствующие положения появятся и в Законе об основах туристской деятельности, а пока для примера можно посмотреть положения Градостроительного кодекса, в ст. 55.1 которого сформулированы цели для саморегулируемых организаций в области строительства, проектирования и капитального ремонта:

  • предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами СРО;
  • повышение качества выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Иными словами, цель СРО в данном конкретном случае - предупредить причинение вреда (в том числе физическим лицам) в результате выполнения членами СРО работ (оказания услуг) в рамках определенной деятельности и повысить качество этих работ и услуг.

Кроме общих положений о форме и целях создания СРО, Закон о саморегулируемых организациях (п. 3 ст. 3) предъявляет к таким организациям вполне конкретные требования по составу, наличию соответствующих стандартов и обеспечению дополнительной имущественной ответственности каждого члена СРО перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг). О последних двух требованиях имеет смысл рассказать подробнее.

Стандарты и правила СРО

В соответствии со ст. 4 Закона о саморегулируемых организациях в компетенцию СРО входят разработка и утверждение стандартов и правил предпринимательской (профессиональной) деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению такой деятельности, обязательные для всех членов данной организации. При этом внутренние правила и стандарты должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Пункт 5 названной статьи обязывает СРО установить для своих членов меры дисциплинарного воздействия за нарушение требований разработанных стандартов и правил.

Обеспечение имущественной ответственности членов СРО

Согласно ст. 13 Закона о саморегулируемых организациях СРО вправе применять следующие способы обеспечения имущественной ответственности своих членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами:

  • создание системы личного и (или) коллективного страхования. Причем минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее 30 000 руб. в год;
  • формирование компенсационного фонда. Первоначальное формирование данного фонда осуществляется исключительно в денежной форме за счет взносов членов СРО в размере не менее чем 3000 руб. в отношении каждого члена.

В пределах компенсационного фонда СРО несет ответственность по обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков произведенных членом СРО товаров (работ, услуг). Выплаты из компенсационного фонда могут быть направлены исключительно на цели обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями (иными лицами), если, конечно, перечень выплат из фонда не расширен соответствующим федеральным законом. Кстати, возврат взносов в компенсационный фонд членам СРО допустим только в том случае, если это прямо предусмотрено соответствующим законом.

Итак, компенсационный фонд как способ обеспечения имущественной ответственности членов СРО формируется за счет взносов членов СРО, направленных на его создание. При этом члены СРО уплачивают и другие взносы, направляемые непосредственно на формирование имущества СРО (ст. 12 Закона о саморегулируемых организациях). Речь идет о регулярных и единовременных взносах (вступительных, членских и целевых), а также о добровольных имущественных взносах и пожертвованиях.

Контроль за деятельностью членов

Контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок (ст. 9 Закона о саморегулируемых организациях). Предметом проверки является соблюдение членами СРО требований стандартов и правил, условий членства.

Продолжительность плановой проверки устанавливается постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО. Она проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.

Поводом для проведения внеплановой проверки деятельности члена СРО может послужить жалоба, направленная в адрес СРО, о нарушении им требований стандартов и правил. Таким образом, у туристов есть гипотетическая возможность получить двойную защиту своих прав и интересов: со стороны Роспотребнадзора (традиционно) и со стороны СРО. В ходе внеплановой проверки изучению подлежит только факт нарушения, указанный в жалобе, при этом член СРО обязан представить всю необходимую информацию по запросу СРО.

Материалы о выявленных в ходе проверки нарушениях передаются в дисциплинарный орган для рассмотрения вопроса о применении в отношении члена СРО мер дисциплинарного воздействия. Рассмотрение таких дел проходит в присутствии лиц, направивших жалобы, и членов СРО, неправомерные действия которых являются предметом рассмотрения (ст. 10 Закона о саморегулируемых организациях). По его результатам принимается решение о применении в отношении члена СРО следующих мер дисциплинарного воздействия:

  • предписание об устранении выявленных нарушений в установленный срок;
  • предупреждение;
  • наложение штрафа;
  • составление рекомендации коллегиальному органу управления СРО об исключении нарушителя из состава членов;
  • иные меры, закрепленные внутренними документами.

Решение об исключении лица из членов СРО принимается не менее чем 75% голосов членов органа по рассмотрению дел. Остальные решения принимаются большинством голосов. Решения, за исключением решения об исключении, могут быть обжалованы членом СРО в коллегиальный орган. Решение об исключении может обжаловаться в суд.

Уведомление налогового органа об участии в СРО

На основании пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - организации и предприниматели обязаны письменно уведомить налоговый орган обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (не позднее одного месяца со дня начала такого участия). Уведомление производится соответственно по месту нахождения организации или месту жительства предпринимателя. Как указано в Письме Минфина России от 17.07.2009 N 03-02-07/1-369, действие данной нормы распространяется на организации (предпринимателей), являющиеся членами СРО. Таким образом, они обязаны сообщить в налоговый орган о своем участии в данной некоммерческой организации. Необходимые сведения налогоплательщики представляют по форме N С-09-2 <4>. Информационная ценность такого сообщения заключается в указании сведений о доли участия в российской (иностранной) организации в процентах. Однако определить долю участия членов СРО не представляется возможным. Дело в том, что создание СРО, как и любой другой некоммерческой организации, не предполагает формирования уставного капитала. Значит, и долю непосредственного участия члена СРО определить нельзя, поэтому при заполнении соответствующего сообщения поле для указания информации о доле участия следует оставить незаполненным. К сообщению нужно приложить копию решения о принятии в члены и свидетельство о членстве.

<4> Утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@.

Пункт 7 ст. 23 НК РФ допускает возможность представления указанного сообщения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи. Формат представления формы N С-09-2 в электронном виде утвержден Приказом ФНС России от 09.06.2009 N ММ-7-6/318@.

Непредставление сообщения в срок чревато для организации (предпринимателя) штрафом в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Применение п. 1 ст. 129 НК РФ незаконно, поскольку речь в данной статье идет об ответственности иных лиц, отличных от налогоплательщиков и плательщиков сборов (Постановление ФАС УО от 09.07.2008 N Ф09-4833/08-С3).

Учет взносов в СРО Бухгалтерский учет

Выше мы упоминали, что членство в СРО предполагает внесение нескольких разных по своему назначению взносов (их названия говорят сами за себя): вступительного, ежегодного членского и взноса в компенсационный фонд. До 2011 г. бухгалтерский учет был вопросом решенным, а в профессиональном сообществе сформировалось несколько подходов к учету подобных взносов: с использованием счета 97 "Расходы будущих периодов"; без использования счета 97 и с единовременным учетом всей суммы уплаченных взносов на счетах учета затрат (20, 25, 26, 44); с использованием счета 97 в части учета ежегодных членских взносов и единовременным списанием сумм вступительных взносов и взносов в компенсационный фонд на соответствующие счета учета затрат (20, 25, 26, 44). Нужно признать, что разнообразие вариантов учета возникло не "на пустом месте", а было предопределено формулировками в законодательных актах по бухгалтерскому учету. В частности, п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности <5> до недавнего времени предписывал затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражать в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и списывать в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся. На данный момент содержание п. 65 (в ред. Приказа Минфина России от 24.12.2010 N 186н <6>) претерпело существенные изменения и норма звучит так: затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов , установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида .

<5> Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
<6> Зарегистрирован в Минюсте 22.02.2011 N 19910. Вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2011 г. На момент сдачи номера в печать не опубликован.

Таким образом, по нашему мнению, в 2011 г. у организаций, вступающих в СРО, взносы (вступительный, членский, в компенсационный фонд) должны быть отражены на счетах учета затрат (20, 25, 26, 44) без применения счета 97 "Расходы будущих периодов" и, соответственно, без равномерного включения в себестоимость товаров (работ, услуг) либо в состав коммерческих, управленческих или прочих расходов.

Налоговый учет

Согласно пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов и платежей, учитываются в качестве расходов, связанных с производством и реализацией. На основании приведенной нормы вступительные и ежегодные взносы, взносы в компенсационный фонд учитываются в составе расходов для целей налогообложения <7>, причем единовременно по правилам пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ (метод начисления) <8>. Датой осуществления таких расходов признаются дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, либо дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода. Обращаем внимание, что если организация уплачивает взносы за членство в СРО в текущем году за будущий год (например, в 2011 г. за 2012 г.), то уже в 2011 г. такая организация вправе уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму уплаченных взносов <9>. Кстати, организации, применяющие УСНО и выбравшие объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, также вправе признать для целей налогообложения суммы уплаченных в СРО взносов. Напоминаем, что эту возможность "упрощенцы" получили в 2011 г. благодаря поправкам, внесенным Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ в гл. 26.2 НК РФ.

<7> Письма Минфина России от 10.08.2010 N 03-03-06/4/75, от 07.12.2009 N 03-03-06/1/790, от 09.10.2009 N 03-03-07/25, от 16.04.2009 N 03-03-06/1/254 и ФНС России от 03.04.2009 N ШС-22-3/256@.
<8> Письма Минфина России от 12.07.2010 N 03-03-05/150, от 11.02.2010 N 03-03-06/1/63.
<9> Письма Минфина России от 02.03.2010 N 03-03-06/1/99 и УФНС по г. Москве от 02.04.2010 N 16-15/034572@.

Подтвердить осуществленные расходы на уплату взносов в СРО налогоплательщик может следующими документами:

  • копиями свидетельств о членстве в СРО;
  • платежными поручениями на перечисление взносов;
  • счетами;
  • другими документами, выданными СРО.

М.О.Денисова

Главный редактор журнала

"Туристические и гостиничные услуги:

бухгалтерский учет и налогообложение"

И.В.Семина

Эксперт журнала

"Туристические и гостиничные услуги:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Легальное определение саморегулирования приведено в Законе о СРО, в силу которого саморегулирование определяется как самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил (п. 1 ст. 2).

Разные подходы присутствуют и при характеристике сущности саморегулирования: отдельные авторы указывают, что она заключается в передаче отдельных функций по государственному регулированию предпринимательской и профессиональной деятельности СРО; другие указывают, что саморегулирование является негосударственным правовым регулированием, не продолжением государственного регулирования, а дополнением (альтернативой) к последнему. На наш взгляд, сущность саморегулирования определяется в зависимости от его вида. «Добровольное» саморегулирование представляет собой самостоятельный способ регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности. В то же время его нельзя противопоставлять государственному регулированию, так как СРО действуют на основе законодательства и их деятельность санкционирована государством. «Делегированное» саморегулирование должно рассматриваться как вид государственного регулирования. «Смешанное» саморегулирование призвано дополнять государственное регулирование в отрасли.

При характеристике саморегулирования как способа регулирования традиционно выделяют три его вида (или модели): добровольное, делегированное и смешанное. Критерием для этой классификации служит степень государственного участия в саморегулировании.

В соответствии с первой моделью участие в СРО является добровольным и развивается потому, что дает ее членам конкурентные преимущества. Также СРО служат для представления интересов своих членов в отношениях с органами власти, потребителями. Вмешательство государства здесь сведено к установлению общих правил и принципов организации и деятельности СРО. Эта модель в России реализована в Законе о СРО в качестве основной. СРО при таком подходе разрабатывают стандарты и правила деятельности для своих членов и следят за их соблюдением. Данные стандарты и правила обязательны для выполнения всеми ее членами, за их нарушение предусмотрены меры дисциплинарного воздействия (ст.ст. 4, 10 Закона о СРО).

Сущность делегированного саморегулирования заключается в том, что обязательным условием осуществления предпринимательской либо профессиональной деятельности является членство в СРО. Тем самым государство устанавливает специальные требования к правоспособности соответствующих субъектов. Так, ст. 49 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании членства в СРО или выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду работ. Процесс «делегирования» сводится к передаче государственных функций СРО, в результате чего последние наделяются собственными властными полномочиями, не характерными для субъектов гражданских правоотношений. Эта модель саморегулирования заменяет институт лицензирования. По мнению М.Ю. Челышева, саморегулирование проявляется в наличии административно-правовой составляющей, заключающейся в специальных, публичных по существу, средствах влияния СРО на своих членов как меры дисциплинарного воздействия за нарушение требований стандартов и правил СРО, проведение плановых и внеплановых проверок.

Наделение СРО властными полномочиями по отношению к своим членам позволяет отдельным авторам отнести их к публичным корпорациям, так как они отвечают некоторым выделяемым в доктрине признакам юридического лица публичного права: а) цели деятельности, которая направлена на осуществление публичных, общественных интересов, б) наличие некоторых властных полномочий, в) специальная правоспособность, г) особый режим имущества, составляющего компенсационный фонд СРО. Однако СРО в отличие от юридических лиц публичного права не создается на основании публичного властного акта (специального закона), то есть к ним не применяется разрешительный порядок создания.

При смешанном саморегулировании, как правило, действуют как государственные механизмы регуляции (например, лицензирование), так и саморегулирование. Указанная модель применяется в РФ на рынке ценных бумаг, где СРО с обязательным членством, созданные в разрешительном порядке, действуют совместно с лицензирующим органом при регулировании профессиональной деятельности. Так, СРО разрабатывают подлежащие согласованию с Банком России базовые стандарты, вправе осуществлять переданные им полномочия Банка России (ст.ст. 5, 7 Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» от 13 июля 2015 № 223-ФЗ). Вместе с тем, осуществление ими обеспечительной функции не предусмотрено (отсутствует обязанность по формированию СРО компенсационного фонда за исключением СРО форекс-дилеров), так как финансовая устойчивость является одним из лицензионных требований к участникам финансового рынка. Также помимо лицензирования деятельности, обязательное членство в СРО предусмотрено для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Документы, стандарты и правила этих организаций подлежат утверждению (согласованию) с регулирующим государственным органом; за деятельностью в соответствующей отрасли осуществляется лицензионный контроль. Однако для этих видов деятельности, снижая значение регулирующей и контрольной функций СРО, законодатель предполагает реализацию СРО обеспечительной функции, восполняя отсутствие финансовых гарантий, не предусмотренных механизмом лицензирования для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Промежуточное положение между системой централизованного управления экономикой со стороны государства и децентрализованной, относительно спонтанной рыночной организацией занимают организации саморегулирования.

Законодатель под саморегулированием понимает самостоятельную и инициативную деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или иной деятельности, содержанием которой является разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Государство тем самым выходит из процесса прямого регулирования, оставляя за собой функцию арбитра в отношениях между институтами производителей - саморегулируемыми организациями и потребителями.

Как свидетельствует опыт развитых стран, саморегулирование в определенной мере может стать эффективной альтернативой государственного вмешательства.

В результате функционирования организаций саморегулирования обеспечивается максимальный учет интересов хозяйствующих субъектов - непосредственных участников социально-экономических процессов. Это означает, что экономические агенты могут в большей степени реализовать свой экономический потенциал, способствуя тем самым экономическому росту в целом. Кроме того, действенность норм саморегулирования стимулирует снижение государственных расходов на государственное регулирование, приводит в ряде случаев к большей гибкости и маневренности государственного управления.

Саморегулирование предполагает регулирование определенных сфер самими экономическими агентами, без непосредственного прямого вмешательства государства.

Саморегулирование - довольно сложный институт, сочетающий формы административного и корпоративного регулирования. К процессу саморегулирования в широком смысле можно отнести все регламентирующие документы или принципы, используемые в деятельности ассоциации фирм или какой-либо отдельной компании и содержащие положения, напрямую не предусмотренные законодательством.

Принципы саморегулирования обычно предусматривают установление определенных "правил игры" участников рынка, ограничивающих в определенной степени свободу экономических агентов, включая санкции за нарушение этих правил, механизмы разрешения конфликтов между участниками рынка.

Нормы саморегулирования могут дополнять, расширять или даже ужесточать нормы государственного регулирования. В некоторых случаях саморегулирование действует в тех сферах, где в силу каких-либо причин отсутствует формальное законодательное регулирование.

Саморегулирование определяется как гибридная форма институциональных соглашений. На наш взгляд, организации саморегулирования имеют достаточно самостоятельную институциональную форму, поскольку представляют собой устойчивые и в достаточной степени формальные "правила игры" в определенной экономической нише.

По своей сути организации саморегулирования представляют собой неформальные институты, которые в некоторых случаях могут быть "патронированы" государством.

Здесь не следует вводить терминологическую путаницу между саморегулирующейся организацией и организацией саморегулирования, так как саморегулирующейся является любая предпринимательская структура, выпускающая внутреннюю регламентацию, и это лишь частный случай саморегулирования. Саморегулирование, по сути, гораздо более широкое понятие, охватывающее весь спектр регулирующих и регулируемых отношений, находящихся не просто за пределами государственного регулирования, а складывающихся между предпринимательскими структурами без участия внешней стороны.

Формирование организаций саморегулирования может иметь различную природу. Они возникают как вследствие передачи части полномочий государственных органов, так и могут быть вновь образованными структурами. При этом создателями и идеологами структур саморегулирования обычно являются сами предпринимательские структуры, но и государство также может инициировать создание таких организаций. Потребность в создании организаций саморегулирования может исходить из "необходимости покрытия ограниченности действия механизма государственного регулирования.

В то же время осознание такого факта организацией саморегулирования может быть реакцией на опасность ужесточения государственного регулирования". Одной из первых причин существования организаций саморегулирования в России является защита интересов хозяйствующих субъектов. В этом случае мотивом создания таких структур является потребность объединения индивидуальных усилий, достижения большего эффекта от совместных, коллективных действий, в основе которых лежит добровольность. Объединенные таким образом носители согласованных экономических интересов объединяются в ассоциации, союзы.

Саморегулируемые организации в ведут свои корни из профессиональных союзов, сформировавшихся из общественных организаций. На ранней стадии своего развития они имели довольно узкий круг задач и функций. В современных условиях саморегулируемые организации разрабатывают и устанавливают отраслевые стандарты, правила страхования, сертификацию специалистов, ведут аналитическую работу, например в случае со Всероссийским союзом автостраховщиков они решают и финансовые вопросы. Современные саморегулируемые организации работают в тесной взаимосвязи с государственными органами, в том числе в части законотворческой деятельности.

В гражданско-правовом декрете Ллойд рассматривается как саморегулирующаяся структура страхового рынка. Синдикаты Ллойда должны располагать финансовым поручительством (депозитом в 250000 ф. ст.) не менее двух действующих синдикатов. Каждому синдикату устанавливаются лимиты по сбору страховых премий, величина которых зависит от суммы гарантированного денежного депозита. Исходя из суммы депозита и установленного лимита страховых платежей, Совет Ллойда устанавливает квалифицированный уровень финансовых ресурсов страхового синдиката и тем самым дает согласие на определенные объемы цедирования рисков.

Организации саморегулирования могут ставить и довольно-таки узкие, специфические задачи. Например, увеличение финансового потенциала, тем самым способствовать повышению финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов.

Безусловно, организация саморегулирования дает определенные преимущества для экономических агентов, поскольку позволяет им активно воздействовать на механизм регулирования хозяйственной деятельности.

Саморегулирование существенным образом облегчает процесс регулирования экономики для государственных структур управления. И наконец, результатом саморегулирования является рост эффективности регулирования социально-экономических процессов на макроуровне.

В первую очередь, оптимальность достигается за счет экономии государственных средств, уменьшения расходов на разрешение хозяйственных споров вследствие адаптированности процедур разрешения споров к конкретным условиям.

Кроме того, выдвинутые санкции, как правило, более эффективны и вызывают меньше отторжения. Нормы саморегулирования гибче государственных, необходимые изменения могут быть внесены с меньшими издержками. Действенность саморегулирования достигается посредством возможного воздействия (а порой и "давления") на механизм государственного регулирования.

Вместе с тем, организации саморегулирования не могут рассматриваться как панацея, так как обладают все-таки ограниченным действием. Например, нормы саморегулирования распространяются в пределах сообщества, не затрагивая деятельности нечленов организации - аутсайдеров. Иногда организации саморегулирования могут преследовать только цели лоббирования интересов своих членов. Членство в таких организациях может принимать характер "входного барьера" на определенный рынок, а также использоваться как инструмент борьбы с конкурентами. Одним из негативных аспектов введения саморегулирования может стать эффект "двойного регулирования".

Однако такой факт может быть оперативно устранен за счет механизма самонастраивания, заложенного в самой природе организаций саморегулирования. При организации саморегулирования в конкурентных отраслях необходимо контролировать недопущение фактов возможного законодательного закрепления преимуществ (компетенций) отдельных хозяйствующих субъектов. В этом случае возрастает роль антимонопольных органов.

В условиях развивающегося рынка саморегулирование не в состоянии заменить государственное регулирование, поскольку корпоративная культура находится на стадии становления. Вместе с тем, наблюдается тенденция передачи некоторых функций государственного регулирования на уровень саморегулирования. Такая форма конвергенции регулирования возможна, но только эволюционным путем. В противном случае возникает угроза превращения саморегулируемых организаций в маргинальные, полугосударственные структуры.

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Исходя из данного определения стандартизация и контроль - основные составляющие саморегулирования.

Основным законодательным актом данной сферы общественных отношений является Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» . Нельзя не отметить, что принятие данного Закона явилось началом реформирования всей системы государственного регулирования предпринимательства. В ряде сфер произошел переход от такого традиционно использовавшегося способа воздействия государства на бизнес, как лицензирование, к саморегулированию. Е. П. Сухов справедливо отмечает, что саморегулирование призвано «устранить избыточное государственное влияние путем перехода преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов, расширить долю участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти» .

Важно, что Закон о СРО появился тогда, когда в России был уже накоплен значительный опыт объединения субъектов рынка в профессиональные сообщества, сложились традиции саморегулирования. Кроме того, известен положительный опыт деятельности профессиональных саморегулируемых организаций в зарубежных странах . По принятому в международной практике определению, саморегулируемая организация (Self-Regulating Organizations) - организация, которая осуществляет некоторую степень регулирующей власти над определенной сферой деятельности .

Как представляется, необходимость появления единого Закона о СРО диктовалась введением в законодательные акты требования обязательного членства в саморегулируемых организациях для субъектов отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности. Вместе с тем, как справедливо отмечает Н. Г. Семилютина, «налицо значительное число организаций, на деле облегчающих ведение предпринимательской деятельности путем разработки стандартов, индикативных показателей, осуществляющих действия, способствующие защите интересов потребителей и повышению качества оказываемых услуг, которые не зарегистрированы в качестве СРО и не стремятся к приобретению формального статуса СРО» . Примером тому могут служить торгово-промышленные палаты, Ассоциация российских банков, РСПП, «ОПОРА РОССИИ» и целый ряд подобных организаций, объединяющих предпринимателей на различных началах. В связи с этим, как представляется, можно говорить о саморегулировании и саморегулируемых организациях в широком и узком смысле слова. Создание саморегулируемых организаций, подчиняемых требованиям Закона о СРО, или саморегулирование в его узком значении, определяемом названным законом, должно осуществляться тогда, когда это является требованием законодательства и представляет собой одно из направлений регулирования предпринимательской деятельности.

Особенности саморегулирования отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности определены специальным законодательством. Такие особенности предусматривает, например, Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ), Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Федеральный закон 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» и др.

Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации (далее - СРО). Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в СРО. Сущность саморегулирования заключается в том, что государство передает отдельные функции по государственному регулированию предпринимательской и профессиональной деятельности саморегулируемым организациям.

Как указал Конституционный Суд РФ, «Конституция РФ не запрещает государству передавать полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении отдельных функций публичной власти. По смыслу ее статей 78 (части 2 и 3) и 132 (часть 2) такая передача возможна при условии, что это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам» .

Указанная правовая позиция нашла дальнейшее подтверждение в актах Конституционного Суда РФ: «Конституционный принцип демократического правового государства и гарантируемая Конституцией РФ свобода экономической деятельности предполагают развитие необходимых для становления гражданского общества начал самоуправления и автономии в экономической сфере, проявлением чего является создание саморегулируемых организаций... Это однако не означает, что государство отказывается как от своего конституционного полномочия по установлению правовых основ единого рынка, особенно в тех случаях, когда представители той или иной профессии наделяются публично-правовыми функциями, а образуемые ими саморегулируемые организации - правом разрабатывать и устанавливать обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, так и от конституционного полномочия влиять на содержание правовых норм, принимаемых саморегулируемыми организациями, посредством судебного нормоконтроля, а также иным образом (ст. 46 ч. 1; ст. 120 ч. 2; ст. 129 ч. 5 Конституции РФ») .

Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО является добровольным . Однако федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО для осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида. Так, обязательное членство предусмотрено в СРО аудиторов, оценщиков, арбитражных управляющих, ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в сфере теплоснабжения, в области энергетического обследования.

Конституционность установленного законами обязательного членства в СРО подтверждена Конституционным Судом РФ: «В силу того что на саморегулируемые организации арбитражных управляющих возложены публично-правовые функции, в их деятельности неприемлем вытекающий из ст. 30 Конституции РФ принцип добровольности, характерный для объединений, которые создаются гражданами исключительно на основе общности интересов» .

Данная правовая позиция Конституционного Суда РФ впоследствии получила подтверждение применительно к СРО оценщиков, аудиторов и др.

В теории выделяют три модели саморегулирования: добровольное, делегированное и смешанное. Как представляется, применяемая модель саморегулирования во многом зависит от того, является ли членство в СРО для субъекта профессиональной или предпринимательской деятельности добровольным либо обязательным.


Похожая информация.


 


Читайте:


Новое

Как востановить менструальный цикл после родов:

Современные проблемы системного анализа и управления Системность практической деятельности

Современные проблемы системного анализа и управления Системность практической деятельности

Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка : Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...Техника...

Стол письменный бейли с ящиками

Стол письменный бейли с ящиками

Описание Доставка Оплата Правила ухода СамовывозВы можете самостоятельно забрать Ваш заказ с нашего склада, по адресу: МО рп. Нахабино, ул....

Презентация на тему "джеймс кук"

Презентация на тему

Cлайд 1 Джеймс Кук Материалы по теме подготовил ученик 7«б» класса Савкин Антон Знаменитый исследователь, картограф первооткрыватель Cлайд 2...

Социальный проект "Летний оздоровительный лагерь при МОУ СОШ с

Социальный проект

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА...

feed-image RSS