Реклама

Главная - Полезное
Исследовательский проект баба яга добрая или злая. Проект «Баба Яга

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей «Эрудит»

БАБА ЯГА.

ЗЛАЯ КОЛДУНЬЯ

ИЛИ ДОБРАЯ ВОЛШЕБНИЦА?

Выполнила:

Шмыгалева Дарья,

ученица 2 «Б» класса

Руководитель: Ташкинова Елена Анатольевна

г. Рубцовск 2016

Актуальность работы .

Образ Бабы Яги с давних времен и до сих пор пугает и одновременно привлекает своей загадочностью, волшебством и тайнами. Персонаж, всем известный, но не до конца изученный.

Цель исследования - поближе познакомиться с Бабой Ягой, определить мое отношение к этому герою сказок.

Задачи:

Узнать историю происхождения образа Бабы Яги.

Проанализировать роль Бабы Яги в русских сказках.

Доказать, что внешность бывает обманчива, Баба Яга - положительный герой.

Гипотеза:

Баба Яга - не просто сказочный персонаж, а положительный герой с безграничными возможностями.

Методы исследования.

Чтение русских народных сказок

Проведение опроса среди одноклассников

Просмотр рисунков русских художников

Происхождение Бабы Яги.

История Бабы Яги уходит корнями в далекое прошлое.

Из сказок мы знаем, что Баба-Яга - это сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным, носом крючком, с одной костяной ногой. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она живет в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках". Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом.

Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом". Баба Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе, помелом след заметает.

Во время поездки Бабы Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья.

Баба Яга любит загадывать загадки и разрешать их. Она чует присутствие человека и при встрече восклицает: "Чую, чую - человеческим духом пахнет". Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений.

Темный лес (обязательно дремучий и очень темный!) это есть граница между нашим реальным миром и загробным. Или волшебным. В этом случае Баба Яга - охранник, страж, который стоит на границе двух миров и именно она решает, кого пропускать, а кого - нет.

А почему именно Баба-Яга получила роль стражника? Вспомним ее полное имя: Баба-Яга - Костяная нога. Оказывается, у многих народов было распространено мнение, что душа человеческая находится в стопе.

Вспомнить хотя бы выражение: "Душа ушла в пятки"! У нашей бабули - стопы нет, а значит, нет и души! То есть она не живая, но и не мертвая. Идеальный вариант для того, чтобы действительно встать на страже живого и мертвого миров.

И еще одно. Вспомните, как передвигается Яга. На ступе, помахивая помелом.

У древних славян именно ступу и пестик клали в могилу умершей женщины. А метлой подметали всю дорогу от дома покойника до кладбища. Делалось это для того, чтобы «умерший» не нашел дорогу домой и не начал там безобразничать.

Домик Бабы Яги на курьих ножках тоже неспроста. Оказывается, у древних славян существовал такой обычай: хоронить своих родственников в домиках на очень высоких ножках. Считалось, что из такого гроба легче всего попасть в царство мертвых.

Таким образом, можно сделать вывод, что Баба Яга - одно из самых таинственных существ на Земле. Баба Яга обладает безграничными возможностями, потому что она живет на границе мира живых и мертвых и является проводником в иной мир.

Это не обязательно должен быть загробный мир. Он просто другой. Это может быть и воображаемый мир, попадая в который, у героев начинают проявляться качества, которых он стеснялся в обычном мире (смелость, вежливость, милосердие к окружающим и т.д.). Баба Яга дает герою установку на победу, на будущее счастье.

2. Роль Бабы Яги в русских сказках.

Я провела опрос среди одноклассников, чтобы узнать, как школьники воспринимают Бабу Ягу. Большинство одноклассников представляют Бабу Ягу злой, сердитой, агрессивной, сражающейся с главным героем.

Я предлагаю взглянуть на Бабу Ягу с другой стороны.

Прочитав сказки, я поняла, что Баба - Яга в любой сказке выполняет важную роль. Если ее убрать из текста сказки, то и герой ничего не сможет.

Несмотря на весь ее страшный облик, она оказывает гостеприимство и Ивану - царевичу, и Ивану - крестьянскому сыну.

Баба - Яга подскажет, где и как найти богатырское оружие, как одолеть Кощея Бессмертного и освободить красавицу из плена.

Таким образом, Баба Яга выступает в роли помощницы героев

Дети, попавшие к страшной колдунье, всегда выходят победителями из самых безвыходных ситуаций.

К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. И все ее злое коварство заканчивается.

Но, каков же характер Бабы Яги? Н е всякому пришедшему к ней открывает Баба Яга путь в «Тридесятое царство» или царство Кощеево. Как гость себя ведет, такой прием и получает.

Будет вежлив и трудолюбив - получит и помощь, а нет - угодит на лопату и в печь. Нерадивость и лень она не переносит . Если человек добр, силен, умен и храбр, то ему открыт путь в волшебный мир, потому что только настоящий герой может вернуться с победой.
И еще, я бы хотела сказать, что ни одного ребенка ни в одной сказке Баба Яга так и не посадила в печь. Значит, она не такая она и страшная. На самом деле она жалеет детей.

В сказках «Василиса Прекрасная», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» Баба Яга выступает в роли дарительницы , помощницы героев. Она помогает им, указывает дорогу, вручает волшебные предметы и дает мудрые советы.


Кроме того, Баба Яга - волшебница. Живет в лесу, обладает большой биоэнергетикой. Она - повелительница животного мира и сил природы. Много знает, много умеет, умеет лечить. Отношение к простым людям разное. Не любит слабых духом и «дураков». Помогает герою, если чувствует в нем смелость и силу духа.

Даже в сказке «Гуси-лебеди», где Баба Яга хотела изжарить Иванушку, все не так страшно. На самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд — перепекание больного ребенка.

Зная его, Баба Яга из отрицательного персонажа превращается в целителя. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.

В древности, когда женщины являлись главой рода, Баба - Яга была могущественной богиней, хранительницей традиций и обычаев.

В сказках Баба - Яга выступает в роли хранительницы волшебных ремесел.

Василиса Прекрасная выучилась у нее великолепно шить и ткать.

Характер у бабы - Яги строгий. Определит вечером задание, потом обязательно проверит, выполнено ли. Не переносит нерадивость, лень, наказывает за это. А то, что уроки ее трудны, уж извините, ведь не простые ученицы у нее, все - молодые волшебницы.

3. Заключение

Итак, я поняла, что Баба Яга вовсе не зловредная, страшная старуха, а герой, без которого ни один Иван Царевич никогда бы не добрался до своей Василисы Прекрасной.

Без Бабы Яги многие сказки просто не существовали бы.

Действия Бабы Яги идут вразрез с внешним впечатлением. И здесь давайте вспомним поговорку «С лица воду не пить».

Даже прекрасная принцесса с красивой внешностью может сделать какую-нибудь гадость. А одинокая старушка, если к ней по-человечески, по-доброму отнесешься, отдаст последний волшебный предмет, чтобы герои нашли свое счастье и любовь.

В дремучем лесу, на опушке Накормит, напоит, уложит,

Живет одиноко старушка. В дорогу подарки положит.

Лохмата, носата, горбата, А вечером грустно вздохнет:

Но разве она виновата? На пир ведь никто не зовет!

Зовут ее Баба Яга, Хочу ей письмо написать,

У ней костяная нога. На свой день рождения позвать

Сидит на крылечке, скучает, Ведь добрая Баба Яга!

Героев из сказок встречает. А вовсе не злая она!

Кого попугает немножко,

Кому-то укажет дорожку.

Кому загадает загадку,

С детьми поиграет в прятки.

by Записки Дикой Хозяйки

Баба-яга – образ из нашего детства. Но, достигнув определенного возраста, задумывались ли мы, откуда он появился в русском фольклоре? И что на самом деле олицетворяет этот сказочный персонаж: зло или добро?

«Домики мертвых»

Для начала вспомним о месте «прописки» Бабы-яги. Помните: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!» А почему именно избушка и почему на курьих ножках?

Когда-то территории верхней Волги, Оби и Москвы-реки населяли финно-угорские племена. Их культуру часто называют «дьяковской», так как одно из их древних городищ было обнаружено близ села Дьяково, в районе современного Коломенского.

Исследователей, изучавших дьяковскую культуру, долгое время удивляло, что среди древних памятников этого племени нет ни одного могильника. Поэтому не было никакой информации о погребальных обрядах дьяковцев. Между тем в 1934 году при раскопках городища Березняки в Ярославском Поволжье археологи наткнулись на остатки небольшого бревенчатого сруба, внутри которого находились кремированные останки нескольких человек.

Среди них были и мужчины, и женщины, и дети. В 1966 году похожая находка была сделана в районе Звенигорода при раскопках очередного дьяковского городища возле Саввино-Сторожевского монастыря. Сооружение представляло собой невысокий бревенчатый домик с двускатной крышей. Вход в постройку располагался с южной стороны, у самого входа находился очаг.

Внутри были найдены останки не менее 24 человек. Всех их кремировали. В некоторых случаях прах находился в специальных сосудах-урнах, стенки которых с одной стороны были сильно обожжены, так как скорее всего, их во время погребальной церемонии располагали у костра. Ученые окрестили подобные сооружения «домиками мертвых».

Известно, что ставить над могилами бревенчатые срубы было принято на севере Восточной Европы и Азии, причем в отдельных местах эта традиция существовала вплоть до XVIII столетия. По-видимому, тела сжигали где-то «на стороне», а затем помещали в бревенчатую «усыпальницу». Иногда «домики мертвых» располагались на территории поселений, иногда за их пределами.

Что же касается избушки на курьих ножках, то, по мнению некоторых специалистов, на самом деле речь идет вовсе не о куриных лапах: «домики мертвых» ставили на сваях или пнях, которые в ходе погребальной церемонии обкуривали дымом перед тем, как поместить туда останки покойника – чтобы внутрь не проникли грызуны или насекомые.

Правильнее было бы назвать ножки «курными». «Курьи» получились, видимо, в процессе формирования фольклора. Очевидно, «домики мертвых» играли еще и культовую роль. Древние финно-угры видели в них «порталы», ведущие в подземное царство, куда уходят усопшие… Ведь и для сказочных героев путешествие в волшебную реальность зачастую начинается именно с избушки Бабы-яги.

Страшилка на ночь

А откуда, собственно, взялся сам образ злобной старухи-колдуньи с «костяной ногой»? Скорее всего, похоронные ритуалы поручалось исполнять именно жрицам женского пола, возможно, это были старые женщины…

Есть и другие версии появления этого самого популярного сказочного персонажа. Но давайте для начала вспомним ее типичный портрет: «На печи, на девятом кирпичи лежит Баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит»

Страшная, злая, косматая, нос - в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Жуть да и только, особенно если читать подобное на ночь.

"Забор вокруг ее избы - из человеческих костей, а на заборе вместо горшков висят черепа; вместо засова у нее - человеческая нога, вместо запоров - руки, а вместо замка - рот с острыми зубами". У Бабы-яги волосы косматые, косы расплетены.

В культуре древних славян распущенные волосы - связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога - умершая так давно, что тело истлело. Нос в потолок врос. Видимо, в доме у нее очень тесно.

Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, - прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения.

«Фу-фу, - говорит, - русским духом пахнет». Но у нее другое зрение - она видит будущее. По всему видно, что Баба-яга - умершая женщина. Живет она, как говорилось выше, в избушке на курьих ножках. У славян был и такой обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было подготовить жилище.

Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и еще одна версия появления избушки на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей - мертвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай.

Многие ученые полагают, что Баба-яга - божественная сущность, прародительница рода человеческого. К ней приходят за советом. Иван-царевич получает волшебные дары, Василиса Прекрасная после посещения избушки Бабы-яги находит себе мужа-царя и способность совершать волшебные действия. Она ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки.

Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры - в потустороннем мире. Баба-яга является как бы главой этого потустороннего мира. То есть чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в потусторонний мир. Иначе говоря, к опыту предков, что и делают сказочные герои.

Великая мать мира

И еще – о происхождении слова «Баба-яга». Баба - главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребенка. Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу рода. «Яга» - огнь - огонь. Был глагол «ягать». Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия.

Ягали охотники, роженицы. То есть Баба-яга была главная матерь, которая знала все. Образ лесной яги-колдуньи восходит, по-видимому, к древнейшим представлениям о Великой матери мира - хозяйке зверей, прародительнице всего живого, ведающей судьбами людей и наделяющей шаманов их сверхъестественной силой.

Яга в сказках выступает как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром мертвых, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающихся проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал.

Избушка яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она весьма схожа с домовиной (погребальным сооружением в виде человеческого жилища) и нередко бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа, дверь подпирается ногой и т.д.).

Вместе с тем Баба-яга явно связывалась в народном воображении не просто со смертью, но и с обрядами перерождения, с идеей умирания и воскресения. Так, например, в сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребенка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребенка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком.

Возможно даже, что сказки о «яге-похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда инициации, посвящения юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу.

Обряд инициации заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники.

Инициации являлись также и частичным приобщением подростков к священным тайнам племени, к магическому ритуалу охотников. В древнейшие времена этим сложным ритуалом, церемонией посвящения юношей в охотники, могла руководить и женщина-ведунья. Вероятно, такая женщина символически представляла все ту же Великую мать, богиню - повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых.

Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-яги, приходящей из леса, похищающей детей (т.е. уводящей их для обряда инициации) и стремящейся изжарить их в печи («убить ребенка, чтобы родился мужчина»), а также дающей советы и помогающей избранным героям, выдержавшим испытания.

Так что знаменитый фольклорный персонаж вовсе не так однозначен, как кажется. Но главное – без него не существовали бы чудесные сказки, которыми все мы увлекались в детстве…

Баба-яга – образ из нашего детства. Ба́ба-Яга́ - персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего - отрицательный персонаж. Из всего огромного количества сказок с участием Бабы Яги лишь в нескольких она является одним из главных героев повествования и вынесена в название. Как правило, в русском фольклоре она – лишь один из второстепенных персонажей. Но, достигнув определенного возраста, задумывались ли мы, откуда он появился в русском фольклоре? И что на самом деле олицетворяет этот сказочный персонаж: зло или добро?

«Домики мертвых»

Для начала вспомним о месте «прописки» Бабы-яги. Помните: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!» А почему именно избушка и почему на курьих ножках?

Когда-то территории верхней Волги, Оби и Москвы-реки населяли финно-угорские племена. Их культуру часто называют «дьяковской», так как одно из их древних городищ было обнаружено близ села Дьяково, в районе современного Коломенского.

Исследователей, изучавших дьяковскую культуру, долгое время удивляло, что среди древних памятников этого племени нет ни одного могильника. Поэтому не было никакой информации о погребальных обрядах дьяковцев. Между тем в 1934 году при раскопках городища Березняки в Ярославском Поволжье археологи наткнулись на остатки небольшого бревенчатого сруба, внутри которого находились кремированные останки нескольких человек.

Среди них были и мужчины, и женщины, и дети. В 1966 году похожая находка была сделана в районе Звенигорода при раскопках очередного дьяковского городища возле Саввино-Сторожевского монастыря. Сооружение представляло собой невысокий бревенчатый домик с двускатной крышей. Вход в постройку располагался с южной стороны, у самого входа находился очаг.

Внутри были найдены останки не менее 24 человек. Всех их кремировали. В некоторых случаях прах находился в специальных сосудах-урнах, стенки которых с одной стороны были сильно обожжены, так как скорее всего, их во время погребальной церемонии располагали у костра. Ученые окрестили подобные сооружения «домиками мертвых».

Известно, что ставить над могилами бревенчатые срубы было принято на севере Восточной Европы и Азии, причем в отдельных местах эта традиция существовала вплоть до XVIII столетия. По-видимому, тела сжигали где-то «на стороне», а затем помещали в бревенчатую «усыпальницу». Иногда «домики мертвых» располагались на территории поселений, иногда за их пределами.

Что же касается избушки на курьих ножках, то, по мнению некоторых специалистов, на самом деле речь идет вовсе не о куриных лапах: «домики мертвых» ставили на сваях или пнях, которые в ходе погребальной церемонии обкуривали дымом перед тем, как поместить туда останки покойника – чтобы внутрь не проникли грызуны или насекомые.

Правильнее было бы назвать ножки «курными». «Курьи» получились, видимо, в процессе формирования фольклора. Очевидно, «домики мертвых» играли еще и культовую роль. Древние финно-угры видели в них «порталы», ведущие в подземное царство, куда уходят усопшие… Ведь и для сказочных героев путешествие в волшебную реальность зачастую начинается именно с избушки Бабы-яги.

Страшилка на ночь

А откуда, собственно, взялся сам образ злобной старухи-колдуньи с «костяной ногой»? Скорее всего, похоронные ритуалы поручалось исполнять именно жрицам женского пола, возможно, это были старые женщины…

Есть и другие версии появления этого самого популярного сказочного персонажа. Но давайте для начала вспомним ее типичный портрет: «На печи , на девятом кирпичи лежит Баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит»

Страшная, злая, косматая, нос - в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Жуть да и только, особенно если читать подобное на ночь.

"Забор вокруг ее избы - из человеческих костей, а на заборе вместо горшков висят черепа; вместо засова у нее - человеческая нога, вместо запоров - руки, а вместо замка - рот с острыми зубами". У Бабы-яги волосы косматые, косы расплетены.

В культуре древних славян распущенные волосы - связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога - умершая так давно, что тело истлело. Нос в потолок врос. Видимо, в доме у нее очень тесно.

Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, - прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения.

«Фу-фу, - говорит, - русским духом пахнет». Но у нее другое зрение - она видит будущее. По всему видно, что Баба-яга - умершая женщина. Живет она, как говорилось выше, в избушке на курьих ножках. У славян был и такой обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было подготовить жилище.

Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и еще одна версия появления избушки на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей - мертвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай.

Многие ученые полагают, что Баба-яга - божественная сущность, прародительница рода человеческого. К ней приходят за советом. Иван-царевич получает волшебные дары, Василиса Прекрасная после посещения избушки Бабы-яги находит себе мужа-царя и способность совершать волшебные действия. Она ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки.

Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры - в потустороннем мире. Баба-яга является как бы главой этого потустороннего мира. То есть чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в потусторонний мир. Иначе говоря, к опыту предков, что и делают сказочные герои.

Великая мать мира

И еще – о происхождении слова «Баба-яга». Баба - главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребенка. Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу рода. «Яга» - огнь - огонь. Был глагол «ягать». Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия.

Ягали охотники, роженицы. То есть Баба-яга была главная матерь, которая знала все. Образ лесной яги-колдуньи восходит, по-видимому, к древнейшим представлениям о Великой матери мира - хозяйке зверей, прародительнице всего живого, ведающей судьбами людей и наделяющей шаманов их сверхъестественной силой.

Яга в сказках выступает как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром мертвых, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающихся проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал.

Избушка яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она весьма схожа с домовиной (погребальным сооружением в виде человеческого жилища) и нередко бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа, дверь подпирается ногой и т.д.).

Вместе с тем Баба-яга явно связывалась в народном воображении не просто со смертью, но и с обрядами перерождения, с идеей умирания и воскресения. Так, например, в сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребенка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребенка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком.

Возможно даже, что сказки о «яге-похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда инициации, посвящения юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу.

Обряд инициации заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники.

Инициации являлись также и частичным приобщением подростков к священным тайнам племени, к магическому ритуалу охотников. В древнейшие времена этим сложным ритуалом, церемонией посвящения юношей в охотники, могла руководить и женщина-ведунья. Вероятно, такая женщина символически представляла все ту же Великую мать, богиню - повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых.

Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-яги, приходящей из леса, похищающей детей (т.е. уводящей их для обряда инициации) и стремящейся изжарить их в печи («убить ребенка, чтобы родился мужчина»), а также дающей советы и помогающей избранным героям, выдержавшим испытания.

Так что знаменитый фольклорный персонаж вовсе не так однозначен, как кажется. Но главное – без него не существовали бы чудесные сказки, которыми все мы увлекались в детстве…

БАБА - ЯГА КАКАЯ: ДОБРАЯ ИЛИ ЗЛАЯ? Проектная работа учащихся 1А класса МБУ ООШ №7 РОЖНОВОЙ КСЕНИИ, ВЕСЕЛОВОЙ АЛИНЫ, ЕГОРОВОЙ НАСТИ.

СКАЗОЧНЫЙ МИР

КАКАЯ ПО ХАРАКТЕРУ БАБА - ЯГА?

АНКЕТА 1.Где живет Баба - Яга? 2.Какие фильмы и мультфильмы, где одним из героев является Баба - Яга, ты смотрел? 3.Какие сказки читал (или слушал)? 4.Баба - Яга добрая или злая?

ГИПОТЕЗЫ (ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ) ДОБРАЯ ЗЛАЯ

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА УЗНАТЬ: Баба - Яга – добрый или злой сказочный герой? Соответствует ли образ Бабы Яги, знакомый нам по мультфильмам, «настоящей» Бабе- Яге, которая «живет» в русских народных сказках?

НАШИ ЗАДАЧИ: 1.Определить, в каких русских народных сказках и в каких мультипликационных фильмах есть Баба - Яга. 2.Прочитать эти сказки, просмотреть мультфильмы и выяснить, каким героем является Баба - Яга: добрым или злым. 3.Определить, есть ли сходства или различия сказочной и мультипликационной Бабы - Яги. 4. Выяснить, какова Баба - Яга по характеру?

РАБОЧИЕ ГРУППЫ КИНОМАНЫ ЧИТАТЕЛИ МЫСЛИТЕЛИ

КИНОМАНЫ « Гуси-лебеди» «Василиса Прекрасная» «Летучий корабль» «Ивашка из дворца пионеров» «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» «Бабка Ежка…»

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ Мультфильм Место обитания Бабы -Яги Как выглядит жилище Бабы- Яги Как главный герой попал к ней «Гуси-лебеди» Дремучий лес. Избушка на курьих ножках. При помощи волшебных помощников: печки, яблоньки, речки. «Василиса Прекрасная» Дремучий лес. Избушка на курьих ножках. При помощи волшебного клубочка, который дал старичок. «Летучий корабль» Дремучий лес. Избушка на курьих ножках. При помощи клубочка, который дал водяной. «Ивашка из дворца пионеров» Дремучий лес. Избушка на курьих ножках. С помощью слуг Бабы Яги – гусей- лебедей. «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» Болото. Избушка на курьих ножках. «Бабка Ежка…» Дремучий лес. Избушка на курьих ножках. Принес аист. Мультфильм Слуги Бабы- Яги Волшебные предметы, которыми владела Баба- Яга Отношение Бабы- Яги к главному герою «Гуси-лебеди» Гуси-лебеди. Умеет колдовать. Хочет изжарить и съесть. «Василиса Прекрасная» Знает, где смерть Кощеева. Помогла в поисках Василисы Прекрасной. «Летучий корабль» Знают волшебные слова. Главный герой услышал волшебные слова. «Ивашка из дворца пионеров» Гуси-лебеди. Хочет изжарить и съесть. «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» Умеет колдовать. Хочет навредить. «Бабка Ежка…» Умеет колдовать. Имеет разные волшебные вещи. Всеми силами хочет спасти жизнь.

ЧИТАТЕЛИ «Гуси-лебеди» «Баба Яга» «Финист Ясный Сокол» «Лягушка-царевна» «Василиса Прекрасная»

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ Сказка Место обитания Бабы -Яги Как выглядит Жилище Бабы -Яги Как главный герой попал к ней «Гуси-лебеди» Дремучий лес. Избушка на курьих ножках. Иванушку принесли гуси-лебеди. Машеньке помогли волшебные герои: печка, яблонька, речка. «Баба Яга» Дремучий лес. Избушка. Направила мачеха (указала дорогу) «Финист Ясный Сокол» Дремучий лес. Избушка на курьих ножках. Попала после долгих скитаний: железные сапоги истоптала, железную шапку изорвала, железный посох изломала. «Лягушка-царевна» Дремучий лес. Избушка на курьих ножках. При помощи волшебного клубочка, который дал старичок. «Василиса Прекрасная» Дремучий лес. Избушка за забором из человечьих костей. Вместо ворот человечьи ноги, вместо запоров – руки, вместо замка рот с острыми зубами. Дорогу указала волшебная помощница – куколка. Сказка Слуги Бабы- Яги Волшебные предметы, которыми владела Баба -Яга Отношение Бабы -Яги к главному герою Как изменилась его жизнь после встречи с Бабой -Ягой «Гуси-лебеди» Гуси-лебеди. Золотые яблочки. Хочет изжарить и съесть. «Баба Яга» Кот, собаки, березка. Полотенце, гребешок. Хочет изжарить и съесть. Избавилась от мачехи, стала жить-поживать, добра наживать. «Финист Ясный Сокол» Звери рыскучие, птицы летучие, гады ползучие Золотое веретенце, золотая иголочка, золотое блюдечко. Выслушала, постаралась помочь. Нашла и освободила своего суженого. «Лягушка-царевна» Выслушала, постаралась помочь. «Василиса Прекрасная» Три всадника: ясный день, темная ночь, красное утро. Обещает дать огонь, если Василиса справится со всей работой. С помощью черепа, который дала Баба Яга, избавилась от мачехи. Вышла замуж за царя.

МЫСЛИТЕЛИ МУЛЬТФИЛЬМ СКАЗКА РОЛЬ БАБЫ- ЯГИ В НАРОДНЫХ СКАЗКАХ Похитительница Дарительница Проводник в иной мир Повелительница

НЕСООТВЕТСТВИЕ

И ВСЕ-ТАКИ ОНА ДОБРАЯ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

 


Читайте:



Стандарт безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" Образец заполнения личной карточки выдачи моющих

Стандарт безопасности труда

Работодатель обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда (ст. 212, 221 ТК РФ). В частности, если работники трудятся во вредных, опасных...

Как оплачиваются переработки по ТК РФ?

Как оплачиваются переработки по ТК РФ?

Трудовое право - это очень актуальная отрасль в системе права, с ней сталкиваются 90% людей. Знать все нюансы и особенности очень сложно, а...

Что такое «обобщающие слова» или «родовые понятия»

Что такое «обобщающие слова» или «родовые понятия»

Евгения Ильина Презентация для детей 3–5 лет «Домашние животные» Домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится...

Отчет о проверке системы «Антиплагиат

Отчет о проверке системы «Антиплагиат

Проверка текстов (диссертации, дипломы, НИР) на "антиплагиат" с выдачей официального Заключения об оригинальности !! на наиболее часто задаваемые...

feed-image RSS