Главная - Малый бизнес
Крейсер петр первый. Тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий

«Пётр Великий» (О́рдена Нахи́мова а́томный кре́йсер «Пётр Вели́кий») - четвёртый по счёту и единственный находящийся в строю тяжёлый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) третьего поколения из серии проекта 1144 «Орлан» . На 2011 год это самый большой в мире действующий неавианесущий ударный боевой корабль.

Основное предназначение - уничтожение авианосных групп противника. Является флагманом Северного флота ВМФ РФ .

Предприятия промышленности проводят постоянные работы на крейсере, они позволяют в течение одиннадцати лет подряд выполнять походы в море без постановки корабля в средний заводской ремонт. ЦКБ-проектант самоустранилось от работ на корабле, сочтя их нерентабельными. До переименования «Пётр Великий» носил бортовой номер 183, сейчас бортовой номер - 099.

На сегодняшний день ордена Нахимова крейсер «Петр Великий» является единственным атомным ракетным судном третьего поколения. Он изготовлен по проекту 1144 «Орлан» и несет службу в составе Северного флота.
У Крейсера «Петр Великий» просто огромные габариты, сравнимые лишь с современными авианосцами. Судно состоит из 49 коридоров общей длиной 20 км. На восьмиярусном корабле – 6 палуб, а общая высота от верхушки фок-мачты до дна – около 60 метров. Скорость крейсера – 32 узла и при полном ходе он выдает 26 тонн водоизмещения.

История строительства

Ракетный крейсер «Петр Великий» спроектирован Северным проектно-конструкторским бюро. Работы по строительству начались на Балтийском заводе в 1986 году. На начальных этапах сборки корабль назывался «Юрий Андропов» и «Куйбышев». Пущен на воду весной 1989 года. Наименование «Петр Великий» приобрел в 1992 году, а в 1998 – вошел в состав Северного флота. Бортовой номер судна – 099. За 11 лет существования выполнял морские рейсы без отправки на заводской ремонт – на крейсере регулярно работают сотрудники сервиса промышленных предприятий.
Несмотря на длительный срок службы, у «Петра Великого» — надежный корпус, отличные качества хода и маневренность, большое водоизмещение. В дальнейшем судно может пройти модернизацию. Тем более, что корабль в составе Северного флота не имеет аналогов в мире.


Состав экипажа и условия службы

Крейсер «Пётр Великий» – самый большой неавианосный корабль в мире, выполняющий задачи ликвидации наводных целей, обороны объектов флота от подводных и воздушных атак, уничтожения вражеской авиации.
На судне находится 610 человек: матросы, старшины, офицеры и летчики. Команда занимает одно- и двухместные офицерские каюты, матросские кубрики (по 8-30 человек). На весь экипаж имеется 15 душевых комнат, баня с сауной и бассейн.


Медицинское обслуживание экипажа проводится в двухэтажном блоке, где есть лазареты, изоляторы, аптека и специальные врачебные кабинеты.
Имеется спортивный зал, оборудованный тренажерами, комната-салон отдыха, в которой установлен бильярдный стол и рояль. У крейсера есть своя телевизионная студия и более 10 телевизоров в кубриках и каютах.


Атомный ракетный крейсер «Петр Великий» входит в состав в/ч 09906, дислоцирующейся в г. Североморске Мурманской области. Письма отправляются на следующий адрес:
184606, Мурманская область, г. Североморск, в/ч 09906 ТАРКр Петр Великий, номер подразделения (спросите у матроса), ФИО служащего.


Крейсер «Петр Великий»

Посылки отправляют на адрес почтового отделения: 184606, Мурманская обл., г. Североморск-6, ул. Северная, 4-а. Затем посылки доставляют на корабль.
По поводу присяги очевидцы отмечают следующие моменты:

  • Для поездки нужно два пропуска – в ЗАТО Североморск и на корабль.
  • Новобранец пишет рапорт на имя командующего, в котором указывает паспортные данные родителей/официальной супруги для пропуска. Можно отправить копии документов на электронную почту части (адрес подскажет служащий).
  • Списки передаются на КПП и выдаются при въезде в ЗАТО.
  • Вход на корабль – через отдельное КПП. Списки визитеров на него также передаются.

В увольнительные после присяги отпускают только с родителями или официальной женой. По отзывам, посетивших крейсер «Петр Великий», увольнение дается на два дня под залог паспорта.

Информация для мамы

Контактные телефоны

7 (815-37) 4-66-23 – телефон дежурного войсковой части;
7 (815-37) 5-10-96 – телефон 1469-го военно-морского госпиталя в г. Североморск;
7 (815-37) 5-13-88 – телефон отдела доставки почтового отделения. Почта работает с 8.00 до 20.00 (по субботам с 9.00 до 18.00).


Как добраться

  • С автовокзала в Мурманске – на автобусе № 105 до КПП ЗАТО Североморск. Нужно предъявить документы для получения пропуска.
  • Ехать до конечной остановки. На КПП получить пропуск и пройти до причала № 7, где расположен крейсер «Петр Великий» (ориентироваться на бортовой номер — 099).

Где остановиться

  • Гостиница «Флагман» около морского вокзала. Есть номера с удобствами на этаже, телевизором и холодильником. Телефон: 7 (815-37) 4-80-37;
  • Гостиница «Ваенга». В номерах – душ, телевизор и холодильник. До КПП причала пешком – около 10-15 минут. Телефон: 7 (815-37) 4-84-75.

Учитывая, что в городе – всего два отеля, бронируйте номера заранее.

Строительство начато 1986 год
Спущен на воду 1989 год
Введен в эксплуатацию 1998 год
Статус В составе флота
Основные характеристики
Водоизмещение 23 750 (стандарт)
25 860 т (полное)
Длина 250,1 м
(230 по ватерлинии)
Ширина 28,5 м
Высота 59 м (от уровня основной плоскости)
Осадка 10,3 м
Двигатели 2 котла, атомный реактор
Мощность 140 000 л. с. (103 МВт)
Скорость хода 32 узла
Дальность плавания не ограничена на реакторе,
1000 дней на котлах при 17 узлах
Автономность плавания 60 суток
Экипаж 635 (105 офицеров, 130 мичманов, 400 матросов)
Вооружение
Артиллерия 1 × 2 АК-130
Зенитная артиллерия 6 ЗРАК «Кортик »
Ракетное вооружение 20 ПКР П-700 «Гранит»
ЗРК С-300 Ф «Форт» (48 ракет),
ЗРК С-300ФМ «Форт-М» (46 ракет),
16х8 ПУ ЗРК «Кинжал » (128 ракет)
Противолодочное вооружение 1 × 10 РБУ-12000,
2 × 6 РБУ-1000
Минно-торпедное вооружение 10 × 533-мм ТА (20 торпед или ПЛУР «Водопад »)
Авиационная группа 3 Ка-27 ПЛ

Конструкция

Основные ТТХ

  • Длина: 251,1 м.
  • Ширина: 28,5 м.
  • Высота от уровня основной плоскости : 59 м.
  • Осадка: 10,3 м.
  • Водоизмещение стандартное: 23 750 тонн.
  • Водоизмещение полное: 25 860 тонн.
  • Энергетическая установка: 2 ядерных реактора типа КН-3 (300 МВт), 2 вспомогательных котла, две турбины по 70 тыс. л. с. (всего 140 тыс. л. с.), 4 электростанции суммарной мощностью 18 тыс. кВт, 4 паротурбогенератора мощностью 3000 кВт, 4 газотурбогенератора по 1500 кВт, два гребных вала.
  • Скорость: 31 узел (более 57 км/час).
  • Автономность плавания - 60 суток по продовольствию и запасам, 3 года (на атомном реакторе - неограниченно) по топливу.

Конструкция корпуса и надстройки

Длина 49 коридоров корабля - более 20 километров. Корабль имеет 6 палуб, 8 ярусов. Высота фок-мачты от уровня основной плоскости - 59 метров.

Энергетическая установка

Мощная ядерная энергетическая установка крейсера позволяет ему развивать скорость в 32 узла (60 км/час) и рассчитана на эксплуатацию в течение 50 лет. Для сравнения: крейсер «Пётр Великий» способен обеспечить электричеством и теплом город на 150-200 тысяч жителей.

Экипаж

Экипаж крейсера - 635 человек (105 офицеров, 130 мичманов, 400 матросов). Он размещён в 1600 помещениях корабля, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин (на 8-30 человек каждый), 220 тамбуров. Экипаж располагает 15 душевыми, двумя банями, сауной с бассейном 6×2,5 м, двухуровневым медицинским блоком с лазаретами-изоляторами, аптекой, рентгеновским и стоматологическими кабинетами, амбулаторией, операционной, спортзалом, оборудованным тренажерами, тремя кают-компаниями для мичманов, офицеров и адмиралов, салоном для отдыха с бильярдом и роялем. Есть также внутрикорабельная телестудия и 12 бытовых телевизоров в каютах и кубриках, не считая 30 мониторов для просмотра передач, которые транслируются по кабельным сетям корабля.

Вооружение

ТАРКР «Пётр Великий» является одним из самых современных и мощных кораблей ВМФ РФ и является одним из мощнейших ударных кораблей в мире. Корабль имеет возможность поражения крупных надводных целей и защиту морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника. У него неограниченная дальность плавания, он оснащён ударными крылатыми ракетами, способными поражать цели на расстоянии до 550 километров.

ТАРКР «Пётр Великий» оснащён противокорабельным ракетным комплексом «Гранит» (разработано «НПО машиностроения »), оборудовано 20 пусковых установок СМ-233 с усовершенствованными высокоточными противокорабельными крылатыми ракетами П-700 «Гранит» установленных под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов. Длина ракеты - 10 м, диаметр - 0,85 м, стартовая масса - 7 т. Боевая головка - моноблок в ядерном (500 кт), обычном (750 кг взрывчатого вещества) снаряжении или топливно-воздушный боезаряд (объёмного взрыва). Дальность стрельбы - 550 км, скорость полёта - 1,6-2,5 М. Ракеты имеют многовариантную программу атаки целей, повышенную помехозащищённость и предназначены для нанесения ударов по групповым целям. При залповой стрельбе одна из них следует на большой высоте для увеличения дальности обнаружения противника, обмениваясь информацией с остальными, которые буквально стелются над поверхностью воды. В случае уничтожения ракеты-лидера её место автоматически занимает одна из ведомых ракет.

Загоризонтное целеуказание и наведение может осуществляться самолётом Ту-95 РЦ, вертолётом Ка-25 Ц или космической системой разведки и целеуказания.

На корабле установлен противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф , имеется 12 ПУ и 96 ракет вертикального пуска.

Также имеется автономная корабельная противовоздушная система «Клинок» («Кинжал»). Каждая подпалубная ПУ барабанного типа имеет по 8 одноступенчатых твердотопливных телеуправляемых ракет 9М330-2, суммарный запас - 128 ракет.

Крейсер вооружён зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик » - обеспечивающей самооборону от ряда «точных» вооружений, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, авиабомбы, самолёты и вертолёты , малотоннажные корабли. Каждая установка имеет по две 30-мм шестиствольные артиллерийские установки АК-630М1-2 с двумя автоматами АО-18 по схеме «Гатлинга » с суммарной скорострельностью 10000 в/мин и два блока по 4 двухступенчатые ракеты 9М311 (SA-N-11) с осколочно-стержневой боевой частью и неконтактным взрывателем. В подбашенном отделении находится ещё 16 ракет. Ракеты унифицированы с ракетой комплекса 2С6 «Тунгуска ». Система управления ЗРК «Кортик» состоит из радиолокационной и телевизионной систем, связанных между собой с использованием элементов искусственного интеллекта . Две установки ЗРК «Кортик» расположены в носовой части корабля по обе стороны от ПУ «Гранит», а четыре другие - в кормовой части главной надстройки.

Кроме того крейсер «Пётр Великий» оснащён 130-мм многоцелевыми спаренными артустановками «АК-130» (длина стволов - 70 калибров, 840 снарядов) с дальностью стрельбы до 25 км. Скорострельность - от 20 до 80 выстрелов в минуту. Масса осколочно-фугасного снаряда - 27 кг, имеет ударный, дистанционный и радиовзрыватели. Готовый к стрельбе боезапас - 180 снарядов. Система управления стрельбой МР-184 позволяет производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.

Крейсер также вооружён двумя противолодочными (по 5 ПУ на борт) ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6М «Водопад», ракето-торпеды которого способны поражать подводные лодки противника на дальностях до 60 км. В качестве боевой головки используется малогабаритная торпеда УМГТ-1. Ракета ныряет в воду, взлетает в воздух и доставляет торпеду в район цели, а там уже слово за УМГТ-1, которая снова ныряет в воду.

Для борьбы с торпедами противника крейсер «Пётр Великий» имеет противоторпедный комплекс РКПТЗ-1М «Удав-1М» (10 труб направляющих, автоматическая конвейерная перезарядка, время реакции - 15 сек., дальность максимальная - 3000 м, минимальная - 100 м, вес ракеты - 233 кг).

Реактивные бомбомётные установки на «Петре Великом» размещены следующим образом: одна десятитрубная РБУ-12000 (дальность стрельбы - 12 км, масса снаряда - 80 кг) установлена в носовой части корабля на поворотной платформе, две шеститрубные РБУ-1000 «Смерч-3» (дальность - 1000 м, масса снаряда - 55 кг) - в кормовой части на верхней палубе по обоим бортам. Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-14 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронные ловушки, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором.

На борту крейсера базируются два противолодочных вертолёта Ка-27 .

Радиолокационные средства РЭП/РЭБ ТАРКР «Пётр Великий» включают 16 станций трёх типов. Общекорабельные средства слежения, сопровождения и целеуказания состоят из двух станций космической связи (САТСОМ), четырёх станций космической навигации (САТПАУ) и четырёх специальных электронных станций. За воздушно-надводной обстановкой следят всепогодные трёхкоординатные РЛС «Фрегат-МАЭ» обнаруживающие цели на дальностях более 300 км и высотах до 30 км.

Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и систему опознавания «свой-чужой» .

Гидроакустическая система корабля включает в себя гидролокатор с корпусной антенной для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150-200 м) - на средних частотах.

История строительства

К строительству последнего корабля проекта 1144 - завод приступил в 1986 году . Через 10 лет крейсер ушёл на ходовые испытания. В соответствии с планом государственных испытаний ходовая программа выполнялась в суровых условиях Заполярья .

История службы

27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара 300 °C. Погибло два матроса и три рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту. В 1998 году атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».

Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году).

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПРК «Курск » в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъема «Курска».

Участвовал в съёмках фильма «72 метра » (2004).

В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.

Учения на крейсере во время похода 2010 года

Командиры крейсера

  • Овчинников Николай Алексеевич - капитан 2 ранга (в июне 1989 года назначен командиром крейсера «Юрий Андропов» в 1992 году переименованного в «Пётр Великий», в апреле 1989 года принимал участие в спуске крейсера со стапелей на воду. Получил печать войсковой части и начал формирование экипажа корабля на ТОФ . В конце 1989 года из-за финансовых трудностей в стране срок ввода корабля в строй был перенесён на несколько лет. В январе 1990 года назначен на действующий атомный крейсер «Фрунзе» ; старшим помощником был Е. Н. Добрышев).
  • Добрышев Евгений Николаевич - капитан 1 ранга (под его руководством прошло формирование экипажа во Владивостоке, достройка корабля в Санкт-Петербурге, и переход на Северный флот).
  • Васильев Сергей Игоревич - капитан 1 ранга (под его руководством были пройдены государственные испытания и поднят флаг).
  • Касатонов Владимир Львович - контр-адмирал.
  • Якушев Владимир Анатольевич - капитан 1 ранга.
  • Меньков Феликс Владимирович - капитан 1 ранга.
  • Малаховский Владислав Владимирович - капитан 1 ранга.

Иллюстрации

Примечания

Ссылки

  • Подвиг и трагедия команды крейсера «Пётр Великий» (недоступная ссылка - история )
  • Фотогалерея атомного ракетного крейсера «Пётр Великий»

Атомный крейсер Петр Великий ТАРКР , самый известный крейсер российского флота. В число главных боевых задач входят уничтожение крупных надводных целей, поиск и поражение атомных подводных лодок противника, защита морских соединении различного назначения от атак как из-под воды, с воздуха или надводных угроз (и мало кто задумывается, что морских соединений, у нас давно и нет, группа кораблей не в счет). Где то, даже написано уничтожение авианосных групп противника, о как.

Атомный крейсер Петр Великий ТАРКР заход в Кейптаун

Статья написана не морским офицером и даже не мичманом, все материалы и факты взяты из открытых источников лежащих в свободном доступе. Не претендует на истину в последней инстанции, это всего лишь взгляд на кусочек нашего флота.

ТАРКР на рейде Тулона

«Петр Великий» российский тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) воплощение мощи и уникальности. Таких крейсеров больше нет ни в одной другой стране мира (все это можно прочитать на любом сайте, и в вики-пики то же). Круто, офигеть. Неужели американцы, располагающие самой сильной промышленностью, не смогли построить атомный крейсер. Оказывается строили (но только они, то ли у других не получилось, то ли не захотели), и в немалых количествах. Правда несколько более меньшими и назначение у них было иное, экскортники (главная ударная сила американцев все таки авианосцы), наш же крейсер ударник , с возможностями защиты. Вскоре америкосы отказались от дальнейшего строительства атомных крейсеров, сочтя трудности эксплуатации корабля (у нас с этим те же проблемы, техобслуживание осуществляется силами предприятия строителя), и последующей утилизации атомной энергетической установки, скажем мягко высокозатратными. И приступили к штамповке кораблей пачками с газотурбинными установками.

Матросы ТАРКР «Петр Великий» на сигнальном мостике. Отработка задач боевой подготовки. 2010 год

В военно-морских кругах бытовало обоснованное мнение, будто бы создать надводный корабль-рейдер в условиях современной войны невозможно. Мол, без прикрытия с воздуха он будет обречен на почти мгновенное уничтожение. Но советским конструкторам удалось решить эту, казалось бы, невыполнимую задачу. За счет внедрения комплекса высокоэффективного оборонительного оружия корабли проекта 1144 имеют высокую боевую устойчивость и живучесть - это вынуждены были признать все ведущие западные эксперты. Другое дело, что цена разрешения этой проблемы оказалась непомерно высокой. И по критерию «стоимость - эффективность» концепция «Орлана» остается весьма спорной. В этом заключается главная причина, по которой строить подобные корабли не решилась больше ни одна страна мира.

ВПУ ЗРК «Форт» ТАРК Петр Великий

Так что таких атомных крейсеров такого размера, в обозримом будущем, точно больше не будет ни в одной стране.

Я и не проектировщик, но как мне видится именно военные должны заказывать тип и класс корабля, который будет необходим им для выполнения той или иной боевой задачи. Тех задание было на корабль 8000 тонн водоизмещением, а на выходе получили 25 860 т (но это же совсем другой класс). Если так получилось согласно требований военных, то это хорошо (но как то очень круто они поменялись). Но я не могу поверить, что его проектировали в качестве домашнего задания в свободное от основной работы время. Нечто схожее с проектировкой танка Т-34, есть такой схожий миф. Если при проектировании (не стоит забывать и про возможности промышленности) водоизмещение выросло более чем в три раза, конструкторов в угол, и ата-та... Если кто не знает проектировали и строили еще во времена СССР. Строили в СССР, а до сих пор флагман Северного флота ВМФ РФ, как никак три десятка лет старичку.

Моряки атомного крейсера «Петр Великий» занимаются утренней зарядкой

«Петр Великий» - четвертый и последний атомный крейсер семейства «Орланов». Он был заложен на Балтийском заводе в Ленинграде в апреле 1986 года под названием «Юрий Андропов» и спущен на воду в апреле 1989-го. В 1992 года переименован в «Петр Великий». Ввод корабля в состав Северного флота состоялся в 1998 году. Три предшествующих , «Фрунзе» («Адмирал Лазарев») и «Калинин» («Адмирал Нахимов») - к настоящему времени выведены из состава Российского ВМФ и находятся на консервации (как не прискорбно но обычно суда идут на иголки, "Адмиралу Нахимову", кажется все таки повезло, к 2018 году (планы могут и измениться) должен все таки вернутся в строй).

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Фрунзе" одноклассники Петра, просто им меньше повезло

Так в чем же сила брат? Основа ударной мощи противокорабельный ракетный комплекс П-700 «Гранит», позволяющий вести залповую стрельбу. 20 штук сверхзвуковых ракет, стартовой массой 7 тонн каждая, способны донести обычную боевую часть весом 750 кило или ядерную, чуть более полутонны на дальность 550 км. Входящие в его состав сверхзвуковые ракеты ЗМ-45 имеют стартовую массу 7 т, дальность полета 550 км и могут нести ядерную или обычную 750-кг боевую часть. Вроде бы все хорошо, но комплекс стар как гоvno мамонта, возраст разработок под соракез лет, ковался еще в советскую эпоху (но до сих пор аналогов в мире нет, а может есть просто мы про это не знаем, про все, что знаем нашей ракетке в подметки не годятся). Интересный факт, ракеты мокрого старта, разработки взяты с подводных лодок, то есть перед пуском шахту надо заполнить забортной водой. Не очень красивое решение. В силу того, что в боевых условиях комплекс не применялся, данных об эффективности нет. Тем не менее Атомный крейсер именуют только эпитетами, не менее как убийца авианосцев.

авианосная ударная группа вмс сша, это то что предполагается уничтожить

Авианосная ударная группа. А вот и кавалькада сопровождения любого авианосца наших хороших друзей американцев, + порядка десятка кораблей различного назначения фрегаты, крейсера, подводные лодки и суда обеспечения (немаловажно все эти решения по составу, выведены из практики, мы же к сожалению подобной практики применения авианосцев никогда не имели). Всего же авианосцев у них 11 штучек, защита и охранение у них будь здоров, так что противодействие на любой вид атаки подводное или воздушное будет ого-какое. А если взять еще круче, авианосное соединение это когда несколько ударных групп складываются в одно соединение, там вообще без шансов. Сейчас я говорю не о возможностях Атомного крейсера Петр Великий ТАРКР , тут скорее всего нечего будет противопоставить всему нашему флоту (к сожалению и подводному то же).

В артиллерийском погребе атомного крейсера «Петр Великий»

И еще нюанс согласно договору СНВ-1 с 1991 года, запрещены ядерные крылатые ракеты корабельного базирования для России и США, к которым относится и "Гранит". То есть, на вооружении стоят с обычной боевой частью, для поражения одного авианосца надо около 10 штучек (думаю такому количеству, долететь не дадут).

Небольшое отступление, авианосные группировки (10 штучек). Близкого по мощи авианесущей группировке, нет ни в одной стране мира, находятся на боевом дежурстве , и быстренько, быстренько могут прибыть в любую точку океана, мало заботясь, об одобрении такого походика, со стороны остального прогрессивного человечества. А нам как выясняется (смотри события в незалежной) даже пукнуть в слух, непозволительно. А я, знаю из уроков истории, были времена, когда ни одна пушка в Европе, без нашего ведома стрельнуть не смела.

Это между прочим то же Петр Великий, но немного другой вид, так сказать кухня изнутри, уже не столь впечатляюще

Вид на верхнюю палубу атомного рейдера

Противолодочное и минно-торпедное вооружение, все на уровне. И все же, в чем сила, а в совокупности всех характеристик. Но с выходом из строя коробля, не будет ни защиты, ни нападения. Все яйца в одной корзине. А в случае международных трений (мы рассуждаем об этом чисто гипотетически), атомный крейсер Петр Великий ТАРКР , как флагман Северного флота получит такое повышенное внимание, к своей персоне. Что у него будет очень мало шансов отвлечь внимание от собственной персоны, и он может легко задохнуться от дружеских объятий.

Как основной козырь корабля, почему то делается упор на неограниченность плавания. Вот с автономностью дела похуже, необходимо снабжение (продукты, боезапас, материалы, запчасти и многое другое, а кораблей обеспечения нет, хотя раньше были, тут =>> . И пол учается имеем Илью Муромца, но не знаем, что с ним делать и как. Преимущества несомненны, но только в связке с такими же кораблями, а их боле нету, (единственный авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», пока еще на службе, хотя согласно планам уже должен стоять на пятилетнем ремонте), в смешанной группе, достоинства атомного крейсера сходят на нет.

Не все ясно и с живучестью корабля, эксплуатационная хороша, боевая живучесть под вопросом. И будет очень хорошо, если не придется проверять ее опытным путем. А пока проводит совместные учения с братьями по разуму в Венесуэле, весело бороздит просторы мирового океана, попугивая порядком обнаглевших сомалийских пиратов (что совсем несолидно для крейсера такого класса).

ТТХ ТАРКР «ПЕТР ВЕЛИКИИ»

Единственный корабль Российского Военно Морского Флота, у которого на флаге красуется изображение ордена Нахимова, награжден в 2012 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАРКР «ПЕТР ВЕЛИКИИ»

  • Водоизмещение, т: стандартное: 24 610 полное: 25 860
  • Размерения, м: длина максимальная: 251,0 ширина максимальная: 28,5 осадка: 10,3
  • Энергетическая установка: атомная мощностью 140 000 л. с. плюс резервная паротурбинная
  • Скорость максимальная, узлы: 31 (57,5 км/ч)
  • Дальность плавания: неограниченная
    Вооружение:
  • 20хПУ ПКРК «Гранит»,
  • 2хЗРК «Форт/Форт-М» (94 ЗУР), 2хЗРК «Кинжал» (64 ЗУР), 6 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов ближнего рубежа «Кортик»
  • 2x5 ПУ ПЛРК«Водопад-НК»,
  • 1 хРБУ-12000 «Удав», 2хРБУ-1000,
  • 1 х2 130-мм артустановка АК-130,
  • 3 вертолета Ка-27
  • Экипаж, чел.: 635 (включая 105 офицеров)

Прочитал как мне показалось интересную статью о ракетном крейсере «Петр Великий», предлагаю вам ознакомиться и высказать свое мнение:

Усиление присутствия ВМФ России в Мировом океане откликнулось потоком громких сообщений в СМИ: интервью, вопросы, прогнозы, комментарии и оценки отечественных и зарубежных экспертов. Главной «звездой» происходящих событий, как обычно, является атомный ракетный крейсер «Петр Великий» — самый крупный из неавианесущих боевых кораблей в мире, 26 000-тонный исполин с монументальным обликом имперского крейсера и тремястами ракет на борту.

Всякий раз, при упоминании имени «Петра», на форумах начинается его сравнение с зарубежными кораблями аналогичного класса и назначения. Разумеется, прямых аналогов отечественного ТАРКРа не существует – этот крейсер уникальный в своем роде технический шедевр. Но, по ряду параметров, соперников подобрать можно: возможности ПВО «Петра» принято сравнивать с американскими Иджис-крейсерами (или эсминцами — что, впрочем, одно и то же).

И вот здесь-то и начинается самое интересное…

Эгида («Агис» др. греч.) – мифический щит Афины и Зевса, по преданию, сделанный из шкуры волшебной козы Амалтеи. В центре щита закреплена голова Медузы Горгоны, превращающая своим взглядом человека в камень. Универсальное оружие для нападения и защиты помогло Зевсу в битве с титанами.

В 1983 году на океанские просторы вышел новый боевой корабль. На корме развивался на ветру огромный транспарант «Stand by admiral Gorshkov: “Aegis” - at sea!» (Берегись адмирал Горшков! «Иджис» в море!). Вот так, с приторным звездо-полосатым пафосом, начал свою службу ракетный крейсер USS Ticonderoga (CG-47).«Тайкондерога» стала первым в мире кораблем*, оснащенным боевой информационно-управляющей системой «Иджис» («Эгида»). БИУС «Иджис» обеспечивает одновременное слежение за сотнями надводных, наземных, подводных и воздушных целей, их селекцию и автоматическое наведение оружия корабля на самые опасные объекты. Официальные источники всегда подчеркивали, что «Иджис» выводит противовоздушную оборону соединений кораблей ВМС США на новый уровень: отныне ни одна противокорабельная ракета, даже при массовом пуске, не сможет прорваться сквозь супертехнологичный «щит» крейсера «Тайкондерога».В настоящее время БИУС «Иджис» установлена на 107 кораблях ВМС пяти стран мира. За 30 лет своего существования, система боевого управления обросла таким множеством страшных историй и легенд, что ей позавидует даже Древнегреческая мифология.

Пуск зенитной ракеты комплекса С-300Ф

Крейсер несет на борту 200 с лишним зенитных ракет, этого хватит на всех – уверенно заявляют патриоты.

Нет! – вопят проамерикански настроенные граждане, — боевая информационная система «Иджис» («Эгида») стоит целого мира. Ваш крейсер просто щенок по сравнению с проверенной «Тикондерогой» или «Орли Берком».

Идите к чертям! – выходят из себя сторонники отечественного флота – на нашем крейсере стоят два комплекса С-300 — только попробуйте сунуться!

Стреляй, дешевка! – отвечают им из-за океана — Корабли янки умеют поражать цели на низкой околоземной орбите — вот где настоящая, а не показная мощь!

Конструктивного диалога не случается до тех пор, пока кто-нибудь из бдительных граждан не замечает странности в облике российского крейсера: – Господа, отчего надстройки «Петра» выглядят, словно чернобыльский лес после аварии?

Вычурный силуэт, громоздкие пирамидальные мачты, по всюду торчат раскидистые «ветви» антенных устройств радаров и систем связи… Одно лишь перечисление этого «зоопарка» способно вызвать улыбку: комплекс радиолокационных средств «Петра Великого» включает в себя радары «Восход», «Фрегат М2», «Подкат», «Позитив», «Волна», 4Р48 с фазированной антенной решеткой, антенный пост 3Р95, радар управления артиллерийским огнем МР184 «Лев», наконец, две навигационные РЛС «Вайгач-У».

Помимо общей нерациональности и сложности в согласовании работы столь большого количества радиотехнических средств, неряшливый облик «Петра» здорово увеличивает его заметность – крейсер сияет на экранах вражеских радаров, подобно ярчайшей звезде. Наверняка определенную роль сыграли «отсталые большевистские технологии»… Но не до такой же степени!

Каким же ладным и современным, после этого, кажется американский Иджис-эсминец типа «Орли Берк» — чистые линии надстроек, выполненных с учетом технологии «стелс», минимум внешних декор-элементов, единственный многоцелевой радар обнаружения с неподвижными полотнами ФАР. Американский «Берк» похож на гостя из других миров – настолько необычен его облик, по сравнению с кораблями российского ВМФ.

Эсминец типа «Орли Берк»

Но так ли это на самом деле? Какие «подводные камни» скрываются за стильным образом американского эсминца? И так ли устарел наш «Петр Великий», как это кажется на первый взгляд?

В гламуре высоких технологий, или Скупой платит дважды

Американский корабль построен вокруг боевой информационно-управляющей системы «Иджис», объединившей в себе все средства обнаружения, связь, оружие и системы борьбы за живучесть корабля. Универсальные эсминцы-роботы способны обмениваться информацией с себе подобными и принимать решения за командира. К созданию подобной системы янки шли 20 лет – по-настоящему серьезная разработка, в которой заложены самые прогрессивные идеи современного морского боя: во главе угла стоит обнаружение и мгновенная селекция целей. Американский корабль первым примет решение, первым выстрелит и первым уничтожит противника. Пентагон называет Иджис-эсминцы лучшей морской системой ПВО на сегодняшний день.

Ключевой элемент системы – радиолокационная станция AN/SPY-1, представляющая комбинацию из четырех плоских фазированных антенных решеток, закрепленных по бокам надстройки эсминца. «Спай» способен в автоматическом режиме выполнять поиск по азимуту и углу места, осуществлять захват, классификацию и сопровождение сотен воздушных целей, программировать автопилоты зенитных ракет на стартовом и маршевом участках траектории.

Фазированная антенная решетка РЛС AN/SPY-1D

Применение единого многофункционального радара позволило упростить сбор и анализ информации, а также исключить взаимные помехи, возникающие на других кораблях при работе большого числа радиолокационных станций.

Однако, за видимым преимуществом SPY-1 скрывается сложнейшая техническая проблема: Как научить радар эффективному обнаружению целей на больших и на малых дистанциях одновременно? Дециметровые волны («Спай» работает в диапазоне S) хорошо отражаются от морской поверхности – шквал помех затрудняет распознавание несущихся над самой водой ракет, делая эсминец совершенно беззащитным перед сверхзвуковыми ПКР. Кроме того, низкое расположение антенн SPY-1 сокращает и без того небольшую дальность обнаружения низколетящих целей, отнимая у корабля драгоценные секунды, необходимее для реакции на угрозу.

Никто в мире не рискнул повторить американский фокус с «единым многофункциональным радаром» — на проектах боевых кораблей, созданных в других странах, в дополнение к радару общего обнаружения всегда предусматривается установка специализированной РЛС для обнаружения низколетящих целей:
- британский «Дэринг» (дециметровый обзорный S1850M + сантиметровый SAMPSON)
- франко-итальянский «Горизонт» (S1850M + сантиметровый EMPAR)
- японский «Акидзуки» (двухдиапазонный FCS-3A с активными ФАР. По-факту — два радара (диапазон С и X), объединенных под общим названием).
Но как обстоят дела с обнаружением ВЦ у российского атомного крейсера?

Радары «Петра Великого»

У российского корабля все в полном порядке – обнаружение воздушных целей возложено на три радиолокационные станции различного назначения:

Мощный обзорный радар МР-600 «Восход» (расположен на вершине фок-мачты – первой мачты с носа корабля);

Трехкоординатный радар МР-750 «Фрегат М2» с фазированной антенной решеткой (располагается на вершине следующей, более низкой грот-мачты);

Специализированная двухкоординатная РЛС МР-350 «Подкат» для обнаружения низколетящих целей (две антенны расположены на площадках по бокам фок-мачты). Главной особенностью станции являются особая диаграмма излучения с зауженными «боковыми лепестками» (сканирование по малому углу места) и высокой частотой обновления данных.

Именно такого радара не хватает американскому Иджис-эсминцу.

На вершине фок-мачты — антенна обзорной РЛС «Восход», чуть ниже, на площадках по сторонам мачты заметны две антенны РЛС «Подкат». Впереди, на крыше надстройки, фазированная антенная решетка радара СУО ЗРК С-300ФМ «Форт-М»

Но обнаружить – еще не значит уничтожить. Цель необходимо взять на сопровождение, навести на неё оружие и проконтролировать весь процесс полета ракеты к цели.

У штатовского корабля этим занимается, как обычно, многофункциональный радар AN/SPY-1 вкупе с тремя радарами подсветки цели. Супер-радар «Спай» способен одновременно контролировать до 18…20 зенитных ракет: определять их положение в пространстве и автоматически передавать на автопилоты ЗУР корректирующие импульсы, направляя их в нужный сектор неба. Однако, система «Иджис» тщательно следит, чтобы число ракет на конечном участке траектории не превышало трех единиц.

Фокус в том, что большинство современных морских ЗРК (в т.ч. «Стэндерд» и С-300Ф) используют полуактивный способ наведения: специальный радар «подсвечивает» цель, головка ракеты реагирует на отраженное «эхо». Все просто. Но кол-во одновременно обстреливаемых целей ограничено кол-вом радаров подсветки.
Как уже отмечалось выше – у американских эсминцев всего три РЛС AN/SPG-62. Курсовые углы прикрывает одна, кормовые – две, с борта – все три сообща. У российского атомного крейсера ситуация принципиально иная: наведение ракет комплексов С-300Ф и 300ФМ занимаются две специализированные РЛС, каждая из которых обеспечивает сопровождение ЗУР с момента её пуска до попадания в цель:

Радар с фазированной антенной решеткой 4Р48 (плоская «пластина» в передней части надстройки «Петра Великого»). В отличие от американского AN/SPG-62, который обеспечивает одновременную подсветку всего одной цели, отечественная система формирует шесть каналов наведения: всего 4Р48 способна одновременно наводить до 12 ракет по 6 воздушным целям!

Второй радар — 3Р41 «Волна», получивший на флоте за характерный облик прозвище «сиська» (хорошо видна в кормовой части надстройки). Вообще-то, на этом месте панировали установить современный 4Р48, но, увы, при строительстве крейсера средств хватило только на «сиську», а современные 4Р48 были проданы за рубеж и установлены на борту китайских эсминцев типа «Лючжоу».
В результате, со стороны кормы «Петр» способен наводить всего 6 ракет по трем целям – но, в любом случае, это лучший результат, по сравнению с американским Иджис-эсминцем.

Помимо большего числа каналов управления, отечественная схема управления огнем на основе специализированных радаров 3Р41 и 4Р48 обеспечивает гораздо более надежное и помехоустойчивое наведение ракет на маршевом участке, по сравнению с американским многофункциональным AN/SPY-1.

В отличие от американского Иджис-эсминца, где наведение всех типов зенитных ракет («стэндерд-2,3», «си сперроу», ESSM) оосуществляется одной-единственной системой управления огнем (SPY-1 + три SPG-62), российский крейсер оснащен двумя типами комплексов ПВО с индивидуальными системами наведения. Кроме зональных ЗРК С-300Ф/300ФМ, на борту «Петра» установлен зенитный комплекс самообороны «Кинжал» — 128 ракет малой дальности, предназначенных для отражения атак противокорабельных ракет.

«Кинжал» имеет собственный антенный пост 3Р95, находящийся в кормовой части надстройки, рядом со спаренным артиллерийским орудием. Зенитный комплекс использует 4-х канальную радиокомандную систему, обеспечивающую одновременное наведение до 8 ракет по 4 воздушным целям в секторе 60° х 60°.

Пуск ракеты ЗРК «Кинжал» с атомного крейсера «Фрунзе» («Адмирал Лазарев»), конец 1980-х

Последний рубеж обороны «Петра» образован шестью зенитно-артиллерийскими комплексами «Кортик» — каждый боевой модуль представляет собой спаренный автомат калибра 30 мм (суммарный темп стрельбы 10 000 выстр./мин) вкупе с блоком зенитных ракет 9М311 малой дальности. Помимо собственных радиолокационных средств, «Кортики» получают целеуказание с двух антенных постов РЛС «Позитив».

У американских крейсеров и эсминцев в этом случае все намного печальнее – на борту «Орли Берков», в лучшем случае, смонтирована пара автоматизированных зениток «Фаланкс», представляющих собой комплект из шестиствольной 20 мм пушки и компактной РЛС управления огнем, смонтированный на одном лафете. В связи с попытками снижения затрат на их постройку, эсминцы ВМС США последней серии вообще лишены каких-либо зенитных средств самообороны.

Собственно, «Орли Берк» много чего лишен – фантастические Иджис-эсминцы, позиционируемые Пентагоном, как лучшие боевые корабли ПВО/ПРО, не имеют ни специального радара для обнаружения НЛЦ, ни достаточного количества РЛС подсветки целей. Именно этим объясняется приятная взору «гладкость» их надстроек и отсутствие «лишних» антенн.

Эпилог

«Фрагат», «Подкат», «Волна»… Каждый из радаров имеет свое конкретное назначение и ориентирован на выполнение какой-то своей специфической задачи. Объединить их в единую «универсальную» станцию – идея привлекательная, но труднореализуемая на практике: на пути инженеров встают фундаментальные законы природы – для каждого случая предпочтительнее работать в определенном диапазоне волн.

Неслучайно, одна из самых совершенных разработок в области морских средств обнаружения — перспективный радар AN/SPY-3 с тремя активными ФАР, планируемый к установке на американский эсминец «Замволт», изначально создавался как составная часть системы из двух радаров: сантиметрового AN/SPY-3 для поиска низковысотных целей и обзорного AN/SPY-4 (диапазон дециметровых волн). Впоследствии, под ударами финансовых сокращений, Пентагон отказался от установки AN/SPY-4, с формулировкой «эсминец не предназначен для обеспечения зональной ПВО». Проще говоря, супер-эсминец «Замволт» не сможет эффективно поражать воздушные цели на дальности свыше 50 км (однако, в отличие от «Берка», который умеет сбивать космические спутники, «Замволт» идеален при отражении атак низколетящих ПКР).

Янки, как известно, большие любители стандартизации и унификации — вот теперь пусть выбирают, что лучше…

В отличие от американских «Иджисов» и «Замволтов», русский атомный крейсер несет на борту полный комплект средств обнаружения и управления огнем для поражения воздушных целей на любых дистанциях. Даже сейчас, с учетом намеренного ослабления его характеристик, в связи известными событиями политико-экономического характера, тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» остается сильнейшей боевой единицей, чьи возможности, в плане ПВО, равноценны двум-трем американским Иджис-эсминцам.

В конструкции этого исполина заложен огромный потенциал – замена устаревшей РЛС «Восход» на современный радар с активной ФАР, подобный европейскому S1850M и оснащения корабля ракетами комплекса С-400 с заменой части боекомплекта на зенитные ракеты с активными головками самонаведения – превратит крейсер в неприступную морскую крепость.

Напоминаю, что в этой статье не противопоставляются как противники «Петр Великий» и какой то из кораблей США с системой «Иджис», тут пытаются сравнить эффективность систем ПВО

Конечно же стоит тут упомянуть, что Орли-Берков сейчас в наличии в ВМС США около 60 штук, а «Петр Великий» только один. Это так и это огромный минус. Но, есть и позитивные моменты, принято решение о ремонте и модернизации еще трех «Орланов»

«Киров» / «Адмирал Ушаков» — Было принято решение об утилизации корабля. Однако сейчас планируется произвести его ремонт и полную модернизацию. Ввод в строй возможен после 2020 года.
«Фрунзе» /«Адмирал Лазарев» — Планировался к утилизации. Однако в 2011 году принято решение о его восстановлении и модернизации.
«Калинин» / «Адмирал Нахимов» - С 1999 года стоит на ремонте и модернизации на заводе «Севмаш» в Северодвинске. Находится в менее плачевном состоянии, чем «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Ушаков», и не планировался к утилизации. В 2012 году должно быть завершено проектирование нового облика корабля. Прежде всего, планируется заменить морально устаревшее радиоэлектронное оборудование. После модернизации крейсер должен быть передан Тихоокеанскому флоту. (Источник: http://www.modernarmy.ru/article/142 © Портал «Современная армия»)

А так же можно напомнить, что для Зумвальта из-за сокращения расходов двухдиапазонный радар DBR уже исключён из проекта. Ибо действующий образец до сих пор выпилить не удалось, а денег ушло немеряно. Единственно что у них хорошо отлажено так это маркетинговый ПИАР. Спустили на воду с барабанным боем и битьем шампанского КОРПУС авианосца CVN 78 «Джеральд Форд» без той же РЛС DBR , без электромагнитных катапульт EMALS и широко распиаренной турбоэлектрической системе посадки (AAG). Всё вышеперечисленное находиться на стадии создания опытных образцов. Зато корпус спущен на воду и сколько ему "ржаветь" в ожидании не понятно

Вот несколько старых эпизодов применения американской системы:

Подвиг первый. «Иджис» побеждает аэробус Огненная стрела прочертила небосвод, и рейс 655 авиакомпании Air Iran исчез с экранов радаров. Ракетный крейсер «Vincennes» ВМС США успешно отразил воздушную атаку… Джордж Буш-старший, занимавший в то время должность вице-президента, благородно заявил: «Я никогда не буду извиняться за Америку. Неважно, какие были факты» («I will never apologize for the United States of America, I don’t care what the facts are»).

Танкерная война, Ормузский залив. Ранним утром, 3 июля 1988 года, ракетный крейсер USS «Vincennes» (CG-49), защищая датский танкер «Карома Маерск», вступил в бой с восемью катерами Военно-морских сил Ирана. В погоне за катерами, американские моряки нарушили границу иранских территориальных вод, и, по трагической случайности, в этот момент на радаре крейсера появилась неопознанная воздушная цель.

«Эйрбас» А-300 авиакомпании Air Iran совершал в то утро регулярный рейс по маршруту Бендер-Аббас – Дубай. Простейший маршрут: набор высоты 4000 метров — полет прямо — посадка, время в пути – 28 минут. В дальнейшем, расшифровка найденных «черных ящиков» показала, что пилоты слышали предупреждения с американского крейсера, но вовсе не считали себя «неопознанным самолетом». Рейс 655 шел навстречу своей гибели, на борту в этот момент находились 290 человек.

Идущий на малой высоте пассажирский лайнер был опознан, как иранский истребитель F-14. Год назад при подобных обстоятельствах «Мираж» ВВС Ирака расстрелял американский фрегат «Старк», тогда погибло 37 моряков. Командир крейсера «Vincennes» знал, что они нарушили границу тервод другого государства, поэтому атака иранского самолета представлялась самым логичным последствием. Нужно было срочно принять решение. В 10:54 по местному времени на направляющие балки пусковой установки Mk26 были поданы две зенитные ракеты «Стандард-2»….

USS Vincennes. Убийца

Уже после трагедии, ведущий эксперт Пентагона Дэвид Парнас посетовал прессе, что «наши самые лучшие ЭВМ не могут отличить с близкого расстояния аэробус от истребителя».
«Нам говорили, что система «Иджис» самая великолепная в мире и такого просто не может произойти!» - возмущенно заявила член палаты представителей Патриция Шроудер.

Финал этой грязной истории был необычным. В журнале «New Republic» (Вашингтон) появилась статья следующего содержания: «Мы обязаны извиниться перед Советским Союзом за нашу дешевую реакцию в 1983 году на сбитый над Охотским морем южнокорейский Боинг-747. Можно бесконечно спорить о сходстве и различии двух инцидентов. Наши жертвы находились в воздухе над зоной боевых действий. Их жертвы находились в воздухе над советской территорией. (Что если бы таинственный самолет появился в небе Калифорнии?) Сейчас становится все более очевидным: наша реакция на сбитый южнокорейский самолет - часть циничной пропаганды и результат технологического высокомерия: мол, такого с нами никогда не могло случиться».

Подвиг второй. «Иджис» спит на боевом посту.

Переправа, переправа. Пушки бьют в кромешной тьме. Это линейный корабль «Миссури» зимней ночью 24 февраля 1991 года громит передовые части армии Ирака, посылая снаряд за снарядом из своих чудовищных 406 мм орудий. Иракцы не остаются в долгу – с берега в линкор летят две противокорабельные ракеты «Хайин-2» (китайская копия советской ПКР П-15 «Термит» с увеличенной дальностью полета)

«Иджис», настало твое время! «Иджис», HELP! Но «Иджис» бездействовал, тупо мигая своими лампочками и дисплеями. Ни один из ракетных крейсеров, входящих в соединение кораблей ВМС США, не отреагировал на угрозу. Положение спас корабль Её Величества «Глостер» — с предельно малого расстояния британский эсминец срубил один «Хайин» с помощью ЗРК «Sea Dart» — обломки иракской ракеты рухнули в воду в 600 метрах от борта «Миссури» (первый случай успешного перехвата в боевых условиях противокорабельной ракеты с помощью ЗРК). Понимая, что надеяться на свой непутевый эскорт более не имеет смысла, экипаж линкора начал отстреливать дипольные отражатели – с их помощью вторая ракета была уведена в сторону (по другой версии – ПКР «Хайин-2» сама упала в воду).

Конечно, две противокорабельные ракеты не представляли серьезной угрозы для толстокожего линкора – броневые плиты толщиной 30 сантиметров надежно прикрывали экипаж и оборудование. Но сам факт того, что работу «Иджиса» выполнил старый эсминец с помощью зенитно-ракетного комплекса, разработанного в середине 60-х годов, наводит на мысль, что суперсовременный «Иджис» банально провалил задание. Американские моряки никак не комментируют это обстоятельство, хотя ряд экспертов высказывает мнение, что Иджис-крейсера действовали в другом квадрате, поэтому не смогли обнаружить цели — иракские ПКР летели ниже их радиогоризонта. А «Глостер» находился непосредственно в эскорте линкора «Миссури», поэтому своевременно пришел на помощь.

«Глостер» — британский эсминец типа 42, его систершипы «Шеффилд» и «Ковентри» бесславно погибли в Фолклендской войне. Полное водоизмещение кораблей проекта – 4500 тонн, т.е. де-факто это маленькие фрегаты.

Здесь можно было бы закончить историю о приключениях ВМС США в Персидском заливе, но, в момент ракетной атаки, в боевой группе линкора «Миссури» случилось другое забавное ЧП – зенитный комплекс самообороны «Фаланкс», установленный на американском фрегате «Джэррет» принял один из диполей за ПКР и автоматически открыл огонь на поражение. Попросту говоря, фрегат устроил «friendly fire», обстреляв линкор «Миссури» из шестиствольной пушки. А «Иджис», конечно, здесь ни при чем, шоколад ни в чем не виноват.

Подвиг третий. «Иджис» летает в космос

Летает, разумеется, не сама БИУС, а зенитная ракета RIM-161 «Standard-3» под внимательным контролем «Иджиса». Кратко: идея СОИ (Стратегической оборонной инициативы) никуда не исчезла – Америка по-прежнему мечтает о «противоракетном щите». В начале 2000-х годов была разработана четырехступенчатая зенитная ракета «Стандарт-3» для поражения боевых блоков баллистических ракет и космических спутников на низкой околоземной орбите. Именно они стали яблоком раздора в вопросе о размещении американской ПРО в Восточной Европе (гораздо большую опасность представляют «Стандард-3» морского базирования – мобильные и неуловимые Иджис-системы, но обсуждение этой проблемы не представляет интереса для политиков).

21 февраля 2008 года над Тихим океаном состоялась ракетно-спутниковая феерия – ракета «Стандард-3», запущенная с Иджис-крейсера «Lake Erie» настигла свою цель на высоте 247 километров. Американский разведывательный спутник USA-193 двигался в этот момент со скоростью 27 тысяч км/час.
Ломать - не строить. Увы, в нашем случае поговорка не верна. Вывести из строя космический аппарат нисколько не легче, чем построить его и запустить на орбиту. Сбить спутник ракетой – всеравно, что попасть пулей в пулю. И это удалось!

Но есть один нюанс. «Иджис» совершила свой подвиг, стреляя по цели с заранее известной траекторией – у американцев было достаточно времени (часы, дни?), чтобы определить параметры орбиты неисправного спутника, выдвинуть корабль в нужную точку Мирового океана, и в нужный момент нажать на кнопку «Пуск». Поэтому перехват космического спутника имеет мало отношения к противоракетной обороне. Но, как гласит китайская пословица: самый длинный и сложный путь начинается с первого шага. И шаг этот уже сделан – американским специалистам удалось создать чрезвычайно мобильную, дешевую и эффективную ракетную систему, чьи энергетические показатели позволяют обстреливать цели на низкой околоземной орбите. Уже в настоящий момент, ВМС США способны «перещелкать» всю орбитальную группировку «вероятного противника», а количество российских спутников на орбите сравнительно невелико по сравнению с запасами ракет-перехватчиков «Стандард-3».

Шутки шутками, но только очень наивный человек может утверждать, что «Иджис» безвреден и, как боевая система, никуда не годится. Любую систему характеризует не ошибка, а реакция на ошибку – после первых «подвигов» «Иджиса» компания Lokheed-Martin провела большую работу над ошибками – был изменен интерфейс системы, постоянно модернизируются радар AN/SPY-1 и ЭВМ командного центра, корабли получили новый ассортимент вооружения: крылатый убийца «Томагавк», противолодочный боеприпас ASROC-VL, перехватчик противокорабельных ракет в ближней зоне RIM-162 «Evolved Sea Sparrow Missle», зенитная ракета с активным самонаведением «Стандард-6» и, конечно, противоспутниковая «Стандард-3». А главное – подготовка экипажа, без человека любая техника лишь груда металлолома.

Lokheed Martin приводит следующие цифры, оценивающие итоги тридцатилетней эксплуатации системы «Иджис»: к настоящему времени 107 Иджис-кораблей суммарно провели 1250 лет в боевых походах по всему миру, в ходе тестовых и боевых запусков с кораблей было выпущено более 3800 ракет различных типов. Наивно полагать, что американцы ничему не научились за это время.

По материалам:

1. http://militaryrussia.ru/
2. http://www.defenseindustrydaily.com/
3. Справочник «КОРАБЛИ ВМФ СССР Том II. Ударные корабли. Часть I. Авианесущие и ракетно-артиллерийские корабли 1 и 2 рангов», Апальков Ю.В.
4. «Атомные крейсера типа «Киров»», Павлов А.С.

Опять таки не могу вам не напомнить про или вот Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) пр. 1144.3 «Петр Великий» – это сверхсложная в техническом и боевом отношении система, оснащенная самыми современными средствами поражения, навигации, целеуказания, разведки и управления. Многие специалисты считают данный корабль даже более сложным, чем атомные подводные ракетоносцы. Над его созданием в нашей стране трудились долгих 12 лет.

Заложенный для нужд Тихоокеанского флота под названием «Юрий Андропов» он в 1998 году вошел в состав Северного флота России под именем «Пётр Великий». 9 апреля 1998 года был подписан акт приемки атомного крейсера в состав российского флота. 18 апреля в торжественной обстановке на борту «Петра Великого» был поднят Андреевский флаг.

Корабль относится к атомным ракетным крейсерам 3-го поколения, является самым большим в мире неавианесущим боевым кораблем. ТАРКР «Петр Великий» предназначен для уничтожения крупных надводных целей (одиночных и групповых), защиты соединений флота от атак подводных лодок и атак с воздуха в удаленных районах мирового океана. Всего по проекту 1144 «Орлан» было построено 4 корабля, помимо «Петра Великого» это крейсера: «Киров» («Адмирал Ушаков»), «Фрунзе» («Адмирал Лазарев») и «Калинин» («Адмирал Нахимов»).

В настоящее время в строю находится лишь один корабль данного типа – «Пётр Великий», при этом все 3 ТАРКР пр. 1144 после проведения ремонта и модернизации будут возвращены в состав флота.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» обладает стандартным водоизмещением в 23.750 тонн, полное водоизмещение крейсера – 26.390 тонн. Корабль обладает следующими размерами: длина наибольшая – 251,2 метра, по ватерлинии – 230 метров, ширина – 28,5 метров, осадка – 10,3 метра. Высота корабля 59 метров от уровня основной плоскости.

Главная энергетическая установка крейсера атомная с 2-мя ядерными реакторами на быстрых нейтронах . Общая мощность установки – 600 МВт, также имеется 2 главных турбозубчатых агрегата (ГТЗА) мощностью по 70 000 л.с. каждый. В резервном варианте они могут получать пар от 2-х паровых котлов, работающих на органическом топливе. Сопряжение атомной силовой установки с нефтяными пароперегревателями повышает общую мощность силовой установки и скорость крейсера.

Для сравнения «Пётр Великий» в состоянии обеспечить теплом и электроэнергией город размером в 150-200 тысяч жителей. Два гребных вала передают вращение на 2 пятилопостных винта. Максимальная скорость хода «Петра Великого» – 32 узла (почти 60 км/ч). Два резервных паровых котла в состоянии обеспечить кораблю скорость в 17 узлов и дальность хода не менее 1000 морских миль.

Экипаж атомного ракетного крейсера состоит из 610 человек (112 офицеров) , которые размещаются в 1600 различных помещениях, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, а также 30 кубриков для матросов и старшин (на 8-30 человек каждый). Помимо этого экипаж корабля располагает 15 душевыми, сауной с бассейном, двумя банями, двухуровневым медицинским блоком, с лазаретами-изоляторами, рентгеновским и зубоврачебным кабинетами, операционной, аптекой, амбулаторией, спортзалом, оснащенным различными тренажерами, 3-мя кают-компаниями для офицеров, мичманов и адмиралов, салоном для отдыха с роялем и бильярдом, а также собственной корабельной телестудией. Длина 49 коридоров боевого корабля составляет более 20 км, при этом корабль имеет 6 палуб и 8 ярусов. Высота его надстроек равна высоте 7-этажного жилого дома.

Защита ТАРКР предусматривает реализацию мер по уменьшению его радиолокационной заметности. Помимо этого мерами конструкционной локальной защиты была усилена защита погребов для хранения снарядов, зенитных и противокорабельных ракет. Автономность плавания корабля по запасам еды и продовольствия – 60 суток, по топливу – 3 года (на ядерном реакторе неограниченно).

Основным вооружением ракетного крейсера является противокорабельный ракетный комплекс «Гранит» (создан «НПО Машиностроения»). На крейсере имеется 20 пусковых установок СМ-233 с усовершенствованными высокоточными крылатыми противокорабельными ракетами П-700 «Гранит». ПУ смонтированы под верхней палубой корабля, с углом возвышения 60 градусов.

Максимальная дальность пуска ракет – 550 км, полет ракеты исключительно по маловысотной траектории – 200-250 км. Скорость полета ракеты – 1,6-2,5 Маха. Длина ракеты П-700 составляет 10 метров, диаметр 0,85 метра, стартовый вес – 7 тонн. Ракета может оснащаться боеголовкой в обычном исполнении (750 кг. ВВ), ядерной моноблочной (500 кт) или топливно-воздушным боезарядом для создания объемного взрыва.

Ракеты «Гранит» обладают многовариантной программой по атаке целей, а также повышенной помехозащищенностью и предназначены для нанесения ударов по морским групповым целям. При выполнении залповой стрельбы одна из ракет летит на большой высоте, для того чтобы повысить дальность обнаружения противника, обмениваясь полученной информацией с остальными ракетами, которые могут буквально стелиться у водной поверхности.

В случае если ракета-лидер будет сбита противником, ее место автоматически может занять одна из вспомогательных ракет. Загоризонтное наведение и целеуказание может осуществляться при помощи самолетов Ту-95РЦ или вертолетов Ка-31, а также специализированных космических систем разведки и целеуказания.

Противовоздушную оборону корабля обеспечивает аналог сухопутного комплекса С-300 под названием С-300Ф «Форт» . На корабле имеется 12 ПУ и 96 ракет вертикального пуска. Помимо этого в состав ПВО корабля входит автономная корабельная противовоздушная система «Клинок» («Кинжал»). Каждая из 16 подпалубных ПУ барабанного типа оснащена 8 твердотопливными одноступенчатыми телеуправляемыми ракетами 9М 330-2, суммарный боезапас – 128 ракет. Унифицированы с ракетами сухопутных войск «Тор-М1».

Помимо этого тяжелый атомный ракетный крейсер оснащен зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик» , который обеспечивает оборону корабля от ряда «точных» вооружений, включая противорадиолокационные и противокорабельные ракеты, авиабомбы, вертолеты и самолеты, малотоннажные суда. Всего на корабле имеется 6 ЗАРК «Кортик», каждый из них имеет по 2х30-мм шестиствольных артиллерийских установки АК-630 М-2 с суммарной скорострельностью на уровне в 10.000 выстрелов в минуту, а также 2 блока по 4 двухступенчатых ракеты 9М311 с неконтактным взрывателем и осколочно-стержневой боевой частью.

Данные ракеты унифицированы с ракетой армейского комплекса ПВО 2С6 . Система управления ЗРК «Кортик» включает в себя радиолокационную и телевизионную системы, которые соединены между собой при помощи элементов ИИ. 2-е установки ЗАРК установлены в носовой части крейсера по обе стороны от ПУ «Гранит», а еще 4 – в кормовой части главной надстройки.

Помимо этого «Пётр Великий» вооружен 130-мм многоцелевыми спаренными артиллерийскими установками АК-130 (длина ствола 70 калибров, боезапаса – 840 снарядов), максимальная дальность стрельбы до 25 км. Скорострельность – от 20 до 80 выстрелов в минуту. АК-130 использует 27-кг снаряды, которые могут оснащаться разными типами взрывателей: ударным, дистанционным и радиовзрывателем. Готовый к стрельбе боезапас составляет 180 снарядов. Артустановка управляется системой управления стрельбой МР-184, которая позволяет одновременно сопровождать и обстреливать 2 цели.

Также ТАРКР вооружен 2-мя противолодочными (по 5 ПУ с каждого борта) ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6М «Водопад» , ракето-торпеды которого могут поражать подлодки противника на удалении до 60 км. Для борьбы с неприятельскими торпедами на крейсере имеется противоторпедный комплекс РКПТЗ-1 «Удав-1М» (10 труб-направляющих, время реакции - 15 с, автоматическая конвейерная перезарядка, максимальная дальность – 3000 метров, минимальная – 100 метров, вес ракет – 233 кг).

Помимо этого ТАРКР «Пётр Великий» оснащен реактивными бомбометными установками, которые расположены следующим образом: одна десятитрубная РБУ-12000 (масса снаряда 80 кг, дальность стрельбы 12 000 метров) находится в носовой части судна и установлена на поворотной платформе, еще 2-е шеститрубных установки РБУ-1000 «Смерч-3» (масса снаряда 55 кг, дальность стрельбы – 1000 метров) установлены в кормовой части на верхней палубе с каждого борта.

Общекорабельная система противодействия включает в свой состав 2-е спаренных 150-мм ПУ ПК-14 (комплекс выстреливаемых помех), ложные цели, противоэлектронные ловушки, а также ложную буксируемую торпедную цель, оснащенную мощным шумогенератором. Также на борту крейсера располагается 2 противолодочных вертолета Ка-27.

Радиоэлектронная начинка тяжелого ракетного крейсера включает в свой состав 16 станций 3-х типов . Общекорабельные средства слежения, целеуказания и сопровождения состоят из 2-х станций космической связи (САТСОМ), 4-х станций космической навигации (САТПАУ), а также 4-х специальных электронных станций. За воздушной и надводной обстановкой постоянно следят 2-е всепогодных трехкоординатных РЛС «Фрегат-МАЭ» (производства завода «Салют»). Данные станции способны обнаружить цель на удалении до 300 км и на высотах до 30 км.

Также «Пётр Великий» оснащен 4-мя радиоэлектронными системами управления стрельбой бортового оружия, 3-мя навигационными станциями, системой опознавания «свой-чужой», средствами управления полетами вертолетов. Гидроакустическая система крейсера включает в свой состав гидролокатор с корпусной антенной, которая установлена в бульбовом обтекателе, для поиска и обнаружения неприятельских подлодок на низких и средних частотах, а также автоматизированную буксируемую гидроакустическую систему, имеющую антенну переменной глубины погружения (150-200 м) и работающую на средних частотах.

 


Читайте:



Презентация на тему "Атмосфера – воздушная оболочка Земли"

Презентация на тему

Определиние Атмосфе́ра (от. др.-греч. τμός пар и σφα ρα шар) газовая оболочка, окружающая планету Земля, одна из геосфер. Внутренняя её поверхность...

Стандарт безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" Образец заполнения личной карточки выдачи моющих

Стандарт безопасности труда

Работодатель обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда (ст. 212, 221 ТК РФ). В частности, если работники трудятся во вредных, опасных...

Как оплачиваются переработки по ТК РФ?

Как оплачиваются переработки по ТК РФ?

Трудовое право - это очень актуальная отрасль в системе права, с ней сталкиваются 90% людей. Знать все нюансы и особенности очень сложно, а...

Что такое «обобщающие слова» или «родовые понятия»

Что такое «обобщающие слова» или «родовые понятия»

Евгения Ильина Презентация для детей 3–5 лет «Домашние животные» Домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится...

feed-image RSS