Главная - Интернет
Лесные тайнички (осень) — Николай Сладков. Конспект НОД по развитию связной речи тема; "Осень"

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Сентябрь

Сыплет осенний нудный дождь. До листика вымокли кусты и деревья. Лес притих и насупился.
И вдруг осеннюю тишину нарушает ярое, прямо весеннее бормотание тетерева!
Певчий дрозд откликнулся — просвистел свою песню.
Затенькала птичка-капелька — пеночка-теньковка.
И на опушке, и в глубине леса послышались птичьи голоса. Это прощальные песни птиц. Но и в прощальных песнях слышится радость.
Странный в сентябре лес — в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка.
Поблёкшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодный ветер.
Увядание и расцвет.
Песни и тишина.
И грустно и радостно!

Осень на пороге

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
— Готовы, готовы, готовы…
— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?
Откликнулись звери:
— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!
— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!
— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!
— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
— А мы, дрозды, на рябину навалимся!
— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
— А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.
Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

На великом пути

Спешили мы до ночи в лес попасть — не успели. Заночевали в поле. Палатку привязали к телефонному столбу. Потому что тучи на небе кипят: быть буре! И только устроились — задуло. Стенки палатки напружинились и загудели. Загудели и провода над головой. Страшно в такую ночь в голой степи.
Гудит вокруг, ревёт, свистит, воет.
И вдруг слышим голоса! Странные голоса. Будто кто-то вздыхает тяжело: «Ох! Ох! Ох!» А другой подгоняет сердито: «Но! Но! Но!»
Выбрался из палатки. Как в чёрный водоворот нырнул: крутит, толкает, не даёт дышать. Но всё же разобрал — голоса-то с неба! Птицы кричат.
Летят птицы на юг и вот кричат в темноте, чтобы не потерять друг друга.
Большие и сильные высоко летят. А мелюзга разная — голосишки пискливые, крылышки мокрые дребезжат! — над самой землёй мчат. Гонит их вихрь, как сорванные листья. Не разобрать по голосам — что за птицы? На пролёте птицы кричат особыми, «дорожными» голосами, не похожими на их всегдашний зов.
Всю ночь рвал палатку ветер. Гудели провода. И кричали в темноте птицы.
А утром тишина. Ни туч, ни ветра. Солнышко проглядывает. А ничего живого не видно.
Вот только лисичка вдоль столбов бежит. Да чудная какая-то — бежит и кланяется! Пробежит — поклонится, пробежит — поклонится. Поклон — носом до земли.
До нас добежала — стоп! Пастишку разинула, вильнула, да так по земле пошла, что кажется — над землёй полетела!
А когда вильнула, выронила из пастишки чёрный комочек. Пошёл я посмотреть. И вижу — птичка! А дальше под проводами ещё. Ночью о провода побились!
Так вот почему кланялась лисичка! Каждой мёртвой пичужке — лисий поклон.
Сколько тут птиц! Рыжегрудые зорянки упали на сухой бурьян, и бурьян расцвёл оранжевыми цветами. Куличок угодил в лужу — заломившееся крылышко торчит вверх. Гонит ветер мёртвого куличка, как лодочку под парусом.
У лужи — каменка. Тонкие пальчики стиснуты в кулачки, видно, от боли…
Далёк, далёк и труден птичий путь. Много ещё птиц потеряется в темноте и не откликнется на зов пролетающих стай. Много попадёт в зубы лисиц и когти ястребов. Но ещё больше долетят.
Обязательно долетят.
Счастливого им пути!

Паучок

С дерева вниз спускался на паутинке паучок. Да ловко так: выпускал паутинку и на ней, как на канате, спускался всё ниже и ниже. Я подошёл, чтобы лучше разглядеть этого акробата. Зацепил пальцем паутинную ниточку повыше паука, покачал паука в воздухе, как бумажный мяч «раскидай» на резинке, и стал поднимать поближе к глазам. Да не тут-то было!
Тяну паука за паутинку вверх, а он паутинку разматывает и опускается вниз. Я быстрей тяну, он быстрее разматывает. Я руками перебираю, только пальцы мелькают, а он паутину выпускает и скользит вниз. Как будто я катушку за нитку тяну вверх: тяну, тяну, нитка разматывается, а катушка ни с места. Крутится, вертится, а вверх ни на сантиметр!
Изо всех сил тяну, а паучок всё равно внизу!
И тут подумал я, что этак я паука, как катушку с нитками, до конца размотаю! Ведь иссякнет же он когда-нибудь, будет же конец его паутине? Размотается весь на паутину — тут ему и конец. За что же беднягу так?
Оборвал я паутинную нить, пустил паука на землю. Помчался он со всех своих восьми ног. Здорово так, сразу видно, что не весь ещё вымотался. Осталось ещё паутины на сеть — комаров ловить. Пусть ловит: кусаются комары здорово!

Время

Никогда я раньше не думал о времени. Идёт оно неслышно, течёт невидно. Час за часом, день за днём. Смотришь, уж и суббота, а там воскресенье. Ну и хорошо, что суббота и воскресенье!
Смотреть на часы или заглядывать в календарь — это ещё не значит понимать время.
Думать о времени меня научили… мыши и дятлы.
Встречаю я их в лесу весь год. Вся их жизнь на моих глазах.
У птиц и зверюшек тоже есть свои причуды. Вот мышь-полёвка. Эта до невозможности чистоплотная. Моется после еды и перед едой, моется перед сном и после сна. Зевнёт — помоется, чихнёт — помоется, почешется помоется. После игры моется, после драки моется. В жару моется, в холод моется. Вымоется и помоется.
Или летучая мышь. Эта любит поспать. Всю зиму спит беспробудно сразу полгода! Потом от восхода до заката спит. А по ночам как повезёт: чуть дождь — спит, ветер — спит, холодно — спит. Выспится и дремлет.
Ну а дятлы — работяги. Уткнутся носом в дерево и долбят. Зима ли, лето — долбят. От зари до зари. В вёдро и в непогоду. Круглый год; как только носы не сломают!
Одни моются, другие спят, третьи долбят. Час за часом, день за днём. Так незаметно, а если прикинуть? И выйдет, что полёвка полжизни моется, дятел три четверти жизни долбит, а летучая мышь живёт только двадцатую часть своей мышиной жизни — остальное время спит!
Заставили меня мыши время считать. А вдруг и я только и делаю, что сплю да долблю. И очень просто!

Инна Бухарова
Конспект занятия: «Пересказ рассказа Николая Сладкова «Осень на пороге».

Пересказ рассказа Н . Сладкова «Осень на пороге » .

Цели : Коррекционно-образовательные :

учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинный материал, систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период ; активизировать словарь по теме «Осень » ;

Коррекционно-развивающие :развивать память, внимание, мышление, связную речь, общую моторику.

Коррекционно-воспитательная : воспитывать у детей способность понимать и чувствовать настроение героев произведения,воспитывать умение слушать педагога и товарищей.

Оборудование : текст рассказа Н . Сладкова «Осень на пороге » , игрушка-ворон, картинки : белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, журавль.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Послушайте загадку :

Солнцу теплому не верьте -

Впереди метели .

В золотистой круговерти

Листья полетели.

Это я пришла с дождями,

Листопадом и ветрами. (Осень )

2. Основной момент.

1) Объявление темы.

Дети, к нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляю на столик игрушку ворон) Он принес нам осеннюю интересную историю .

Из рассказа мудрого Ворона мы узнаем, как лесные жители готовятся к приходу осени и осенним холодам .

2). Чтение рассказа «Осень на пороге » .

(Выставляю картинки по ходу рассказа ) .

Осень на пороге .

Жители леса! - закричал утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога , всели к ее приходу готовы?

Как эхо донеслось из леса : - Готовы, готовы, готовы.

А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?

Откликнулись звери :

Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся !

Мы, барсуки, еноты, в теплые норы спрячемся!

Мы, ежи, медведи, сном крепким уснем!

Мы, ласточки и скворцы в тёплые края улетим!

3) Беседа по рассказу .

О каком времени года говорилось в рассказе ?

Кто задавал вопросы жителям леса?

Кого проверял Ворон?

Как приготовились к зиме лисицы зайцы,

Как еноты и барсуки? Как ежи и медведи? Как готовятся птицы?

Почему же нужно готовиться к наступлению осенних холодов ?

4)Физкультминутка.

Листья осенние тихо кружатся ,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружится хотят.

5) Пересказ рассказа .

Снимаю картинки с доски и повторяю рассказ , вновь выставляя картинки.

6)Пересказ рассказ с опорой на картинки детьми .

3. Итог занятия . Оценка работы детей.

Дети, кто прилетал к вам в гости?

Как готовятся звери и птицы к зиме?

А почему нужно готовиться к наступлению осени ?

Молодцы! Вы сегодня постарались. Занятие окончено . Отдыхайте.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» Задачи. 1. Образовательные: -учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественные текст; -отвечать на вопросы полными.

Цель: Учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки. Систематизировать знания детей о выращивании и посеве семян в огороде. Активизировать.

Конспект занятия развитию речи. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка» Тема занятия: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка». Мультимедийная разработка непосредственно образовательной деятельности «Речевое.

Конспект НОД по художественной литературе в старшей группе, пересказ рассказа «Лиса и рак» Пересказ рассказа «Лиса и рак» Интеграция образовательных областей. Познание,Коммуникация,Чтение художественной литературы, социализация.

НОД по развитию речи «Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж» Занятие по развитию речи. Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж». Цель: Развитие у детей умения выразительно пересказывать текст точно, последовательно.

Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках» Конспект НОД Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках».

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа «Березовые листья» Конспект НОД по развитию связной речи Пересказ рассказа «Березовые листья» Цели: Образовательные: учить пересказывать рассказ, учить логическому.

Рассказ про осень. Рассказ про лесных жителей. Рассказ о мире живой природы осенью, рассказ о лесной жизни. Рассказ для младших школьников. Рассказ для внеклассного чтения. Рассказ для чтения в начальной школе.

Николай Сладков. Осень на пороге

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

— Готовы, готовы, готовы...

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

— Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем!

— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

— А мы, дрозды, на рябину навалимся!

— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

— А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы

в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

Тема: Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа (магнитной доски).

Цели:

Коррекционно-образовательная:

Учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.

Коррекционно-развивающие:

Систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;

Активизировать словарь по теме «Осень»;

Закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.

Оборудование: текст рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» (адаптированный)*, картинки для фланелеграфа: ворон, белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, скворец.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. Тютчева, А. Толстого, П. Плещеева, А. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее).

Ход занятия . Организационный момент.

Логопед: К нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляет на доску картинку или игрушку.) Он принес нам интересную историю.

2. Объявление темы.

Логопед: Послушайте стихотворение: Все деревья облетели, Зеленеют только ели. Днем и ночью дождик льет, Грязь и лужи у ворот. Когда это бывает? (Осенью.) А из рассказа мудрого Ворона мы узнаем, как лесные жители готовятся к приходу осени и осенним холодам.

3. Игра «Один - много».

Логопед выставляет картинки на доску и просит назвать их по образцу. Это заяц, а это - зайцы. Много зайцев.

Енот - еноты - много енотов.

Лиса - лисы - много лис.

Еж - ежи - много ежей.

Белка - белки - много белок.

Медведь - медведи - много медведей.

Барсук - барсуки - много барсуков.

Птица - птицы - много птиц.

4. Рассказ логопеда (Выкладывание картинок по ходу рассказа).

Логопед: Мудрый Ворон расскажет вам о том, как звери в лесу готовятся к приходу осени.

Осень на пороге

Жители леса! - закричал утром мудрый Ворон.- Осень у лесного порога, всели к ее приходу готовы?

Как эхо донеслось из леса: - Готовы, готовы, готовы...

А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?

Откликнулись звери:

Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

Мы, барсуки, еноты, в теплые норы спрячемся!

Мы, ежи, медведи, сном беспробудным уснем!

Мы перелётные птицы в тёплые края улетим!

5. Беседа по рассказу.

Логопед: О каком времени года говорилось в рассказе? Кто задавал вопросы жителям леса? Кого проверял Ворон? (Дети отвечают, опираясь на картинки, выставленные на фланелеграфе.) Как приготовились к зиме зайцы, лисицы и белки? Как барсуки и еноты? Как ежи и медведи? Как перелетные птицы? А почему нужно готовиться к наступлению осени? (Потому что наступает холодная пора.)

6. Пересказ рассказа.

Логопед снимает картинки с фланелеграфа и повторяет рассказ, вновь выставляя картинки. Затем рассказ с опорой на картинки пересказывает кто-то из детей.

Физкультминутка «Осень». Выполнение движений по тексту стихотворения.

Туча небо кроет, Солнце не блестит,

Взмахи руками над головой.

Ветер в поле воет,

Изображают рупор.

Дождик моросит.

Взмахи руками перед собой.

Воды зашумели Быстрого ручья,

Топают ногами на месте.

Птички улетели

В теплые края.

А.Плещеев

Изображают улетающих птичек

После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько пересказов. Можно усложнить задание, убрав некоторые картинки, например: зайцев, лис и белок или ежей и медведей. Возможен вариант, когда ребенок, рассказывая, сам выставляет картинный материал.

7. Итог занятия.

Логопед (подводит итог занятия): Кто прилетал к вам в гости? Как готовятся к зиме зайцы, лисы и белки? А ежи и медведи? А перелетные птицы?


 


Читайте:



Что можно продать доте 2

Что можно продать доте 2

Каждый, кто хотя бы поверхностно знаком с механикой Dota 2, знает - предметы играют декоративную роль и не улучшают умения или способности...

Народные промыслы россии презентация к уроку на тему Информация о народных промыслах презентация

Народные промыслы россии презентация к уроку на тему Информация о народных промыслах презентация

Серебро – химический элемент периодической системы Д.И.Менделеева, имеющий атомный номер 47 – обозначается символом Ag (лат. Argentum).Серебро –...

Принципы организации финансов корпораций (организаций)

Принципы организации финансов корпораций (организаций)

Организация финансов корпораций (организаций) строится на определенных принципах: 1. Хозяйственная самостоятельность (самоуправление); 2....

Характеристика сотрудника с места работы, как написать, скачать примеры

Характеристика сотрудника с места работы, как написать, скачать примеры

Рассмотрим образец характеристики на рабочего с места работы - документ, характеризующий профессиональные качества сотрудника. Как и кто должен...

feed-image RSS