Главная - Бизнес идеи
Подводная лодка 955. Пятый ракетоносец проекта "борей" и четвертый "ясень" станут основой вмф рф

Пока военный мир переваривает появление у России революционных танков "Армата" и другой сухопутной техники, отечественный оборонно-строительный комплекс продолжает строительство атомных подводных ракетоносцев проекта 955А "Борей", каждый из которых опасней танковой армии. В декабре 2014 года на стапелях "Севмаша" была заложена шестая субмарина этого класса, первые три крейсера: "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах", - вошли в состав Северного и Тихоокеанского флотов. Мы узнали, как устроены подводные ракетоносцы.

Как и положено стратегическим подлодкам, "Бореи" несут службу незаметно. Атомные ракетоносцы являются оружием ответного удара, поэтому скрытность - не менее важное их оружие, чем межконтинентальные баллистические ракеты. Основным предназначением "Бореев" является выход при получении приказа в нужный район и запуск ракет, поэтому малозаметность для них - ключевая характеристика.

Основным методом обнаружения подлодок является гидроакустический - звук в воде распространяется вчетверо быстрее, чем в воздухе, и почти без потерь. Так что лучше всего спрятан тот корабль, который меньше шумит. По этому показателю "Бореи" превосходят основную стратегическую подлодку ВМС США типа "Огайо" - уровень шума 93 и 102 децибела соответственно.

Подлодки проекта 955 имеют впятеро меньшую шумность, чем современные субмарины классов "Щука-Б" и "Антей", - рассказал в свое время Андрей Дьячков, бывший директор ЦКБ "Рубин", где проектировались "Бореи".

Оборудование российского атомного подводного крейсера установлено на амортизаторах, внешний корпус покрыт резиновым шумопоглощающим слоем, надстройка обтекаемой формы. Имеются и активные системы снижения акустической заметности.

Другое важное средство защиты подлодок - услышать противника раньше, чем он услышит тебя. Гидроакустический комплекс "Борея" позволяет обнаруживать вражеские корабли на расстоянии в полтора раза большем, чем аналогичные системы самых совершенных американских подлодок класса "Вирджиния", не говоря уже об "Огайо". ГАК российского крейсера является единым цифровым комплексом, решающим как основные задачи: обнаружение и классификация целей, гидроакустическая связь, - так и вспомогательные: измерение толщины льда, поиск полыней и разводий, обнаружение мин и торпед.

Ударным оружием подлодки являются 16 или 20 - в зависимости от модификации - межконтинентальных баллистических ракет "Булава-30" с дальностью полета восемь тысяч километров. Каждая ракета оснащена комплексом преодоления противоракетной обороны, системой радиоэлектронной борьбы и несет 10 термоядерных боевых блоков индивидуального наведения. Для решения других задач крейсер оснащен торпедами, ракетоторпедами и крылатыми ракетами.

Управление субмариной полностью автоматизировано, а срок ее автономного плавания ограничен лишь запасом провизии. Теоретически "Борей" может не подниматься на поверхность десятилетиями: энергетические установки, системы регенерации воздуха, подачи и очистки воды рассчитаны на такие сроки.

При аварийной ситуации экипаж подлодки из 107 человек переходит в пятиэтажную спасательную камеру, где каждому приготовлена теплая одежда, вода и питание. В камере морякам предстоит дрейфовать до прибытия помощи, поэтому конструкторы позаботились, чтобы каждому хватило места.

Четвертая подлодка проекта 955 "Князь Владимир" будет передана Военно-морскому флоту в 2017 году. Всего Министерство обороны планирует построить 10 ракетоносцев класса "Борей" к 2020 году.

АПЛ проекта 955 (шифр "Борей") / Фото: Пресс-служба МО РФ

Пятая стратегическая атомная подлодка "Князь Олег" (класс "Борей") и четвертая многоцелевая подводная лодка "Красноярск" (класс "Ясень") в ближайшие десятилетия смогут стать основой военно-морского флота, заявил замминистра обороны РФ Юрий Борисов.

В воскресенье, в День ВМФ России, в Северодвинске проходит церемония закладки сразу двух атомных подводных ракетоносцев - пятой стратегической АПЛ класса "Борей" "Князь Олег" (проект 955А, шифр "Борей") и четвертой многоцелевой АПЛ "Красноярск" (проект 885М, шифр "Ясень").


Юрий Борисов / Фото: Пресс-служба МО РФ


"Я думаю, что эти корабли в ближайшие десятилетия будут составлять основу ВМФ и гарантированно обеспечивать обороноспособность и безопасность нашего государства", - сказал Ю. Борисов журналистам после торжественной церемонии закладки подлодок на заводе "Севмаш" в Северодвинске. По его словам, "контракт наполнен реальными деньгами, предприятия имеют реальные производственные мощности и кадровый потенциал".

Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что пятый "Борей" и четвертый "Ясень" будут созданы в срок. ВМФ России располагает сейчас 60 подлодками, порядка 10 из которых являются стратегическими атомными, более 30 многоцелевыми атомными, остальные дизельные и специального назначения.

Техническая справка


Подводные лодки проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО SSBN «Borei») — серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения. По состоянию на 23 декабря 2013 года головной корабль - «Юрий Долгорукий» - вошёл в состав Северного флота, второй корабль - «Александр Невский» - зачислен в состав Тихоокеанского флота, третий корабль - «Владимир Мономах» - проходит государственные испытания, четвертый корабль - «Князь Владимир» - находится в стадии постройки.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора В. А. Здорнова. Подводные крейсеры класса «Борей» создаются, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО).

Подводные крейсеры класса «Борей» разрабатываются под твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» (РСМ-56). 9 ноября 2011 года в СМИ объявлено о подписании между Минобороны России и Объединенной Судостроительной Корпорацией контракта на разработку ПЛАРБ пр.955А «Борей» (ЦКБМТ «Рубин»). Сумма контракта на разработку 39 млрд руб.

В них будет улучшена обитаемость экипажа, живучесть. «Бореи» являются первыми Российскими АПЛ где движение осуществляется с помощью одновального водометного движительного комплекса с высокими пропульсивными характеристиками. Подводные лодки проекта оснащены системой спасения - всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера расположена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ. Также ПЛ оснащены спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 шт.

Проект имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием.

Тип корабля РПКСН
Обозначение проекта 955 «Борей»
Разработчик проекта ЦКБ МТ «Рубин»
Классификация НАТО Borei class (Dolgorukiy class)
Скорость , узлов
надводная 15
подводная 29
Глубина погружения, м
рабочая 400
предельная 480
Автономность плавания, суток 90
Экипаж, человек 107, в том числе 55 офицеров
Стоимость, млн долл 713
Водоизмещение, т
надводное 14 720
подводное 24 000
Длина наибольшая (по КВЛ), м 170
Ширина корпуса наиб., м 13,5
Средняя осадка (по КВЛ), м 10
Силовая установка ОК-650В
Мощность силовой установки, Мвт 190
ПТУ с ГТЗА гребной вал водомётный движитель
Вооружение:
торпедно-минное вооружение 6ТАx533мм + 6СГАПДx324 мм, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты
ракетное вооружение 16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛ Р-30 (SS-NX-30) «Булава»
Количество ракет, шт:
проект 955 16
проект 955А 16

Техническая справка



Подводные лодки проекта 885 (0885) «Ясень» - проект российских многоцелевых атомных подводных лодок c крылатыми ракетами (МПЛАТРК) четвёртого поколения. Создание облика АПЛ четвёртого поколения началось ещё в 1977 году. На смену сразу нескольким типам лодок (ПЛАТ, МПЛАТРК, противоавианосные ПЛАРК) планировалось создать единую многоцелевую лодку, способную решать максимально широкий круг задач.

bastion-karpenko.ru

Проектировщиком нового типа подводных лодок стало Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», уже имевшее опыт создания проектов многоцелевых подводных лодок. Главным конструктором стал Владимир Пялов. Техзадание на проект 885 предусматривало создание многоцелевой АПЛ, которая ни в чем не должна была уступать американской серии Seawolf - подлодкам 4-го поколения, которые в США вводили в строй в конце 1980-х.

Проект 885 был завершен в ленинградском СПМБМ «Малахит» к 1990 году. Лодка имела выдающиеся на то время характеристики. В проекте она оказалась менее шумной, чем «Морской волк», имела более мощное вооружение и большую глубину погружения. Для увеличения скрытности, в частности снижения уровня шума, создано новое поколение корабельной энергетики, малошумное оборудование корабельных систем и средства акустической защиты лодки.

АПЛ проекта 885 (0885) "Ясень" / Фото: bastion-karpenko.ru

АПЛ проекта 885 (0885) "Ясень" / Фото: bastion-karpenko.ru


Крылатые ракеты «Калибр» и «Оникс» большой дальности, торпеды, ракето-торпеды и мины являются основным оружием атомной подводной лодки «Северодвинск». Универсальный ударный комплекс, помимо торпедных аппаратов, включает еще и вертикальные пусковые установки крылатых ракет. 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм расположены под углом побортно в районе рубки и ограждения выдвижных устройств. За ограждением находятся 8 вертикальных ракетных шахт, в каждой из которых размещается по 4 ракеты.

Возможность комбинирования ракетного вооружения дает гибкость в выполнении боевых задач – от поражения наземных целей до борьбы с субмаринами и уничтожения всех типов надводных кораблей сверхзвуковыми противокорабельными ракетами и торпедами. 21 декабря 1993 года проект 885 под заводским номером 160 заложили на Северодвинском машиностроительном предприятии. Назвали лодку в честь города, где она строилась. 15 июня 2010 года головной корабль проекта «Северодвинск» спущен на воду.

Запуск ракеты «Калибр» / Фото: bastion-karpenko.ru

12 сентября 2011 года лодка впервые вышла в море на ходовые испытания. Первые испытательные пуски ракет с «Северодвинска» состоялись в декабре 2011 года. Тогда подлодка осуществила бросковый запуск ракет «Калибр». В 2012 году атомная подводная лодка (АПЛ) «Северодвинск» проекта 885 в ходе госиспытаний в Белом море успешно выполнила стрельбу новейшей крылатой ракетой по морской цели.

Головная многоцелевая АПЛ «Северодвинск» в рамках государственных испытаний из подводного положения осуществила пуск морской сверхзвуковой крылатой ракеты по морской цели в акватории Белого моря. Цель была успешно поражена. Подлодка стреляла крылатой ракетой ракетного комплекса «Калибр».

23 ноября 2012 года впервые выполнена испытательная ракетная стрельба ракетным комплексом “Калибр” из подводного положения подводной лодкой “Северодвинск” также на максимальную дальность – 1,4 тыс. километров по береговой цели. В ходе государственных испытаний 6 ноября 2013 года атомная подводная лодка проекта «Ясень» 885 «Северодвинск» впервые провела пуск сверхзвуковой противокорабельной ракеты «Оникс».

В 2013 году АПЛ выполнила в соответствии с программой испытаний 4 выхода, начав навигацию 30 мая, что является своеобразным рекордом для полигонов Белого моря. Все выходы прошли успешно, предусмотренные планом объемы испытаний выполнены полностью с подтверждением ТТХ вооружения и военной техники, установленных на АПЛ, в том числе скоростных и маневренных характеристик, а также всех технических параметров главной энергетической установки. Всего же в период 2011 – 2013 гг.

АПЛ проекта 885 (0885) "Ясень" / Фото: bastion-karpenko.ru

АПЛ совершила 14 выходов на заводские ходовые испытания, причем такой большой объем испытаний обусловлен объективно значительной новизной проекта, большим количеством опытных образцов вооружения и боевой техники, необходимостью полного подтверждения очень высоких требований ВМФ к головной АПЛ IV Поколения по всем аспектам. 30 декабря 2013 года головная многоцелевая АПЛ 4-го поколения К-560 «Северодвинск» была передана ВМФ для опытной эксплуатации.

АПЛ проекта 885 (0885) "Ясень" / Фото: bastion-karpenko.ru

Тактико-технические показатели

Водоизмещение,т:
нормальное 8500-9500
полное 11800 – 13800
Длина, м:
наибольшая 119-120,0
Ширина, м:
наибольшая 13,5-15,0
Осадка, м:
средняя 10,0
Полная скорость, узлов:
подводного хода 28-31
Экипаж, чел 85-90
Автономность, суток:
по запасам 100
Вооружение:
ракетный комплекс с КР «Яхонт», 3М54Э, 3М14Э
торпедные аппараты

Атомные подводные лодки проекта 955 «Борей» предназначены для нанесения ракетных ударов по стратегически важным военно-промышленным объектам противника.

История

На смену ракетным подводным крейсерам стратегического назначения проектов 667БДРМ и 941, постройка которых про­должалась до начала 90-х гг., в ЦКБ МТ «Рубин» в середине 80-х была начата разработка двух проектов перспективных РПКСН 4-го поколения под обозначением «Борей-1» (проект 955) и «Борей-2» (проект 935) под руководством Генерально­го Конструктора С.Н. Ковалева. Первый проект был рассчитан для несения тяжелого межконтинентального ракетного ком­плекса Д-31, а второй для комплекса Д-35, так и оставшихся на стадии проектирования. В 1990 году дальнейшую разра­ботку проекта 955 возглавил новый Главный Конструктор В.А. Здорнов. Не смотря на то, что «Борей-1» в начале 90-х фак­тически был готов к серийному производству, распад Советского Союза и проблемы с созданием комплекса Д-31 задержа­ли его закладку на 4 года. Всего, в рамках последнего советского судостроительного плана намечалась постройка 14 РПКСН проекта 955.

Длина АПЛ — 170 м.Максимальное подводное водоизмещение — 24 тысячи тонн. Скорость подводного хода — до 29 узлов Глубина погружения — до 400 м. Автономность — 90 суток. Экипаж — 107 человек.

В 1997 г. по причине недофинансирования работ по строительству новых АПЛ, а также в связи с серией неудачных испыта­тельных запусков новой ракеты, было принято решение о заморозке дальнейшей постройки К-535, которая на тот момент состояла, в основном, из разрозненных корпусных конструкций, оборудования и закладной секции. В сентябре 1998 года дальнейшая разработка ракетного комплекса «Барк» была остановлена, а для вооружения проекта 955 был объявлен кон­курс на разработку перспективного твердотопливного ракетного комплекса под обозначением «Булава». По итогам этого конкурса, в котором участвовал ГРЦ им. В.П. Макеева с проектом БР «Булава-45» и Московский институт теплотехники с ракетой «Булава-30», победителем был признан МИТ. Одновременно шли поиски возможностей для постройки головной лодки в отсутствие достаточного финансирования, контрагентского оборудования и даже корпусной стали. Перепроекти­рование велось в спешке и завершилось в первой половине 1999 года. Неуверенность в дальнейшем развитии событий от­носительно основного вооружения проекта 955 привела к тому, что некоторое время параллельно существовали два тех­нических проекта этого РПКСН: «Борей-А» с комплексом «Барк» и «Борей-Б» с комплексом «Булава». При этом были разра­ботаны два варианта, предусматривавших использование корпусных секций лодок других проектов. В первом варианте (проект 09550) использовался задел недостроенных многоцелевых АПЛ проекта 971, а во втором (проект 09552, Главный Конструктор И.Л. Баранов) задел также недостроенных ПЛАРК проекта 949Б. Для дальнейшей реализации был выбран про­ект 09550.

В 2000 году работы по постройке К-535 были возобновлены. Для этого блоки недостроенной многоцелевой АПЛ К-337 «Ку­гуар» были доставлены из цеха №50 в цех №55 Севмашпредприятия. Сдача головной лодки флоту планировалась, при этом, в 2006 году. 19 марта 2004 года по проекту 09550 был заложен второй РПКСН под наименованием К-550 «Александр Невский» с заводским номером 202. При его постройке был использован задел многоцелевой АПЛ К-333 «Рысь».

В 2005 году было завершено формирование корпуса «Юрия Долгорукого», а 19 марта 2006 года под наименованием «Влади­мир Мономах» была заложена третья лодка серии по несколько измененному проекту 09551 (заводской номер 203). В де­кабре 2009 года были начаты работы по постройке четвертой лодки проекта под наименованием "Святитель Николай".

15 апреля 2007 года состоялся вывод К-535 из цеха в плавдок, 12 февраля 2008 года лодка была спущена на воду, а 21 ноября того же года на ней был произведен физический пуск реактора. 17 марта 2009 года начались швартовые испыта­ния, с 19 июня по 10 июля того же года прошел первый этап ходовых испытаний, а в августе завершился их второй этап. Таким образом, проект 09550 стал первым реализованным российским проектом 4-го поколения.

Описание

Лодка выполнена по двухкорпусной схеме. Прочный корпус разделен на 8 отсеков. 1-й отсек является торпедным. Также в нем находится аппаратная выгородка гидроакустического комплекса, носовая дифферентная цистерна и носовая группа аккумуляторной батареи. Во 2-м отсеке расположен центральный пост, жилые и медицинские помещения, часть радио­электронного вооружения общекорабельных систем, таких как насосное оборудование, гидравлическая система, конди­ционеры, электрические преобразователи и аккумуляторную батарею. 3-й отсек вмещает в себя часть боевых постов, вспомогательное оборудование (холодильные машины, дизель-генераторы, холодильные машины, различные насосы и эле­менты системы воздуха высокого давления), часть аппаратного оборудования РЭВ, а также шахты и фундаменты подъем­но-мачтовых устройств. 4-й и 5-й - ракетный отсеки. Прочный корпус в их районе имеет максимальный диаметр. 6-й от­сек отведен под паропроизводящую установку, а также ее вспомогательное и насосное оборудование. Далее следуют 7-й турбинный отсек, 8-й отсек с вспомогательным оборудованием и румпельное отделение с гидравлическими приводами кормовых рулей. В междубортном пространстве корпуса размещены цистерны главного балласта и цистерны замещения ракет. Вместо большого количества шпигатов проницаемой надстройки, свойственных предыдущим проектам советских РПКСН, использованы всего два протяженных щелевых шпигата.

Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в аморти­зационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолиро­ван от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием.

Рабочая глубина погружения «Борея» составляет 380 м, а предельная - 450 м. Автономность - 90 суток.

Конструкция

Двухкорпусная. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм, обработка на прессах FUJICAR). Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на аммортизаторах и в аммортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной аммортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими аммортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус ПЛА покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вероятно, используются активные средства снижения шума. При создании первых трех лодок серии использован задел корпусов лодок пр.971, при создании же первых 6 корпусов вообще использован задел ПЛА предыдущих проектов.

ПЛ пр.955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛА пр.971 и пр.949А

Силовая установка

Главная энергетическая установка корабля включает энергетическое оборудование с паропроизводящей установкой (ППУ) ОК-650В тепловой мощностью 190 МВт и блочной паротурбинной установкой (ПТУ) «Азурит-90». Последняя включа­ет в себя главный турбозубчатый агрегат с однопроточной паровой турбиной и с эффективной системой влагоудаления из проточной части, маневровое устройство с блоком управления, планетарный двухступенчатый редуктор, автономные тур­богенераторы, встроенные пароэжекторные холодильные машины, гребной электродвигатель, виброизолирующую муфту, главный упорный подшипник, система автоматического регулирования частоты вращения вала и давления свежего пара, вспомогательные центробежные насосы и другое оборудование. Мощность ПТУ на валу составляет 43000 л.с., суммарная мощность автономного турбогенератора 7000 л.с. За счет этого достигается максимальная подводная скорость около 29 узл и надводная 15 узл.

В состав вспомогательной силовой установки входит резервный движительный комплекс с подруливающими устройствами в откидных колонках с погружными 2-х скоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. На бор­ту лодки установлен вспомогательный дизель-генератор АДГ-1000 мощностью 1000 л.с., на базе дизеля 8ДМ-21С.

Система спасения - всплывающая спасательная камера, рассчитанная на весь экипаж ПЛ. Находится за ракетным отсе­ком. Спасательные плоты класса КСУ-600Н-4 (5 шт).

Всплывающая спасательная камера ПЛ пр.955

Вооружение

16 х БРПЛ комплекса Д-30 / 3К30 "Булава" с ракетами Р-30 / SS-NX-30 разработки Московского Института Теплотехники. Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) разработки ГРЦ им. Макеева (г.Миасс). По неподтвержденным пока данным на ПЛАРБ пр.955У будет 20 пусковых шахт БРПЛ.

Для целей самообороны проект 955 оснащен восемью торпедными аппаратами. На проекте 09550 четыре ТА калибра 533 мм и четыре калибра 650 мм размещены в носовой части корпуса над главной антенной гидроакустического комплекса. В состав ракетно-торпедного вооружения входят многоцелевые электрические торпеды УГСТ, УСЭТ-80 и др., КРБД РК-55 «Гранат» или «Бирюза», ракеты ПЛРК «Водопад». Боезапас - до 40 единиц. Средства противодействия торпедному оружию и гидроакустическим средствам включают комплекс «Шлагбаум» с шестью 533-мм непроникающими ПУ в надстройке но­совой части корпуса.

Управление всеми корабельными системами и оборудованием осуществляется посредством автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) «Округ-55». В нее интегрированы все уровни систем вооружения, энергетической установки, систем всплытия-погружения, жизнеобеспечения и др.

Гидроакустический комплекс - МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей» («Иртыш-Амфора-Б») с конформной крупногабаритной основной антенной «Амфора» и цифровой обработкой сигналов с использованием цифровых библиотек системы автомати­ческой классификации целей «Аякс-М». Боковые конформные антенны большой площади. Буксируемая антенна ГАС в об­текателе вертикального оперения ПЛ.

8 х 533 мм носовых ТА (боезапас до 40 торпед УГСТ, УСЭТ-80 и др., КРБД РК-55 "Гранат" или "Бирюза", ракеты ПЛРК "Водопад"). Система подготовки ТА "Гринда"

Боекомплект - общий - не более 40 торпед, ракет, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин.

6 х 533 мм одноразовых неперезаряжаемых ПУ РЭПС-324 "Шлагбаум" запуска средств гидроакустического противодействия, расположена в надстройке (аналогично ПЛА пр.971). Боекомплект - 6 СГАПД:

МГ-104 "Бросок"

МГ-114 "Берилл"

Состав ГАК :

  • аппаратура шумопеленгования в звуковом диапазоне частот и аппаратура эхопеленгования (гидролокации):
  • носовая конформная пассивно-активная ГАС поиска и атаки, работающая на средних и низких частотах;
  • 2 бортовых конформных антенны большой протяженности;
  • аппаратура обнаружения гидроакустических сигналов работающих гидролокаторов (гидроакустической разведки) с ГАС обнаружения ГАС противника;
  • защищенная звукоподводная система передачи тактических данных аналогичная аппаратуре звукоподводной связи "Структура". Аппаратура госопознавания;
  • аппаратура шумопеленгования в низком звуковом диапазоне частот с использованием буксируемой протяженной ан­тенны;
  • аппаратура классификации целей "Аякс-М" с использованием цифровой библиотеки шумов;
  • ГАС миноискания;
  • ГАС измерения скорости звука в воде;
  • ГАС определения начала кавитации гребных винтов;
  • эхоледомер;
  • обнаружитель разводий во льдах;
  • обнаружитель полыней во льдах;

Атомные подводные лодки проекта 955 «Борей» предназначены для нанесения ракетных ударов по стратегически важным военно-промышленным объектам противника.

История

На смену ракетным подводным крейсерам стратегического назначения проектов 667БДРМ и 941, постройка которых про­должалась до начала 90-х гг., в ЦКБ МТ «Рубин» в середине 80-х была начата разработка двух проектов перспективных РПКСН 4-го поколения под обозначением «Борей-1» (проект 955) и «Борей-2» (проект 935) под руководством Генерально­го Конструктора С.Н. Ковалева. Первый проект был рассчитан для несения тяжелого межконтинентального ракетного ком­плекса Д-31, а второй для комплекса Д-35, так и оставшихся на стадии проектирования. В 1990 году дальнейшую разра­ботку проекта 955 возглавил новый Главный Конструктор В.А. Здорнов. Не смотря на то, что «Борей-1» в начале 90-х фак­тически был готов к серийному производству, распад Советского Союза и проблемы с созданием комплекса Д-31 задержа­ли его закладку на 4 года. Всего, в рамках последнего советского судостроительного плана намечалась постройка 14 РПКСН проекта 955.

Длина АПЛ — 170 м.Максимальное подводное водоизмещение — 24 тысячи тонн. Скорость подводного хода — до 29 узлов Глубина погружения — до 400 м. Автономность — 90 суток. Экипаж — 107 человек.

В 1997 г. по причине недофинансирования работ по строительству новых АПЛ, а также в связи с серией неудачных испыта­тельных запусков новой ракеты, было принято решение о заморозке дальнейшей постройки К-535, которая на тот момент состояла, в основном, из разрозненных корпусных конструкций, оборудования и закладной секции. В сентябре 1998 года дальнейшая разработка ракетного комплекса «Барк» была остановлена, а для вооружения проекта 955 был объявлен кон­курс на разработку перспективного твердотопливного ракетного комплекса под обозначением «Булава». По итогам этого конкурса, в котором участвовал ГРЦ им. В.П. Макеева с проектом БР «Булава-45» и Московский институт теплотехники с ракетой «Булава-30», победителем был признан МИТ. Одновременно шли поиски возможностей для постройки головной лодки в отсутствие достаточного финансирования, контрагентского оборудования и даже корпусной стали. Перепроекти­рование велось в спешке и завершилось в первой половине 1999 года. Неуверенность в дальнейшем развитии событий от­носительно основного вооружения проекта 955 привела к тому, что некоторое время параллельно существовали два тех­нических проекта этого РПКСН: «Борей-А» с комплексом «Барк» и «Борей-Б» с комплексом «Булава». При этом были разра­ботаны два варианта, предусматривавших использование корпусных секций лодок других проектов. В первом варианте (проект 09550) использовался задел недостроенных многоцелевых АПЛ проекта 971, а во втором (проект 09552, Главный Конструктор И.Л. Баранов) задел также недостроенных ПЛАРК проекта 949Б. Для дальнейшей реализации был выбран про­ект 09550.

В 2000 году работы по постройке К-535 были возобновлены. Для этого блоки недостроенной многоцелевой АПЛ К-337 «Ку­гуар» были доставлены из цеха №50 в цех №55 Севмашпредприятия. Сдача головной лодки флоту планировалась, при этом, в 2006 году. 19 марта 2004 года по проекту 09550 был заложен второй РПКСН под наименованием К-550 «Александр Невский» с заводским номером 202. При его постройке был использован задел многоцелевой АПЛ К-333 «Рысь».

В 2005 году было завершено формирование корпуса «Юрия Долгорукого», а 19 марта 2006 года под наименованием «Влади­мир Мономах» была заложена третья лодка серии по несколько измененному проекту 09551 (заводской номер 203). В де­кабре 2009 года были начаты работы по постройке четвертой лодки проекта под наименованием "Святитель Николай".

15 апреля 2007 года состоялся вывод К-535 из цеха в плавдок, 12 февраля 2008 года лодка была спущена на воду, а 21 ноября того же года на ней был произведен физический пуск реактора. 17 марта 2009 года начались швартовые испыта­ния, с 19 июня по 10 июля того же года прошел первый этап ходовых испытаний, а в августе завершился их второй этап. Таким образом, проект 09550 стал первым реализованным российским проектом 4-го поколения.

Описание

Лодка выполнена по двухкорпусной схеме. Прочный корпус разделен на 8 отсеков. 1-й отсек является торпедным. Также в нем находится аппаратная выгородка гидроакустического комплекса, носовая дифферентная цистерна и носовая группа аккумуляторной батареи. Во 2-м отсеке расположен центральный пост, жилые и медицинские помещения, часть радио­электронного вооружения общекорабельных систем, таких как насосное оборудование, гидравлическая система, конди­ционеры, электрические преобразователи и аккумуляторную батарею. 3-й отсек вмещает в себя часть боевых постов, вспомогательное оборудование (холодильные машины, дизель-генераторы, холодильные машины, различные насосы и эле­менты системы воздуха высокого давления), часть аппаратного оборудования РЭВ, а также шахты и фундаменты подъем­но-мачтовых устройств. 4-й и 5-й - ракетный отсеки. Прочный корпус в их районе имеет максимальный диаметр. 6-й от­сек отведен под паропроизводящую установку, а также ее вспомогательное и насосное оборудование. Далее следуют 7-й турбинный отсек, 8-й отсек с вспомогательным оборудованием и румпельное отделение с гидравлическими приводами кормовых рулей. В междубортном пространстве корпуса размещены цистерны главного балласта и цистерны замещения ракет. Вместо большого количества шпигатов проницаемой надстройки, свойственных предыдущим проектам советских РПКСН, использованы всего два протяженных щелевых шпигата.

Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в аморти­зационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолиро­ван от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием.

Рабочая глубина погружения «Борея» составляет 380 м, а предельная - 450 м. Автономность - 90 суток.

Конструкция

Двухкорпусная. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм, обработка на прессах FUJICAR). Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на аммортизаторах и в аммортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной аммортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими аммортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус ПЛА покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вероятно, используются активные средства снижения шума. При создании первых трех лодок серии использован задел корпусов лодок пр.971, при создании же первых 6 корпусов вообще использован задел ПЛА предыдущих проектов.

ПЛ пр.955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛА пр.971 и пр.949А

Силовая установка

Главная энергетическая установка корабля включает энергетическое оборудование с паропроизводящей установкой (ППУ) ОК-650В тепловой мощностью 190 МВт и блочной паротурбинной установкой (ПТУ) «Азурит-90». Последняя включа­ет в себя главный турбозубчатый агрегат с однопроточной паровой турбиной и с эффективной системой влагоудаления из проточной части, маневровое устройство с блоком управления, планетарный двухступенчатый редуктор, автономные тур­богенераторы, встроенные пароэжекторные холодильные машины, гребной электродвигатель, виброизолирующую муфту, главный упорный подшипник, система автоматического регулирования частоты вращения вала и давления свежего пара, вспомогательные центробежные насосы и другое оборудование. Мощность ПТУ на валу составляет 43000 л.с., суммарная мощность автономного турбогенератора 7000 л.с. За счет этого достигается максимальная подводная скорость около 29 узл и надводная 15 узл.

В состав вспомогательной силовой установки входит резервный движительный комплекс с подруливающими устройствами в откидных колонках с погружными 2-х скоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. На бор­ту лодки установлен вспомогательный дизель-генератор АДГ-1000 мощностью 1000 л.с., на базе дизеля 8ДМ-21С.

Система спасения - всплывающая спасательная камера, рассчитанная на весь экипаж ПЛ. Находится за ракетным отсе­ком. Спасательные плоты класса КСУ-600Н-4 (5 шт).

Всплывающая спасательная камера ПЛ пр.955

Вооружение

16 х БРПЛ комплекса Д-30 / 3К30 "Булава" с ракетами Р-30 / SS-NX-30 разработки Московского Института Теплотехники. Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) разработки ГРЦ им. Макеева (г.Миасс). По неподтвержденным пока данным на ПЛАРБ пр.955У будет 20 пусковых шахт БРПЛ.

Для целей самообороны проект 955 оснащен восемью торпедными аппаратами. На проекте 09550 четыре ТА калибра 533 мм и четыре калибра 650 мм размещены в носовой части корпуса над главной антенной гидроакустического комплекса. В состав ракетно-торпедного вооружения входят многоцелевые электрические торпеды УГСТ, УСЭТ-80 и др., КРБД РК-55 «Гранат» или «Бирюза», ракеты ПЛРК «Водопад». Боезапас - до 40 единиц. Средства противодействия торпедному оружию и гидроакустическим средствам включают комплекс «Шлагбаум» с шестью 533-мм непроникающими ПУ в надстройке но­совой части корпуса.

Управление всеми корабельными системами и оборудованием осуществляется посредством автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) «Округ-55». В нее интегрированы все уровни систем вооружения, энергетической установки, систем всплытия-погружения, жизнеобеспечения и др.

Гидроакустический комплекс - МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей» («Иртыш-Амфора-Б») с конформной крупногабаритной основной антенной «Амфора» и цифровой обработкой сигналов с использованием цифровых библиотек системы автомати­ческой классификации целей «Аякс-М». Боковые конформные антенны большой площади. Буксируемая антенна ГАС в об­текателе вертикального оперения ПЛ.

8 х 533 мм носовых ТА (боезапас до 40 торпед УГСТ, УСЭТ-80 и др., КРБД РК-55 "Гранат" или "Бирюза", ракеты ПЛРК "Водопад"). Система подготовки ТА "Гринда"

Боекомплект - общий - не более 40 торпед, ракет, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин.

6 х 533 мм одноразовых неперезаряжаемых ПУ РЭПС-324 "Шлагбаум" запуска средств гидроакустического противодействия, расположена в надстройке (аналогично ПЛА пр.971). Боекомплект - 6 СГАПД:

МГ-104 "Бросок"

МГ-114 "Берилл"

Состав ГАК :

  • аппаратура шумопеленгования в звуковом диапазоне частот и аппаратура эхопеленгования (гидролокации):
  • носовая конформная пассивно-активная ГАС поиска и атаки, работающая на средних и низких частотах;
  • 2 бортовых конформных антенны большой протяженности;
  • аппаратура обнаружения гидроакустических сигналов работающих гидролокаторов (гидроакустической разведки) с ГАС обнаружения ГАС противника;
  • защищенная звукоподводная система передачи тактических данных аналогичная аппаратуре звукоподводной связи "Структура". Аппаратура госопознавания;
  • аппаратура шумопеленгования в низком звуковом диапазоне частот с использованием буксируемой протяженной ан­тенны;
  • аппаратура классификации целей "Аякс-М" с использованием цифровой библиотеки шумов;
  • ГАС миноискания;
  • ГАС измерения скорости звука в воде;
  • ГАС определения начала кавитации гребных винтов;
  • эхоледомер;
  • обнаружитель разводий во льдах;
  • обнаружитель полыней во льдах;
 


Читайте:



Лицевые счета сотрудников по заработной плате

Лицевые счета сотрудников по заработной плате

Автоматическое заполнение типовых форм документов Печать документов с изображением подписи и печати Фирменные бланки с вашим логотипом и...

Оквэд ремонт компьютерной техники

Оквэд ремонт компьютерной техники

Предпринимательская деятельность является сложным процессом, который влияет на экономические показатели всей страны. Именно поэтому в интересах...

Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке Сказки Пушкина: Сказка о рыбаке и рыбке

Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке Сказки Пушкина: Сказка о рыбаке и рыбке

Жил старик со своею старухой у самого синего моря… Прослушать Сказку о рыбаке и рыбке Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили...

Состояние опьянения: процедура отстранения от работы

Состояние опьянения: процедура отстранения от работы

Е.Ю. Забрамная, юрист, к. ю. н. Наказываем за пьянство на работе Как зафиксировать появление сотрудника на работе в состоянии опьянения и...

feed-image RSS