Войти
s-lub » Новости » Seo новости » Сколько фрилансер может отсудить у заказчика, если его работу использовали без спроса?

Сколько фрилансер может отсудить у заказчика, если его работу использовали без спроса?

0 121 admin 02-07-2020 09:13 Seo новости

Сколько фрилансер может отсудить у заказчика, если его работу использовали без спроса?Реальный случай. Интернет-магазин использовал фотографии, сделанные фрилансером, без разрешения. Суд постановил выплатить автору компенсацию более 2 млн. рублей. Максимальный же штраф в России за нарушение авторских прав составляет 5 млн. рублей.

Как взыскать деньги с заказчиков, которые без спроса использовали вашу работу? Об этом мы сегодня беседуем с Дарьей Кочетовой – выпускницей юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, специалистом в области авторского права с опытом работы более 12 лет, членом Адвокатской палаты Санкт-Петербурга.

Дарья, расскажите, пожалуйста, какая ответственность предусмотрена за нарушение авторских прав в Интернете? И какую сумму может взыскать владелец авторских прав с лица, которое их нарушило? Например, опубликовало текст на сайте или иллюстрацию без разрешения?

В целом, в отношении нарушений в сети Интернет не предусмотрено какой-то особенной ответственности. Применяются общие положения, которые действуют и для нарушителей «оффлайн». Хотя есть отдельные нюансы процесса. Например, можно в качестве обеспечительных мер добиться предварительной (до разрешения дела по существу) блокировки сайта нарушителя.

Если же говорить о сумме компенсации за нарушение авторских прав, то законом установлено три способа ее определения:

  • в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, в зависимости от обстоятельств нарушения.
  • в размере двукратной стоимости лицензии на аналогичное использование произведения.
  • в размере двукратной стоимости контрафактных (то есть незаконно изготовленных) экземпляров произведения.

Чаще всего применяется первый вариант расчета, поскольку для применения двух остальных требуется наличие определенных обстоятельств. Например, если автор начинающий, то у него, скорее всего, еще нет практики продажи лицензий на использование своих произведений, а соответственно ему будет сложно подтвердить стоимость такой лицензии для использования второго из указанных способов расчета компенсации. Для третьего способа расчета необходимо иметь информацию о том, сколько всего было создано контрафактных экземпляров произведения, а эта информация далеко не всегда доступна автору.

Что касается компенсации, взыскиваемой в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, то на практике суммы взысканий бывают самыми разными даже по схожим делам, поскольку сумму в конечном итоге определяет суд по своему усмотрению. Конечно, суд обязан при этом принимать во внимание обстоятельства дела (условно, «тяжесть» нарушения), однако у всех свои представления о том, какая конкретно сумма может являться соразмерной тем или иным обстоятельствам нарушения. В любом случае, следует понимать, что если у вас используется только одно произведение и его использование не имеет масштабного характера, то реальная сумма взыскания, скорее всего, будет гораздо ближе к нижней границе (то есть к 10 000 рублей), нежели к верхней.

Насколько перспективны такие дела в суде и насколько сложно взыскать компенсацию с заказчика, решившего использовать труд фрилансера без оплаты? Можете ли рассказать о каком-либо случае из практики?

В данном случае следует различать ситуации, когда заказчик использует результат работы фрилансера по договору (но без своевременной оплаты или с неполной оплатой) и когда такое использование осуществляется в отсутствии договора.

В первой ситуации нет нарушения авторских прав – есть нарушение права автора на получение вознаграждения, которое у него возникает в связи с исполнением заключенного с заказчиком договора. И в данном случае определяющим является тот момент, может ли автор доказать факт надлежащего исполнения договора со своей стороны. Если да, то взыскание задолженности с заказчика, как правило, не составляет особого труда.

Если же между лицом, использующим произведение, и автором такого произведения договор отсутствует, мы можем вести речь о нарушении авторских прав. В данной ситуации автору требуется доказать, что именно он является автором данного произведения, а также то, что его использует ответчик. Если автор может подтвердить данные обстоятельства, то ответчик, не имеющий законных оснований для использования произведения, будет обязан выплатить автору установленную судом компенсацию.

Также следует понимать, что положительное решение суда – это зачастую только половина победы. Реальное получение денег зависит от того, располагает ли ответчик требуемой суммой либо имуществом, на которое можно обратить взыскание. Процесс исполнения уже вступившего в силу решения суда зачастую не менее сложен, чем процесс судебный.

В моей практике был случай, когда фотографу при трудоустройстве предложили в качестве проверки его мастерства отфотографировать определенный ассортимент одежды для каталога. Договор с фотографом не заключался. Работу фотограф выполнил, однако потенциальный работодатель сообщил, что на работу его нанимать не планирует. И все бы ничего, но несостоявшийся работодатель все же решил использовать предоставленные ему фотографии для создания Интернет-каталога. Данные действия суд счел нарушением авторских прав фотографа и вынес решение о взыскании компенсации в размере более 2 миллионов рублей (в связи с большим количеством использованных фотографий).

На что может распространяться авторское право? Например, может ли объектом авторского права выступать дизайн сайта, программный код, идеи постов для социальных сетей?

Авторское право распространяется на любые результаты творческой деятельности человека, которые получили какое-то конкретное воплощение (зафиксированы в какой-либо объективной форме, позволяющей осуществить их восприятие и повторение). Музыка, танец, текст, рисунок, фотография, дизайн, скульптура, да практически все, что угодно. Перечень объектов авторского права, установленный законом, не является закрытым. В судебной практике можно встретить положительные решения даже по таким «экзотическим» объектам, как, например, креативный макияж.

Дизайн сайта и компьютерные программы являются объектами авторского права. А вот идеи как таковые авторским правом не охраняются – им будет охраняться только конкретный текст публикации. Но при этом другие лица могут написать свой собственный текст с аналогичной идейной составляющей, и это не будет считаться нарушением.

Что порекомендуете сделать фрилансеру, чтобы потом иметь возможность обратиться в суд в случае нарушения авторских прав? Нужно ли сохранять переписку с клиентом, заключать какой-то договор, заверять свои произведения у нотариуса или что-то еще?

Безусловно, есть смысл заключать договор. В нем необходимо описать, какую именно работу будет делать фрилансер, в какие сроки, какие требования к ней предъявляются, каков порядок приемки результата работы (например, некоторые дизайнеры, разрабатывающие дизайн на заказ, предусматривают в договоре с заказчиком, что последний вправе требовать внести изменения в подготовленный эскиз не более определенного количества раз – чтобы процесс приемки не превращался в бесконечные указания изменить то да это). В этом же договоре описывается и порядок оплаты работы фрилансера, а также возможно установить определенные штрафные санкции (пени, например) за отсутствие своевременной оплаты работы.

Сохранять переписку также никогда не бывает лишним, так как она может содержать в себе дополнительные доказательства – особенно, если характер работы подразумевает долгие дистанционные согласования и передачу результатов онлайн.

А вот заверять свои произведения у нотариуса нет необходимости: авторское право возникает непосредственно с того момента, как произведение было создано. Автору не нужно как-либо его регистрировать, подавать заявление в какие-либо органы или выполнять иные формальности для того, чтобы признаваться автором и иметь авторские права.

Многие бояться обращаться в суд, считая, что это займет много времени и будет стоить дорого, либо имеет мало перспектив. Есть ли основания для таких опасений и как на практике проходят такие процессы? Нужно ли заявителю участвовать в них или можно поручить всю работу адвокату?

Безусловно, судебный процесс с участием в нем профессионального юриста – это дорого, как и любая квалифицированная работа. То, что это занимает продолжительное время, тоже верно. Перспективы у всех дел разные и в данном случае можно лишь рекомендовать получить предварительную юридическую консультацию, чтобы правильно эти перспективы оценивать и принять взвешенное решение относительно своих дальнейших действий. Но следует также понимать, что далеко не все зависит от профессиональных действий адвоката. Конечно, участие в деле квалифицированного представителя существенно повышает шансы на успех, однако не дает гарантии того, что процесс будет точно вами выигран, и тем более никак не гарантирует реальное взыскание присужденных денег. Так что это в некотором роде лотерея.

Да, конечно, если автор сам не жаждет принимать участие в судебных баталиях, он может выдать доверенность представителю, который будет вести процесс от его имени.

Каков срок давности по делам, связанным с нарушением авторских прав?

По делам о защите исключительных (имущественных авторских) прав применяется общий срок исковой давности – 3 года с момента, когда правообладатель узнал или должен был узнать о нарушении.

На неимущественные права автора (право авторства, право на имя и т.п.) исковая давность не распространяется, но нарушение данных прав дает автору право требовать компенсации морального вреда и не дает права на взыскание компенсации в размерах, о которых речь шла выше. Поэтому такой иск не принесет автору больших денег.

Допустим, фрилансер написал статьи, а заказчик их не оплатил и разместил на своем сайте. Что необходимо сделать автору в первую очередь для решения проблемы и на каком этапе стоит обращаться к адвокату?

В данном случае целесообразно зафиксировать тот факт, что заказчик уже использовал результат работы. Как минимум, сделать скриншоты. В более серьезных случаях есть смысл обратиться для фиксации факта публикации к нотариусу.

Первую попытку разрешить конфликт мирно автор вполне может предпринять самостоятельно, направив заказчику соответствующее требование о необходимости исполнить свои обязательства по оплате. Если же такая попытка успехом не увенчалась, самое время прибегнуть к помощи профессионала.

Если возможно, расскажите о случаях из практики, которые запомнились больше всего, и чем они закончились в итоге.

Как правило, запоминаются какие-то нестандартные дела, в которых либо предмет защиты, либо обстоятельства дела имеют какие-то особенности, отличающие их от других дел той же категории.

Например, из недавних было довольно интересное дело о защите авторских прав на дизайн амулетов, в основу которого были положены древние символы. Тем не менее, суд признал их также охраняемыми объектами, поскольку изделия представляли собой не просто воспроизведение таких символов, а их творческую переработку с использованием различных дизайнерских приемов и элементов.

Было также, например, дело о защите авторских прав на фотографии знаменитостей, созданные папарацци. Особенность данных фотографий в том, что делаются они, как правило, без специальной подготовки и особой художественностью не отличаются. Тем не менее, суд решил, что и такие фотографии авторским правом охраняются.

Источник